Решение по делу № 2а-302/2020 от 20.01.2020

Дело № 2а-302/2020

Решение

Именем Российской Федерации

город Елизово Камчатского края 27 февраля 2020 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Жуковой А.С., с участием:

представителя административного истца старшего помощника Елизовского городского прокурора Мизинина Н.В., действовавшего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика администрации Елизовского городского поселения Кравцова С.Б., действовавшего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

представителей заинтересованного лица ПАО «Камчатэнерго» Гасенчиковой Т.В., действовавшей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, и Киллера Н.В., действовавшего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-302/2020 по административному исковому заявлению заместителя Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елизовского городского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

заместитель Елизовского городского прокурора обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елизовского городского поселения (далее по тексту Администрация или административный ответчик) о признании незаконным бездействие Администрации, выразившееся в самоустранении от возложенных на орган местного самоуправления полномочий в части проведения категорирования объекта ТЭК – «котельная «Аэропорт» (<адрес>), разработки и утверждения паспорта безопасности данного объекта, а также о возложении обязанности на Администрацию разработать и утвердить паспорт безопасности объекта ТЭК – «котельная «Аэропорт» (<адрес>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования заместитель Елизовского городского прокурора мотивировал тем, что вопреки требованиям законодательства Администрация, как собственник объекта топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) и орган местного самоуправления, наделенный публичными полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения, до настоящего времени не выполнила вышеуказанные требования к антитеррористической защищенности объекта ТЭК, находящегося в муниципальной собственности (л.д. 4-7).

В судебном заседании представитель заместителя Елизовского городского прокурора Мизинин Н.В. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации Кравцов С.Б. полагал административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку обязанность по проведению категорирования объекта ТЭК – «котельная «Аэропорт» (<адрес>), разработки и утверждения паспорта безопасности данного объекта лежит на ПАО «Камчатэнерго», которое владеет и пользуется названным объектом ТЭК на основании концессионного соглашения, заключенного с Администрацией (л.д. 61-64).

Представители ПАО «Камчатэнерго» Гасенчикова Т.В. и Киллер Н.В. считали требования административного истца подлежащими удовлетворению, поскольку концессионным соглашением, заключенным с Администрацией, на ПАО «Камчатэнерго» не возложена обязанность по проведению категорирования котельной, разработке и утверждении паспорта безопасности данного объекта (л.д. 43-48).

Заинтересованные лица министерство специальных программ и по делам казачества Камчатского края, министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и антитеррористическая комиссия Камчатского края, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, о причинах их неявки не сообщили и об отложении дела не просили (л.д. 159, 197, 198).

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) судебное разбирательство было проведено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив административный иск, выслушав участников процесса, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Оспариваемое бездействие может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствия бездействия нормативным правовым актам и нарушения таким бездействием прав, свобод и законных интересов административного истца (неопределенного круга лиц) либо незаконного возложения на административного истца (неопределенного круга лиц) каких-либо обязанностей (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса (статья 1).

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ определено, что целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются, в том числе категорирование объектов топливно-энергетического комплекса; разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ).

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются:

1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;

2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;

3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;

4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;

5) наличие на объекте уязвимых мест.

С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:

1) объекты высокой категории опасности;

2) объекты средней категории опасности;

3) объекты низкой категории опасности.

Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 459, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта. Для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта. По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности. Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.

В силу частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ предусмотрено, что субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Подпунктом «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ).

Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункты 3 и 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Из смысла вышеприведенных взаимосвязанных положений нормативных правовых актов Российской Федерации следует, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению безопасности объектов ТЭК, в случае их нахождения в муниципальной собственности, относится не только к полномочиям названных органов как представителей собственника указанного имущества, но и к публично-властным полномочиям (обязанностям) как органа публичной власти.

Таким образом, в случае невыполнения органом местного самоуправления своих публичных обязанностей по обеспечению безопасности объектов ТЭК, находящихся в муниципальной собственности, прокурор в интересах неопределенного круга лиц вправе обратиться в порядке главы 22 КАС РФ о признании такого бездействия незаконным и возложении обязанности по выполнению требований законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Администрация Елизовского городского поселения (статья 33 Устава) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Елизовского городского поселения, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения федеральными законами и законами Камчатского края. Администрация является юридическим лицом (л.д. 12-21, 90-91).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Елизовского городского поселения находится задние котельной, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 67, 214).

Указанная котельная в соответствии с концессионном соглашением от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ передана во владение и пользование ПАО «Камчатэнерго» (л.д. 106-144, 121-122, 209-213).

Котельная «Аэропорт» включена в перечень объектов ТЭК на территории Камчатского края, подлежащих категорированию, утвержденному губернатором Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29, 31, 204-208).

При этом как это следует из концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, а также показаний допрошенного судом секретаря антитеррористической комиссии Камчатского края ФИО1., в названном перечне адрес котельной указан некорректно без учета изменений, внесенных в концессионное соглашение дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ, как <адрес>.

В соответствии с показаниями секретаря антитеррористической комиссии Камчатского края ФИО1 данная ошибка в ближайшем будущем будет исправлена.

По мнению суда, техническая ошибка в адресе котельной является несущественной, и не свидетельствует о том, что она не включена в перечень объектов ТЭК на территории Камчатского края, подлежащих категорированию.

Письмом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ глава Администрации был поставлен в известность о включении котельной «Аэропорт» в перечень объектов ТЭК на территории Камчатского края, подлежащих категорированию. Ему также было рекомендовано в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ провести процедуру категорирования названного объекта и не позднее ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить паспорт его безопасности (л.д. 28).

Однако до настоящего момента Администрация не организовала и не провела категорирование вышеуказанного объекта ТЭК, не разработала и не утвердила паспорт безопасности данного объекта, что административным ответчиком не оспаривалось и подтверждается ответом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ на представление заместителя Елизовского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-24, 25-26).

Указанное бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на защиту от актов незаконного вмешательства в работу критически важного объекта ТЭК и способствует существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения Елизовского городского поселения, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ суд считает необходимым установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Причин не согласиться со сроком указанным прокурором у суда не имеется, поскольку указанный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Доводы административного ответчика о том, что ПАО «Камчатэнерго» в силу положений Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» также относится к субъектам ТЭК, на котором лежит обязанность по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекс, находящихся в его владении и пользовании, заслуживают внимание, однако не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска, который адресован к Администрации, как органу публичной власти, которым ПАО «Камчатэнерго» не является. Кроме того, в отношении вышеуказанного объекта ТЭК ПАО «Камчатэнерго» в рассматриваемой области не наделено и отдельными публичными полномочиями.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Елизовского городского поселения, выразившееся в самоустранении от возложенных на орган местного самоуправления полномочий в части проведения категорирования объекта ТЭК – «котельная «Аэропорт» (<адрес>), разработки и утверждения паспорта безопасности данного объекта.

Обязать администрацию Елизовского городского поселения провести категорирование объекта ТЭК – «котельная «Аэропорт» (<адрес>), разработать и утвердить паспорт безопасности объекта ТЭК – «котельная «Аэропорт» (<адрес>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2020 года.

Председательствующий Д.П. Федорцов

2а-302/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель Елизовского городского прокурора
Ответчики
Администрация Елизовского городского поселения
Другие
Министерство специальных программ и по делам казачества Камчатского края
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края
Публичное акционерное общество "Камчатскэнерго"
Суд
Елизовский районный суд Камчатский края
Судья
Федорцов Денис Павлович
Дело на странице суда
elizovsky.kam.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация административного искового заявления
20.01.2020Передача материалов судье
22.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2020Судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее