86RS0002-01-2022-004281-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2022 года г.Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Байдалиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Морозовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3257/2022 по исковому заявлению Макаровой Н. А. к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Макарова Н.А. обратилась с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что является не работающим пенсионером по старости. Обратилась к ответчику заявлением о компенсации стоимости проезда к месту отдыха, но <дата> получила отказ в части компенсации проезда воздушным транспортом по маршруту Сургут-Москва, автомобильным транспортом по маршруту Москва-Тамбов. С решением ответчика не согласна, так как ею были представлены все необходимые документы, оснований для отказа в компенсации у ответчика не имелось. Просит признать решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре об отказе в компенсации части стоимости проезда к месту отдыха незаконным, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате стоимости проезда к месту отдыха в размере 5 749 рублей.
В судебное заседание истец Макарова Н.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в заявлении просила рассматривать дело без её участия.
Представитель ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело без участия сторон.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Справкой № от <дата> (л.д. 10) подтверждается, что с <дата> истец является неработающим пенсионером, постоянно проживающим в г.Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
<дата> истец обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха в г.Тамбов, согласно которому истцом представлены: билет на автобус по маршруту Нижневартовск - Сургут, стоимость которого составила 873 рубля, электронный билет на проезд воздушным транспортом по маршруту Сургут – Москва стоимостью 4 849 рублей, билет на проезд автомобильным транспортом по маршруту Москва - Тамбов стоимостью 900 рублей (л.д.11-12).
<дата> ответчиком принято решение №, согласно которому истцу компенсирована стоимость проезда к месту отдыха в размере 873 рублей, в компенсации расходов на проезд в размере 5 749 рублей отказано на основании п.п.9, 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 года № 176.
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В преамбуле Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» указано, что он устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона 01 апреля 2005 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 176, которым утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Указанными Правилами определяется порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда указанным категориям граждан к месту отдыха на территории РФ и обратно, а именно: определяется круг лиц, имеющих право на получение компенсации, виды компенсации, порядок обращения за назначением компенсации, перечень документов, подлежащих представлению, а также пределы возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В соответствии с пунктами 2, 3 указанных Правил, компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В соответствии с п.п.7, 8 Разъяснений о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, решение о предоставлении компенсации в виде предоставления проездных документов для проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при наличии специальных талонов (направлений) на получение в транспортной организации, с которой заключен соответствующий договор, проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха, расположенному на территории Российской Федерации, и обратно.
Согласно данной правовой норме, компенсации подлежат фактические расходы пенсионера на проезд по территории РФ.
В силу пункта 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов (направлением электронных проездных (перевозочных) документов (билетов) с использованием подсистемы единого личного кабинета федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»), выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), а также контрольный купон электронного билета (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) являются документами строгой отчетности (п.2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», п.2 Приказа Минтранса России от 21.08.2012 № 322 «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте»).
Вместе с тем, нормативные положения, содержащиеся в пункте 9 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам расходов на оплату стоимости проезда в отсутствии проездного документа – бланка строгой отчетности при наличии иных подтверждающих выезд к месту проведения отдыха, стоимость проезда документов.
В соответствии со ст.105 Воздушного кодекса РФ билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлена приказом Минтранса РФ от 08 ноября 2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Специальных требований к документальному подтверждению расходов при покупке электронных билетов законодательством не установлено.
В соответствии с пунктом 10 вышеуказанных Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха, либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно, д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Ответчиком в качестве основания для отказа в компенсации стоимости проезда указано, в том числе, невозможность компенсации расходов по договору фрахтования (заказной) в соответствии с п.10 Правил.
Абзацем 1 статьи 787 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Виды перевозок пассажиров и багажа определены в статье 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ), в силу которой, перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки (п.1), перевозки по заказам (п.2) и перевозки легковыми такси (п.3).
Перевозка истца по маршруту Москва - Тамбов являлась перевозкой по заказу, не была регулярной, то есть не осуществлялась в соответствии с положениями ст.19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок транспортом общего пользования.
Согласно ст.27 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа должен содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год); б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя; в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика; г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак; д) фамилии и инициалы водителей; е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт; ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования; з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках; и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи; л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки; м) количество перевезенных пассажиров; н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда (Приложение № 4 к Постановлению Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»).
Отсутствие в п.10 вышеуказанных Правилах прямого указания о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых посредством автомобильного транспорта по договору фрахтования (заказу), не может ограничивать право гражданина, являющегося неработающим пенсионером, получателем пенсии по старости, на получение компенсации за проезд к месту отдыха и обратно, поскольку перевозка пассажиров и багажа по заказу на основании договора фрахтования прямо предусмотрена действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик своим решением № от <дата> незаконно отказал истцу в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
При определении размера компенсации расходов на оплату стоимости проезда, суд приходит к следующему.
В соответствии с Разъяснениями о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 11.08.2008 № 408н, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.
Таким образом, при определении стоимости проезда, подлежащего возмещению, компенсации подлежит сумма расходов на оплату стоимости проезда без учета сборов и платежей за дополнительные услуги.
Электронным билетом (л.д.14) подтверждается, что <дата> истец следовала к месту отдыха по маршруту Сургут – Москва (Внуково), прибытие 18 августа в 07:20, стоимость проезда составила 4 849 рублей.
Следование истца по указанному маршруту подтверждается посадочным талоном.
В обоснование понесенных истцом расходов на проезд по маршруту Москва - Тамбов истцом представлен кассовый чек, являющийся заказ-нарядом на заключение договора фрахтования части транспортного средства, согласно которому истец следовала по маршруту Москва - Тамбов <дата>, отправление в 13:30.
Представленный кассовый чек отвечает требованиям, установленным действующим законодательством, к реквизитам и порядку заполнения такого документа.
Таким образом, стоимость проезда к месту проведения истцом отдыха и обратно по территории РФ, подлежащая компенсации, в общей сумме составляет 5 749 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре № от <дата> о частичном отказе в компенсации расходов на оплату стоимости проезда Макаровой Н. А., незаконным.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу Макаровой Н. А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха в размере 5 749 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Председательствующий О.Н. Байдалина
Мотивированное решение составлено 27 мая 2022 года
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья ______________ О.Н. Байдалина
Секретарь с/з ________ Е.С. Морозова
« ___ » _____________ 2022г.
Подлинный документ находится в
Нижневартовском городском суде
ХМАО-Югры в деле № 2-3257/2022
Секретарь с/з ________ Е.С. Морозова