РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года г. Алексин Тульской области
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Перезябовой А.М.,
при помощнике судьи Исаевой Е.И.,
с участием:
Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Маклина А.А.,
представителя ответчика администрации МО р.п. Новогуровский по доверенности Фролова С.В.,
рассмотрев в помещении Алексинского городского суда Тульской области в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1080/2019 по иску Алексинского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский об обязании регистрации права муниципальной собственности на объекты гражданской обороны,
установил:
Алексинский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации р.п. Новогуровский, в котором просил обязать ответчика в срок до 01.07.2020 зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес>, р.<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о муниципальной собственности при эксплуатации и использования защитных сооружений гражданской обороны, установлено, что на территории МО р.п. Новогуровский Алексинского района Тульской области расположены защитные сооружения гражданской обороны по указанным адресам, которые являются подвалами многоквартирных домов и находятся на балансе администрации данного муниципального образования. Согласно актам инвентаризации, оценки содержания и использовании указанных защитных сооружений от 04.09.2018, представленных администрацией указанного муниципального образования, два объекта гражданской обороны находятся в состоянии ограниченной готовности, один объект не готов к чрезвычайным ситуациям. В связи с тем, что органом местного самоуправления на протяжении длительного времени не применяются меры по регистрации права муниципальной собственности на перечисленные объекты недвижимости, прокуратурой 14.06.2019 было направлено предписание главе администрации МО р.п. Новогуровский об устранении данных нарушений законодательства о муниципальной собственности. Согласно ответу администрации указанного муниципального образования на данное представление, работы по устранению замечаний ведутся. Однако, до настоящее времени требования не исполнены. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просил удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании Алексинский межрайонный прокурор Тульской области Маклин А.А. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО р.п. Новогуровский по доверенности Фролов С.В. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление. Пояснил, что спорные объекты внесены в реестр муниципальной собственности и только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия. Государственная регистрации носит заявительный порядок и осуществляется по желанию правообладателя. Просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1 ч. 1; ст. 7 ч. 1; ст. 18; ст. 19 ч.ч. 1, 2 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.п.3,28 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления о Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организации и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ст. 50 данного закона, среди другого имущества, к муниципальному имуществу относится имущество, предназначенное для решения установленных указанным федеральным законом вопросов местного значения.
Из положений п.п. 1-3 ст. 51 указанного выше закона следует, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 212 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ч.ч. 3-5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 8 вышеуказанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Как усматривается из материалов дела, согласно постановлению администрации МО р.п. Новогуровский от 12.07.2018 № о проведении инвентаризации защитных сооружений на территории МО р.п. Новогуровский в 2018 году, создана инвентаризационная комиссия по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории данного муниципального образования и организована инвентаризация.
Согласно перечню защитных сооружений гражданской обороны МО р.п. Новогуровский, а также актам инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны от 04.09.2018, спорные сооружения, находятся на балансе администрации МО р.п. Новогуровский и являются подвалами жилых домов.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что данные защитные сооружения находятся в состоянии ограниченной готовности, а также не готовыми к чрезвычайным ситуациям. Кроме того, органом местного самоуправления не принимаются меры по регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости.
Алексинской межрайонной прокуратурой 14.06.2019 Главе администрации МО р.п. Новогуровский вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности.
Из письма главы администрации МО р.п. Новогуровский от 02.07.2019 на имя Алексинского межрайоного прокурора усматривается, что в настоящее время администрацией ведется работа по устранению замечаний в предписании.
Однако, письмом от 06.11.2019, адресованному Алексинскому межрайоному прокурор, заместитель главы администрации МО р.п. Новогуровский сообщает о возможности выполнения указанных работ по устранению нарушений в срок до 01.07.2020, в связи с отсутствием финансовых средств на данные вида работ.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что право собственности на указанные защитные сооружения гражданской обороны не зарегистрировано. Доказательств принятия мер к регистрации права собственности на указанное защитное сооружение гражданской обороны суду не представлено.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В судебном заседании также установлено, и не оспорено ответчиком, что защитные сооружения имеют существенные нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.
Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что в результате не принятия мер к регистрации права собственности объекты, принадлежащие ответчику, содержатся в ненадлежащем виде.
При этом ответчик ссылается на то, что согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 219-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» право на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. То есть у МО р.п. Новогуровский отсутствует обязанность регистрировать право собственности на объект гражданской обороны.
Однако согласно выпискам из реестра муниципального имущества МО р.п. Новогуровский, а также договору о разграничении полномочий от 20.04.1998, усматривается, что право муниципальной собственности на указанные объекты гражданской обороны, являющиеся подвалами многоквартирных домов, у ответчика возникло 20.04.1998, то есть после вступления в силу указанного закона.
Отсутствие регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны не служит интересам государства, поскольку отсутствует учет и контроль за объектом гражданской обороны, создаются предпосылки и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений, в том числе и по незаконному распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, использованию его без оснований иными лицами.
Требования заявлены прокурором на основании результатов проверки, в ходе которой было установлено, что защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии, что обусловлено, в том числе и тем, что право собственности на данное сооружение не зарегистрировано, в отношении него не осуществляются уполномоченными органами мероприятия, направленные на содержание их в состоянии, обеспечивающем готовность защитного сооружения к приему укрываемых, использованию в соответствии с задачами, для которых осуществлялось создание данных объектов гражданской обороны.
Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна как при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны, так и при наличии правовой определенности в собственнике защитного сооружения, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Запрошенный срок для принятия мер к регистрации права собственности на защитные сооружения гражданской обороны – расположенные по адресу: <адрес>, р.<адрес> является разумным.
Достоверных доказательств в обоснование довода представителя ответчика относительно отсутствия необходимых в бюджете администрации МО р.п. Новогуровский денежных средств, суду не представлено.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Алексинского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО р.п. Новогуровский об обязании регистрации права муниципальной собственности на объекты гражданской обороны, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Алексинского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Новогуровский в срок до 1 июля 2020 года зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2019 года.
Председательствующий А.М. Перезябова