Дело № 2 – 14/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2018 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
при секретаре судебного заседания Дашкевич Ю.Д.,
с участием прокурора Кривощекова Д.Н.,
представителя ответчика Администрации Бродовского сельского поселения Девятковой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Чернушинского района Пермского края к Администрации Бродовского сельского поселения Чернушинского района о возложении обязанности по ликвидации двух свалок твердых бытовых и коммунальных отходов, проведении рекультивации земельных участков, прекращении деятельности по временному накоплению отходов;
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился с иском к Администрации Бродовского сельского поселения Чернушинского района о возложении обязанности по ликвидации двух свалок твердых бытовых и коммунальных отходов, проведении рекультивации земельных участков, прекращении деятельности по временному накоплению отходов.
Исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края мотивированы следующим: прокуратурой Чернушинского района Пермского края совместно с Комитетом по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района в ходе проведения проверки исполнения законодательства, регламентирующего соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также в рамках рассмотрения поступившего обращения установлено, что на территории Бродовского сельского поселения на земельных участках с кадастровыми <№> и <№> расположены свалки твердых бытовых и коммунальных отходов. Согласно актам проверки Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 08 августа 2017 года в границах Бродовского сельского поселения: на расстоянии 0,5 км к северу от с. Брод на участке с кадастровым <№> расположена свалка твердых коммунальных отходов, общая площадь свалки <данные изъяты>., объём выявленных отходов 6 000 куб.м.; на расстоянии 0,2 км к северу от д. Ракино на участке с кадастровым номером <№> расположена свалка твердых коммунальных отходов, общая площадь свалки <данные изъяты>., объём выявленных отходов 600 куб.м. Свалки состоят из твердых коммунальных (бытовых) отходов, в том числе крупногабаритных. Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости земельные участки с кадастровыми <№> и <№> отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под площадку временного накопления отходов. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Исходя из ст. 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Регулирующие отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. В соответствии с п. 3.7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. Согласно ст. 56, 80 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена. В ходе проведенной проверки установлено, что земельные участки с кадастровыми <№> и <№>, на которых расположены свалки твердых бытовых и коммунальных отходов, используются администрацией Бродовского сельского поселения под временное накопление отходов. Согласно информации ООО «Внешнее благоустройство», единственной организации осуществляющей на территории Чернушинского муниципального района деятельность по транспортировке и утилизации твердых бытовых и коммунальных отходов, Бродовское сельское поселение за период времени с 2015 года по настоящее время при заключенном договоре, заявки на вывоз и утилизацию накопляемых отходов не подавала, накопляемые отходы не вывозились. Таким образом Администрацией Бродовского сельского поселения требования законодательства при временном накоплении отходов, в частности, их хранении не более 11 месяцев, не соблюдаются. Также, в ходе проведенной проверки установлено, что накопляемые отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадок не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, по периметру отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков. Установлено, что администрацией Бродовского сельского поселения на земельных участках с кадастровыми <№> и <№>, используемых под временное накопление отходов, на которых расположены свалки твердых бытовых и коммунальных отходов, допускается неисполнение требований федерального законодательства при их временном накоплении, в связи с чем, осуществляется загрязнение земельных участков, что в свою очередь приводит к ухудшению качества земель. Несоблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с отходами производства, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушается конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ. Несоблюдение нормативно-правовых актов создает угрозу жизни и здоровью жителей Бродовского сельского поселения. Согласно ч. 5 ст. 13 земельного кодекса РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Согласно п. 5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивации подлежат земли, нарушенные при: складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. В связи с тем, что допускается загрязнение земельных участков с кадастровыми <№> и <№>, данные земельные участки подлежат рекультивации. Основанием для обращения прокурора в суд в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц послужило нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит суд возложить на администрацию Бродовского сельского поселения обязанность по ликвидации площадки временного накопления отходов, расположенных: на расстоянии 0,5 км к северу от с. Брод на земельном участке с кадастровым <№>, на котором расположена свалка твердых бытовых и коммунальных отходов площадью <данные изъяты>., объёмом 6 000 куб.м.; на расстоянии 0,2 км. к северу от д. Ракино на земельном участке с кадастровым номером <№>, на котором расположена свалка твердых бытовых и коммунальных отходов площадью <данные изъяты>., объёмом 600 куб.м., в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность в течение 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми <№> и 59:40:1770101:001; возложить обязанность прекратить деятельность по временному накоплению отходов на земельных участках с кадастровыми <№> и <№>, с момента вступления решения суда в законную силу до устранения нарушений требований федерального законодательства.
17 января 2018 года прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в суд уточненным исковым заявлением, просит: возложить на Администрацию Бродовского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность ликвидировать свалки твердых бытовых и коммунальных отходов, расположенных: на расстоянии 0,5 км к северу от села Брод на земельном участке с кадастровым <№>, площадью <данные изъяты>., объемом 6000 куб.м., на расстоянии 0,2 км к северу от деревни Ракино на земельном участке с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты>., объемом 600 куб.м., в течении одного года с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на Администрацию Бродовского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность в течении трех лет со дня вступления в законную силу решения суда провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми <№> и <№>; возложить на Администрацию Бродовского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность прекратить деятельность по временному накоплению отходов на земельных участках с кадастровыми <№> и <№>, с момента вступления решения суда в законную силу до устранения нарушений требований федерального законодательства. (л.д. 102-107)
Прокурор Чернушинского района Пермского края Кривощеков Д.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, пояснил, что в ходе проверки были обнаружены две свалки твердых бытовых и коммунальных отходов Бродовского сельского поселения, свалки подлежат ликвидации, земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, фактически накопленные отходы хранятся постоянно, не вывозятся, необходимо прекращение деятельности по накоплению отходов.
Представитель ответчика администрации Бродовского сельского поселения Чернушинского района Девяткова О.П. в судебном заседании пояснила, что администрация не согласна с требованиями прокурора, поддержала письменные возражения по иску. Пояснила, что площадки расположены с 1996 года, выделены для временного накопления отходов, изменен вид разрешенного использования, площадки действующие, используются населением, при ликвидации площадок у населения нет иных мест для складирования отходов, граждане вывозят отходы самостоятельно, мусор собирается, утрамбовывается, мусор с площадок не вывозится последние два года, договор на вывоз мусора не заключен. Обваловка площадок была размыта дождевыми водами. Оборудование площадки в соответствии требованиями законодательства не произведено в связи с отсутствием денежных средств в администрации. При закрытии площадок мусор будет распространяться по территории поселений.
Представитель ответчика администрации Бродовского сельского поселения Чернушинского района в письменном отзыве по иску указал следующее. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (в редакции от 28.12.2016 года) «Об отходах производства и потребления», организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирование деятельности региональных операторов; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 года № 1057-п «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края», на территории Пермского края функции в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами осуществляет Региональная служба по тарифам Пермского края, в том числе функции: разрабатывает для программ социально-экономического развития Пермского края прогнозные показатели и мероприятия по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; утверждает инвестиционные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов; организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разрабатывает и представляет на утверждение Правительства Пермского края проект правового акта, утверждающего порядок сбора твердых коммунальных отходов, в том числе раздельного сбора. К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Указанные вопросы не относятся к полномочиям сельского поселения. (л.д. 49-50)
Третье лицо Комитет по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района ликвидирован на основании Решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района <№> от 26.10.2017 года. (л.д. 66, 67)
Представитель третьего лица Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района в письменном отзыве по иску указал, что сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. На территории Пермского края функции в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами осуществляет Региональная служба по тарифам Пермского края. В соответствии со ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельским поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», сельские поселения участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Полномочия Чернушинского муниципального района по решению вопросов местного значения по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального района Бродовскому сельскому поселению не передавались. Считает, требования прокурора Чернушинского района к администрации Бродовского сельского поселения о ликвидации площадки временного накопления отходов не подлежащими удовлетворению. (л.д. 42)
Представитель третьего лица Администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, времени судебного заседания уведомлен, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Представитель третьего лица администрации Чернушинского муниципального района в письменном отзыве по исковым требованиям указал, что требования прокурора Чернушинского района Пермского края не подлежат удовлетворению, указал доводы по отзыву представителя Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района. (л.д. 68-70)
Представитель третьего лица Региональной службы по тарифам Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени судебного заседания уведомлен, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Региональной службы по тарифам Пермского края в пояснениях к иску указал, что согласно актам проверки Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 08.08.2017 года в границах Бродовского сельского поселения на расстоянии 0,5 км к северу от с. Брод на участке с кадастровым <№> расположена свалка твердых коммунальных отходов, на расстоянии 0,2 км к северу от д. Ракино на участке с кадастровым номером <№> расположена свалка твердых коммунальных отходов. Согласно сведениям об основных характеристиках об объектах недвижимости, земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – под площадку временного накопления отходов. Указанные свалки твердых коммунальных отходов не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствуют требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 года № 16. Свалки не являются площадками для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечают требованиям п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80, и соответственно, являются несанкционированными свалками отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов не отнесена к вопросам местного значения сельского поселения. Вместе с тем, ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ закрепляет, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельским поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Законом Пермского края от 22.12.2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельским поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» в статье 2 закрепляет за сельскими поселениями Пермского края полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Поскольку Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит терминов «несанкционированная свалка», «ликвидация несанкционированных свалок», то ликвидация несанкционированных свалок не может быть отнесена к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, регламентированной указанным федеральным законом. Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт» Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, в соответствии с которым несанкционированные свалки отходов – территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. На основании п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Статья 4 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. При невозможности установления собственника отходов обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов возлагается на собственника, землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка. Часть 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ устанавливает, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. (л.д. 118-120)
Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В период с 10 июля 2017 года по 07 августа 2017 года прокуратурой Чернушинского района Пермского края совместно с Комитетом по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды об отходах производства и потребления, земельного законодательства, в ходе которой установлено, что в границах Бродовского сельского поселения на расстоянии 0,5 км к северу от с. Брод на участке с кадастровым <№> расположена свалка твердых коммунальных отходов, общая площадь свалки <данные изъяты>., объём выявленных отходов 6 000 куб.м.; на расстоянии 0,2 км к северу от д. Ракино на участке с кадастровым номером <№> расположена свалка твердых коммунальных отходов, общая площадь свалки <данные изъяты>., объём выявленных отходов 600 куб.м., установлено, что накопленные отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадок не имеет искусственного водопроницаемого покрытия, по периметру отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков, земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, при этом вид разрешенного использования земельных участков – под площадку временного накопления отходов. (л.д. 8-12)
По информации ООО «Внешнее благоустройство» от 26 октября 2017 года Администрация Бродовского сельского поселения заключала договор <№> от 01 апреля 2015 года, оказание услуг по вывозу ТБО и ТКО не проводилось, заявки не поступали, договор считается недействительным. (л.д. 13)
Согласно Актов проверок Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района от 08 августа 2017 года при обследовании мест размещения отходов установлено, в границах Бродовского сельского поселения на расстоянии 0,2 км. к северу от д. Ракино на участке с кадастровым номером <№> расположена свалка твердых коммунальных отходов, общая площадь свалки <данные изъяты>., объём выявленных отходов 800 куб.м.; в границах Бродовского сельского поселения на расстоянии 0,5 км. к северу от с. Брод на участке с кадастровым <№> расположена свалка твердых коммунальных отходов, общая площадь свалки <данные изъяты>., объём выявленных отходов 6000 куб.м. (л.д. 14, 17)
Согласно Актов планового (рейдового) осмотра, обследования органом государственного контроля (надзора) -Управлением Россельхознадзора по Пермскому краю от 28 апреля 2017 года <№>, <№>, в результате визуального осмотра земельного участка с кадастровым <№> из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – под площадку временного накопления отходов, общей площадью <данные изъяты>., установлено, что земельный участок ограждений по периметру не имеет, расположен единым массивом, на всей площади находятся накопления отходов; в результате визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером <№> из категории – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – под площадку временного накопления отходов, общей площадью <данные изъяты>., установлено, что земельный участок ограждений по периметру не имеет, расположен единым массивом, на части земельного участка находятся накопления отходов. (л.д. 20-22, 23-25)
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым <№> расположен по адресу: Пермский край Чернушинский район у д. Ракино, площадью <данные изъяты>., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – под площадку временного накопления отходов. (л.д. 29-34)
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым <№> расположен по адресу: Пермский край Чернушинский район у д. Брод, площадью <данные изъяты>., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – под площадку временного накопления отходов. (л.д. 29-34)
Постановлением главы администрации Чернушинского района от 15 сентября 2004 года <№> утвержден проект границ земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты>. по адресу: д. Ракино Чернушинского района, установлено разрешенное использование земельного участка: свалка мусора твердых отходов. (л.д. 83)
Постановлением главы администрации Чернушинского района от 15 сентября 2004 года <№> администрации Бродовского сельского поселения Чернушинского района Пермского края из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты>. под свалку мусора твердых отходов по адресу: д. Ракино Чернушинского района, в постоянное (бессрочное) пользование, возложена обязанность использовать участок в соответствии с целевым назначением. (л.д. 82)
Постановлением главы администрации Чернушинского района от 15 сентября 2004 года <№> утвержден проект границ земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты>. по адресу: д. Брод Чернушинского района, установлено разрешенное использование земельного участка: свалка мусора твердых отходов.
Постановлением главы администрации Чернушинского района от 15 сентября 2004 года <№> администрации Бродовского сельского поселения Чернушинского района Пермского края из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты>. под свалку мусора и твердых отходов по адресу: д. Брод Чернушинского района, в постоянное (бессрочное) пользование, возложена обязанность использовать участок в соответствии с целевым назначением.
Постановлениями главы Чернушинского муниципального района от 14.12.2017 года <№>, <№> изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: у д. Ракино Чернушинский район Пермский край, земельного участка с кадастровым <№>, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: у д. Брод Чернушинский район Пермский край, с вида разрешенного использования «под площадку временного накопления отходов» на вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования». (л.д. 112, 113)
По информации Администрации Чернушинского муниципального района в связи с тем, что до 28 декабря 2016 года Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относилась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, администрациями сельских поселений проводилось оформление документов на земельные участки под площадки временных накоплений отходов, земельные участки были сформированы на землях сельскохозяйственного назначения, планировалось перевести земельные участки в категорию – земли промышленности, по земельному участку с кадастровым <№> документы для перевода земельного участка из одной категории в другую направлялись в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, на основании Постановления Правительства Пермского края от 15.04.2015 года № 229-П в переводе отказано в связи с установлением несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану Бродовского сельского поселения Чернушинского муниципального района, при вступлении в силу Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ полномочия сельских поселений в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора были исключены, в связи с изменением процедуры организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора перевод земельных участков с кадастровыми номерами 59:40:1770101:11, 59:40:1770101:12 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности на сегодняшний день не предоставляется возможным. (л.д. 110-111)
Представителем Администрации Чернушинского муниципального района предоставлено Свидетельство о государственной регистрации права собственности Муниципального образования «Чернушинский муниципальный район Пермского края» на полигон ТБО г. Чернушка. (л.д. 71)
Из предоставленных документов и доводов сторон установлено в судебном заседании, что в 2004 году администрации Бродовского сельского поселения предоставлены два земельных участка с кадастровыми <№>, <№> около с. Брод и д. Ракино из категории земель сельскохозяйственного назначения под площадки временного накопления отходов, на указанных площадках организованы свалки твердых коммунальных отходов, при этом вывоз отходов не производится, отходы хранятся постоянно, площадки не отвечают санитарно-эпидемиологическим правилам для размещения отходов, отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков, поверхность площадок не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, по периметру отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков. 14 декабря 2017 года администрацией Чернушинского муниципального района постановлениями изменен вид разрешенного использования «под площадку временного накопления отходов» на вид «земли сельскохозяйственного назначения».
По заключению Региональной службы по тарифам Пермского края указанные свалки являются несанкционированными свалками отходов.
В силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Пунктом 12 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" предусмотрено, что за сельскими поселениями Пермского края закреплено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно части 2 статьи 13 указанного Федерального закона «Об отходах производства и потребления», организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 8 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12).
Положениями статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Бродовского сельского поселения Чернушинского района Пермского края на земельных участках с кадастровыми номерами 59:40:1770101:12, 59:40:1770101:11 около с. Брод и д. Ракино расположены несанкционированные свалки твердых бытовых и коммунальных отходов, отходы с указанных площадок не вывозятся и хранятся постоянно, при этом площадки не оборудованы в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил.
Указанные обстоятельства подтверждают обоснованность заявленных исковых требований прокурора.
При оценке доводов ответчика суд учитывает, что объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный муниципальному образованию Законом Пермского края от 22 декабря 2014 года N 416-ПК, об участии в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, не может быть сведен к формальному участию поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не может расцениваться как основание к освобождению ответчика от ликвидации существующих несанкционированных свалок.
Несанкционированные свалки причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан.
Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления на основании статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом приведенных норм действующего законодательства доводы прокурора об обязанности ответчика участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения с целью решения вопросов местного значения являются законными и обоснованными.
Действующее законодательство не предусматривает возможность размещения и хранения твердых коммунальных отходов без проведения защитных мероприятий.
При размещении свалок нарушаются нормы СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПиН 3.5.2.1376-03.3.5.2. "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" и СанПиН 2.1.7.1322-03 2.1.7 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ, 1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. …5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. 6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 года "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", Основные положения, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами. 2. Территориальные органы Минприроды России и Роскомзема в пределах своей компетенции могут утверждать необходимые инструктивно-методические документы и давать разъяснения по вопросам рекультивации нарушенных земель, учитывающие особенности законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 3. Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей….5. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:…- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
На основании ст. 13 Земельного кодекса РФ, требования прокурора к ответчику о проведении рекультивации указанных земельных участков являются обоснованными, поскольку на момент рассмотрения земельные участка имеют разрешенное использование – земли сельскохозяйственного назначения.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, на Администрацию Бродовского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края подлежит возложению обязанность ликвидировать свалку твердых бытовых и коммунальных отходов, расположенную на расстоянии 0,5 км к северу от села Брод на земельном участке с кадастровым <№>, площадью <данные изъяты>., объемом 6000 куб.м., свалку твердых бытовых и коммунальных отходов, расположенную на расстоянии 0,2 км к северу от деревни Ракино на земельном участке с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты>., объемом 600 куб.м., в течении одного года с даты вступления решения суда в законную силу, обязанность в течении трех лет с даты вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию земельного участка с кадастровым <№>, земельного участка с кадастровым номером <№>, обязанность прекратить деятельность по временному накоплению отходов на земельном участке с кадастровым <№>, на земельном участке с кадастровым номером <№> с даты вступления решения суда в законную силу до устранения нарушений требований федерального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на Администрацию Бродовского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность ликвидировать свалку твердых бытовых и коммунальных отходов, расположенную на расстоянии 0,5 км к северу от села Брод на земельном участке с кадастровым <№>, площадью <данные изъяты>., объемом 6000 куб.м., свалку твердых бытовых и коммунальных отходов, расположенную на расстоянии 0,2 км к северу от деревни Ракино на земельном участке с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты>., объемом 600 куб.м., в течении одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Администрацию Бродовского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность в течении трех лет с даты вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию земельного участка с кадастровым <№>, земельного участка с кадастровым номером <№>.
Возложить на Администрацию Бродовского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность прекратить деятельность по временному накоплению отходов на земельном участке с кадастровым <№>, на земельном участке с кадастровым номером <№> с даты вступления решения суда в законную силу до устранения нарушений требований федерального законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья (подпись) Е.Р. Низаева