Решение по делу № 16-2542/2024 от 16.09.2024

№ 16-2542/2024

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владивосток                                                                            20 сентября 2024 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Кочубея А.Н., действующего на основании ордера № 147 от 13 июня 2024 года в защиту Юсифова Эйюб Исфандияр оглы, на вступившие в законную силу постановление судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 4 декабря 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 19 января 2024 года) и решение судьи Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Азербайджан Юсифова Эйюб Исфандияр оглы,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 4 декабря 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 19 января 2024 года), оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2023 года, Юсифов Э.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения. Юсифов Э.И. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Кочубей А.Н. в защиту Юсифова Э.И. просит изменить вступившие в законную силу постановление судьи районного суда и решение судьи краевого суда, с учетом требований части 3.8 статьи 4.1 КоАП РФ заменить административное выдворение административным штрафом.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ) иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в данной норме.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 3 декабря 2023 года в 17 часов 30 минут в районе 36 км автомобильной дороги г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики Азербайджан Юсифов Э.И., который нарушил режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, что выразилось в отсутствии документов, подтверждающих право пребывания (проживания) в Российской Федерации. Гражданин Азербайджана Юсифов Э.И. въехал на территорию Российской Федерации 22 мая 2018 года. 13 октября 2018 года выдано разрешение на временное проживание по 13 октября 2021 года.

Факт совершения гражданином Республики Азербайджан Юсифовым Э.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Действия гражданина Республики Азербайджан Юсифова Э.И. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Таким образом, Юсифов Э.И. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ

Положения статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 кодекса.

Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.

Доводы жалобы о возможности в данном случае применения положений части 3.8 статьи 4.1 КоАП РФ и замены назначенного административного выдворения административным штрафом подлежат отклонению.

Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 649-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1 кодекса дополнена частью 3.8, которая в том случае, когда санкция статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации устанавливает обязанность судьи при назначении административного наказания выяснять и учитывать продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства.

Вместе с тем из доводов жалобы и представленных документов наличие указанных выше обстоятельств, необходимых в силу закона для замены административного выдворения административным штрафом, не следует.

Необходимость назначения Юсифову Э.И. дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации мотивирована и основана на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, соответствует требованиям статей 3.1, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

То обстоятельство, что на территории Российской Федерации проживает его сын – гражданин Российской Федерации, студент высшего учебного заведения, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания, проявлять законопослушание, нести бремя уплаты установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов, осуществлять легальную трудовою деятельность. Поименованные заявителем в жалобе обстоятельства не свидетельствуют о невозможности применения к Юсифову Э.И. длительное время находящемуся на территории России в отсутствие к тому правовых оснований, и демонстрирующему пренебрежительное отношение к ее законам, наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Само по себе право на уважение частной и семейной жизни не является абсолютным и не порождает у иностранных граждан беспрепятственной и неограниченной по времени возможности нахождения на территории Российской Федерации, а тем более не освобождает от обязанности соблюдать законодательство страны пребывания. Не порождают они и иммунитета от установленных законодательством Российской Федерации превентивных мер воздействия в сфере миграционной политики, направленных на защиту ее государственных и общественных интересов.

Утверждение заявителя о том, что примененное выдворение станет причиной длительной разлуки между близкими родственниками, не может быть признано состоятельным, поскольку законно примененная к Юсифову Э.И. мера административной ответственности за допущенное нарушение миграционных правил, не исключает встреч с сыном на территории проживания иностранного гражданина.

Изложенное в совокупности позволяет признать отсутствие оснований для изменения обжалуемого постановления в части назначенного дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, о чем заявитель просит в жалобе.

Вопреки утверждению заявителя, суды обеих инстанций подробно изложили обстоятельства, вследствие которых не установили законных оснований для неприменения к иностранному гражданину административного выдворения, имея ввиду в том числе и факты неоднократного привлечения его к административной ответственности как за нарушение Правил дорожного движения, так и за нарушение положений миграционного законодательства и за неуплату назначенного административного штрафа (л.д.9-11).

Вынесение судьей районного суда определения от 19 января 2024 года об исправлении описки путем дополнения резолютивной части постановления от 4 декабря 2023 года указанием на идентификатор Юсифова Э.И., паспорт гражданина Республики Азербайджан <данные изъяты> содержание судебного акта не изменяет. Данное определение по форме, содержанию, срокам принятия требованиям статьи 29.12.1 КоАП РФ соответствует.

Постановление о привлечении Юсифова Э.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 кодекса для данной категории дел.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 4 декабря 2023 года и решения судьи Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2023 года.

Как следует из указанных актов, Юсифов Э.И. после окончания действия разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации со сроком действия с 13 октября 2018 года по 13 октября 2021 года должен был выехать с территории Российской Федерации, поскольку предусмотренных законом оснований для продления срока пребывания у Юсифова Э.И. не имелось.

Вместе с тем судьями обеих инстанций не учтено, что подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации 15 июня 2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 364 от 15 июня 2021 года) приостановлено 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерации временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации № 364 от 15 июня 2021 года перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года № 1253-р «О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение» (далее – распоряжение Правительства № 1253-р) утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение.

Положениями пункта 2 распоряжения Правительства № 1253-р установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством является дата его включения в перечень, утвержденный пунктом 1 названного распоряжения.

При этом в пункте 3 распоряжения Правительства № 1253-р указано, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, не включенным в перечень, утвержденный настоящим распоряжением, является дата вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, установившего такие ограничения.

Республика Азербайджан в данном перечне не указана, следовательно, датой снятия ограничений на транспортное сообщение с ней является дата вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу распоряжения Правительства № 1253-р, а - это 15 июля 2022 года.

Таким образом, покинуть территорию Российской Федерации гражданин Республики Азербайджан Юсифов Э.И. должен был по истечении 90 суток с 15 июля 2022 года, то есть до 13 октября 2022 года, что не учли суды при разрешении данного дела.

В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 4 декабря 2023 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2023 года подлежат изменению путем указания даты уклонения от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания на территории Российской Федерации, которой следует считать 13 октября 2022 года.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

п о с т а н о в и л а:

постановление судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 4 декабря 2023 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Азербайджан Юсифова Эйюб Исфандияр оглы изменить: считать правильным утверждение, что гражданин Республики Азербайджан Юсифов Эйюб Исфандияр оглы должен был выехать с территории Российской Федерации до 13 октября 2022 года.

В остальной части постановление судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 4 декабря 2023 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Азербайджан Юсифова Эйюб Исфандияр оглы оставить без изменения, жалобу Кочубея А.Н. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции                                                                           Е.В. Королева

16-2542/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ЮСИФОВ ЭЙЮБ ИСФАНДИЯР
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

1.1

18.8

Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
20.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее