Решение по делу № 2-1808/2022 от 13.04.2022

         Дело № 2-1808/2022

04RS0007-01-2022-002841-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года                                                                             г.Улан-Удэ

            Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Николаевой И.П., помощника судьи Дамбаевой Р.Д., при секретаре судебного заседания Баглаевой Ю.С., с участием помощника Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ Соковиковой Е.В. представителя ответчика ГАУЗ «Городская поликлиника ...» ФИО4-С. действующей на основании доверенности от ***, представителя третьего лица ФИО5 действующей на основании доверенности от 03.02.2021г. рассматривая в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ «Городская поликлиника ...» о возложении обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по капитальному ремонту здания фельдшерско-акушерского пункта в срок до 01.01.2023г. обязании привести в соответствие требованиям действующего законодательства здание фельдшерско-акушерского пункта, обеспечении в нем оказания первичной медико-санитарной помощи в срок до 01.06.2023г.

у с т а н о в и л :

           Обращаясь в суд, прокурор Железнодорожного района г.Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятия по капитальному ремонту здания фельдшерско-акушерского пункта по адресу: <адрес> в срок до ***. Обязать ГАУЗ «Городская поликлиника ...» привести в соответствие требованиям действующего законодательства здание фельдшерско-акушерского законодательства здание фельдшерского-акушерского пункта по адресу: <адрес>, обеспечить в нем оказание первичной медико-санитарной помощи в срок до ***.

            В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> о ненадлежащем состоянии фельдшерско-акушерского пункта (далее ФАП) отсутствии аптечного пункта в указанном микрорайоне. Из обращения следует, что помещение ФАП на протяжении нескольких лет размещается в аварийном здании, без воды, тепла и канализации, аптечный пункт не организован, негде приобрести лекарственные средства.

         Материалами собранными в ходе проверки, установлено, что административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 222,8 кв.м., находится в государственной собственности Республики Бурятия. Распоряжением Минимущества Республики Бурятия от *** ... здание закреплено за ГАУЗ «Городска поликлиника ...» на праве оперативного управления, которым получена лицензия №ЛО-03-01-001338 на осуществление медицинской деятельности по вышеуказанному адресу.

           Фельдшерский пункт организован в неблагоустроенном деревянном здании площадью 222,8 кв.м., занимает 35 кв.м., остальные помещения площадью 187,1 кв.м. заброшены, не используются, здание требует проведение капитального ремонта.

           По информации <адрес>, ГАУЗ «Городская поликлиника ...» на территории микрорайона <адрес> проживают138 человек, включая 48 детей. Ближайший медицинский пункт находится в <адрес> – ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница» (т.е. в 35 км дальности, по сведениям сервиса 2ГИС).

           Таким образом, в микрорайоне <адрес>, с числом жителей более 100 человек и отсутствием надлежащей амбулатории и аптечного пункта, не обеспечивается доступность медицинской помощи, в том числе пожилым людям, родителям с малолетними детьми, людям с ограниченными возможностями, которые на постоянной основе нуждаются в медицинском обслуживании и которым затруднительно преодолевать длительные расстояния и нахождение в очереди. Приведение помещения амбулатории в соответствие с требованиями законодательства ее капитальный ремонт, позволяет улучшить оказание медицинской помощи населению, обеспечит доступность медицинской помощи, уменьшит очередность к врачам и затраты населения на проезд, снизит социальную напряженность.

              Согласно представленным документам в настоящее время разработана проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта вышеуказанного здания ФАП. *** получено положительное заключение АУ РБ «Госэкспертиза». Однако до настоящего времени работы по капитальному ремонту не проведены в связи с отсутствием финансирования. Обращение прокурора с иском вызвано необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц, которые проживают на <адрес>, и права которых на доступность медицинской помощи не соблюдаются.

               Определением от *** по делу привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

           В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ Соковикова Е.В. поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.

            Представитель ответчика ГАУЗ «Городская поликлиника ...» ФИО4-С., действующая на основании доверенности от *** в судебном заседании согласна с исковыми требованиями, показала, что работа по капитальному ремонту ведется, Минздрав делает заявки Правительству РБ, но отсутствует финансирование.

            Представитель третьего лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия ФИО5, действующая на основании доверенности от *** в судебном заседании согласна с исковыми требованиями.

          Представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия от *** №ю-198/22 ФИО6, действующая на основании доверенности от *** ..., в судебное заседание не явилась, направила возражение на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении иска, считает, что требования прокурора являются неисполнимыми по причине зависимости Минздрава РБ от иных участников бюджетного процесса и невозможности самостоятельно распределить средства бюджета, в том числе на мероприятия по исполнению решения суда.

         Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, принимает признание иска представителем ответчика ГАУЗ «Городская поликлиника ...» ФИО4-С. в соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, право представителя ФИО4-С на признание иска предусмотрено доверенностью.

           В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

         В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

         В соответствии со ст.41 Конституции РФ, ч.ч.1, 2 ст.18 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый имеет право на охрану здоровья, оказание бесплатной доступной и качественной медицинской помощи.

         В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.04.2022) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

            В соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

              В соответствии со ст.32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 года №543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

            Согласно п.19.4. Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. В населенных пунктах с числом жителей 1001 - 2000 человек организуются: фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км;

                Согласно п.11 Правил организации деятельности организации фельдшерско-акушерского пункта (приложения №15 Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального

развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н) в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций реализацией лекарственных средств и медицинских изделий занимается ФАП.

      Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 (ред. от 14.04.2022) "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования» п.4.27. устройству, оборудованию и эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования: 4.27.1. Требования к размещению и собственной территории установлены пунктом 4.1 настоящих правил. Состав и площади основных и вспомогательных помещений принимаются в зависимости от численности обслуживаемого населения в соответствии с приложением N 2 к настоящим правилам. Для фельдшерских акушерских пунктов (далее - ФАП), амбулаторий, обслуживающих население, проживающее на удаленных территориях должны быть помещения для временного пребывания пациентов до госпитализации. Для удаления сточных вод должна оборудоваться система канализации или выгребной септик с последующим вывозом на сооружения очистки сточных вод. Здания фельдшерских акушерских пунктов, амбулаторий оборудуются естественной вентиляцией. В ФАП должна быть оборудована раковинами, туалетом, предусмотрен кабинет приема, процедурный кабинет, помещение для хранения лекарственных средств, административно-бытовая зона для приема пищи и хранения личных вещей работников, ожидальная.

    Установлено, что договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом ...-Б от *** Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> передал ГАУЗ «Городская поликлиника ...» нежилое помещение встроенное в нежилое административное здание: Литер А, номера на поэтажном плане 8,9 общей площадью 35 кв.м., расположенное в <адрес>, что подтверждается актом приема-передачи от ***.

Согласно лицензии ... от *** ГАУЗ «Городская поликлиника ...» осуществляет медицинскую деятельность. Согласно приложения ... к лицензии адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности – <адрес>.

Согласно распоряжения ...-р от *** Правительства Республики Бурятия административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, из собственности муниципального образования передан в государственную собственность Республики Бурятия.

Согласно выписки из ЕГРН от *** правообладателем административного здания, расположенного по адресу: <адрес> на праве оперативного управления является ГАУЗ «Городская поликлиника ...».

Согласно протокола выездного совещания по проблемным вопросам ... мкр. <адрес> от *** комиссией во главе - Главе Республики Бурятия- Председателя Правительства Республики Бурятия ФИО7, с участием ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, жителей, по вопросу «Ремонт здания фельдшерского пункта, дальнейшее использование помещений», решили представить предложения в Министерство здравоохранения РБ (ФИО19) по дальнейшему использованию помещений существующего здания. Срок *** С учетом предложений Администрации <адрес> разработать проектно-сметную документацию на ремонт здания с устройством туалета и емкости с водой в помещении. Срок: ***.

По вопросу «Организация аптечного пункта» решили: Министерству здравоохранения РБ проработать вопрос по организации аптечного пункта. Срок ***.

Согласно Положительного заключения государственной экспертизы АУ РБ «Госэкспертиза» ...—004565-2021 от *** по Капитальному ремонту помещений здания фельдшерского пункта ГАУЗ «Городская поликлиника ...», расположенного по адресу: <адрес>, станция Мостовой, <адрес> сметная стоимость в размере 14773,87 тыс. руб. определена достоверно. Сметная документация указанного объекта соответствует установленным требованиям.

Согласно письма от *** ... ГАУЗ «Городская поликлиника ...» обращалась в Минздрав Республики Бурятия о рассмотрении возможности финансирования за счет средств республиканского бюджета проведение капитального ремонта указанного здания в размере 14773,89 тыс. руб.

Также согласно письма от *** ... Минздравом РБ направлялись бюджетные заявки на сессии Народного Хурала РБ на финансирование мероприятия по капитальному ремонту фельдшерского пункта в мкр. <адрес> в размере 14,8 млн руб. (исх. От 20.04.2021...-..., от *** ...-..., от ***...., от *** ...-..., от *** ...-..., от *** ...-..., от *** ......., от *** ... Заявки отклонены. Других источников финансирования для проведения капитального ремонта нет. Минздравом РБ продолжается работа по изысканию денежных средств на выполнение ремонта в здании фельдшерского пункта в мкр. Ст.Мостовой.

На основании постановления Правительства Республики Бурятия от *** ... «О Министерстве здравоохранения Республики Бурятия» данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия.

Основными задачами Министерства здравоохранения РБ являются разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий, организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, разработка и представление в Правительство РБ проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.

В соответствии со ст.6.18 Положения Минздрав осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функции администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций.

Согласно пп.6.4.1, 6.7. п.6 Положения о Министерстве следует, что для решения поставленных задач Министерство в установленной сфере деятельности организует реализацию Программы модернизации здравоохранения первичного звена здравоохранения в Республике Бурятия; организует оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе первичной медико-санитарной помощи.

Ответчиками не оспаривался тот факт, что функции и полномочия учредителя в отношении ГАУЗ «Городская поликлиника ... осуществляются Министерством здравоохранения республики.

Исходя из вышеизложенного, поскольку функции главного распорядителя бюджетных средств, как и функции учредителя ГАУЗ «Городская поликлиника ...» осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по капитальному ремонту здания фельдшерско-акушерского пункта по адресу <адрес>, должна быть возложена на Министерство здравоохранения Республики Бурятия.

При этом доводы представителя Министерства здравоохранения РБ о недостаточности финансирования не имеют значения, поскольку данное обстоятельство не исключает необходимости соблюдения нормативных требований при оказании населению медицинской помощи. Право граждан на охрану здоровья и благоприятную среду не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения, суд полагает возможным установить срок по первому требованию для Министерства здравоохранения республики - до ***, по второму требованию для ГАУЗ «Городская поликлиника ...» до ***. Данные сроки, по мнению суда, являются разумными и справедливыми, поскольку в пределах этих сроков ответчики могут принять все необходимые меры для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

        Исковое заявление удовлетворить.

        Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятия по капитальному ремонту здания фельдшерско-акушерского пункта по адресу <адрес> в срок до 01.01.2023г.

        Обязать ГАУЗ «Городская поликлиника ...» привести в соответствие требованиям действующего законодательства здание фельдшерско-акушерского пункта по адресу <адрес>, обеспечить в нем оказание первичной медико-санитарной помощи в срок до 01.06.2023г.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ***.

    Судья                                                                И.П. Николаева

2-1808/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г.Улан-Удэ
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Бурятия
ГАУЗ "Городская поликлиника №6"
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Николаева И.П.
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
13.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2022Передача материалов судье
18.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2022Подготовка дела (собеседование)
28.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2022Дело оформлено
18.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее