Судья Назарова Л.В. |
№ 12-69/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
14.04.2021 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джи Групп" на постановление судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Джи Групп",
установил:постановлением судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 12.02.2021 ООО "Джи Групп" (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
С постановлением не согласно Общество, в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что дело рассмотрено без участия защитника или законного представителя Общества. (...) обратившаяся с заявлением о возбуждении дела, не допрашивалась в качестве свидетеля и не указана в протоколе об административном правонарушении. Реализованный данному покупателю товар к протоколу не приложен. Поданное Обществом ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное мерами по самоизоляции, необоснованно оставлено без удовлетворения.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Общество защитника не направило, о времени и месте судебного заседания извещено.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ст.ст. 10 и 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон) Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Граждане РФ обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила).
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" п. "а" ст. 10 Закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 6 ст. 4.1, п. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Закона).
Таким образом, действия лица могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение непосредственно Правил, так и за нарушение обязательных для исполнения гражданами правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, далее - Обзор судебной практики).
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (далее - Распоряжение) в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции с 12.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили те обстоятельства, что Общество 14.11.2020 в 00.31 час., осуществляя свою деятельность в кафе (...) расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Советская, д. 12 "б" и не являющимся объектом придорожного сервиса, в нарушение абз. 12 подп. 2 п. 11.10 Распоряжения в помещении данного кафе произвело продажу товара (бутылки водки "Беленькая" емкостью 0,5 л) (...)
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, по общему правилу подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, в силу специального положения, закрепленного в ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В развитие данного конституционного принципа частью 2 ст. 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, обратную силу имеет как закон, непосредственно отменяющий или смягчающий административную ответственность за определенное правонарушение, так и норма административного права, смягчающая административно-правовой режим таким образом, что вменяемое деяние перестает быть противоправным на день рассмотрения дела или пересмотра вынесенного постановления.
В силу абз. 12 подп. 2 п. 11.10 Распоряжения, в редакции, действовавшей в период совершения вменяемого правонарушения, на организации, осуществляющие деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков на территории Республики Карелия, был возложен запрет осуществлять ее с 00:00 до 06:00 часов местного времени, за исключением осуществления такой деятельности в объектах дорожного сервиса, в помещениях, работающих в указанное время предприятий (организаций) исключительно в отношении работников данных предприятий (организаций), а также оказания услуг дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Данный абзац утратил силу в соответствии с Распоряжением Главы Республики Карелия от 05.03.2021 № 115-Р, вступившим в силу 06.03.2021.
Таким образом, после вынесения постановления в связи со смягчением требований режима повышенной готовности положение лица, которому вменено совершение административного правонарушения, улучшено, и вменяемое ему деяние утратило противоправный характер.
Поскольку постановление о назначении Обществу предупреждения в законную силу не вступило, с учетом ст. 31.1 КоАП РФ и п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, примененное к Обществу административное наказание к настоящему времени не может считаться исполненным.
Соответственно, нормативный акт, улучшающий положение юридического лица после вынесения постановления о назначении административного наказания, имеет обратную силу. В связи с этим обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (Обзор по отдельным вопросам судебной практики связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021, ответ на вопрос 22).
Доводы жалобы о существенных процессуальных нарушениях, вместе с тем, подлежат отклонению и не свидетельствуют о наличии иных оснований для прекращения производства по делу.
При этом заслуживают оценки те обстоятельства, что Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При этом позиции по делу не выразило и не заявило ходатайств о формировании дополнительной доказательственной базы, в том числе об истребовании или приобщении к делу каких-либо доказательств. Первоначальное ходатайство защитника Общества об отложении рассмотрения дела было удовлетворено. Поданные впоследствии ходатайства своевременно разрешены судьей мотивированными определениями, оснований не согласиться к которыми не усматривается. О времени и месте рассмотрения дела Общество было надлежащим образом извещено и имело возможность направить в суд уполномоченного защитника или представить письменную позицию по существу дела.
Руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:постановление судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Джи Групп" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |