Дело № 2-56/2020 (№ 2-312/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2020 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сафронова А.Ю.,
при секретаре Косинич Т.Ю.,
с участием: старшего помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Копыловой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
У С Т А Н О В И Л:
Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к МБОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа», указав, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлены нарушения норм трудового законодательства. Так, в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013 № 426 - ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон), специальная оценка условий труда в МБОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края проведена не в полном объеме.
Проверкой установлено, что по состоянию на 25.12.2019 в учреждении имеется 40 рабочих места занятых работниками, в нарушение требований законодательства специальная оценка условий труда проведена лишь на 12 рабочих местах.
Таким образом, работодатель не выполняет обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона « О прокуратуре РФ», ст. ст. 7, 37 Конституции РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 212 Трудового кодекса РФ, ФЗ от 28.12.2013 № 426 - ФЗ «О специальной оценке условий труда», просит обязать МБОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края провести специальную оценку условий труда по всем рабочим местам учреждения, занятым работниками, в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в срок не позднее 01 декабря 2020 г.
В ходе судебного заседания помощник Змеиногорского межрайонного прокурора Копылова А.И. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – Директор МБОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа» Риффель А.В., надлежащим образом извещённая о дате, времени и месте судебного заседания не явился, просил о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования, признаел в полном объеме, о чем к материалам дела направил письменное заявление.
Представитель третьего лица - комитета администрации Змеиногорского района Алтайского края по образованию и делам молодежи надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте судебного заседания не явился, просил о рассмотрении дела в ее отсутствие, в отзыве на исковое заявление указал, что в 2020 году планируется провести специальную оценку труда на рабочих местах (из них за счет средств ФСС – рабочих места, за счет местного бюджета - ). Финансирование для проведения СОУТ на всех рабочих местах в МБОУ «Барановская СОШ» не выделяется в достаточном объеме.
Представитель третьего лица - администрации Змеиногорского района Алтайского края надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте судебного заседания не явился, не просил о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии сост. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Статья 3 Федерального закона предусматривает, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредны и (или) опасные производственные факторы) и оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно ст. 8 Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию специально-трудовых отношений.
Из материалов дела следует, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране труда на предприятиях и в учреждениях района. По результатам проведенной проверки установлены нарушения норм трудового законодательства. Так, в нарушение требований статьи 212 ТК РФ, Федерального закона от 28.12.2013 № 426 - ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон), специальная оценка условий труда в МБОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края проведена не в полном объеме.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
Статьей 15 Федерального закона предусмотрено, что отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняются государством.
Согласно ответу на представление от 28.06.2019 № 02-47-2019 об устранении нарушений трудового законодательства, директор МБОУ "Барановская СОШ" сообщил прокурору, что в целях проведения СОУТ в МБОУ "Барановская СОШ" заключены договор с ООО "ЦЗБТ": № 769 от 26.04.2019 на сумму 10870,70 руб. (за счет средств ФСС) и № 903 от 21.05.2019 на сумму 3000 руб. (средства местного бюджета). В рамках данных договоров была проведена СОУТ 12 рабочих мест, на которых работает 23 человека. Не проведена СОУТ 28 рабочих мест. Информация о рабочих местах, в отношении которых не проведена СОУТ передана в комитет Администрации Змеиногорского района по образованию и делам молодежи с целью выделения дополнительных бюджетных средст.
Вместе с тем, в нарушение конституционных норм и требований ст. 212 ТК РФ, в МБОУ "Барановская СОШ" специальная оценка условий труда проведена не на всех рабочих местах.
Так, проверкой установлено, что по состоянию на 25.12.2019 в учреждении имеется 40 рабочих мест занятых работниками, в нарушение требований законодательства специальная оценка условий труда проведена лишь на 12 рабочих местах.
Таким образом, работодатель не выполняет обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Ответчик также письменно признал исковые требования, что является самостоятельными основаниями для их удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.01.2020.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░