Дело№2а-729/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе суда:
председательствующего судьи Истягиной Н.М.,
при секретаре судебного заседания Бабинец Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Гарбуз Н.П. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 16.12.2021 года, оформленное письмом № ГУ-исх-11760/21 об отказе в предоставлении государственной услуги о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что при принятии оспариваемого решения, ответчиком не было учтено, что земельный участок предоставлен истцу для строительства до 01.03.2015 года, т.е. до введения в действие изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации, на земельном участке имеется объект незавершенного строительства, истец имеет право на продление договора аренды однократно сроком натри года для завершения строительства объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Севастопольское ремонтно-транспортное предприятие».
Представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии истца и его представителя.
Представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив доводы административного истца, представленные суду материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что административный истец Гарбуз Н.П. на основании договора купли продажи от 14.03.2019 года с ФИО3 приобрела жилой дом, проектируемое назначение: жилой дом, степень готовности объекта незавершенного строительства: 63% с кадастровым номером №.
Право собственности продавца ФИО3 на данный объект недвижимого имущества возникло на основании апелляционного определения Севастопольского городского суда от 10.01.2018 года №, которым за ней было признано право собственности в силу приобретательской давности на недостроенный жилой дом, площадью 61,9 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.06.2019 года №-РДЗ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного: Российской Федерации, <адрес>, площадью 963 кв.м. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: <адрес>.
18.11.2021 года административный истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером № в аренду без проведения торгов.
К указанному заявлению истцом представлены следующие документы: сообщение заявителя об объект незаверенного строительства расположенного на данном участке, выписку из ЕГРН, договор купли продажи жилого дома от 14.03.2019 года, Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.06.2019 года №-РДЗ, апелляционное определение Севастопольского городского суда от 10.01.2018 года №.
Оспариваемым решением Департамента от 16.12.2021 года, выраженном в письме № ГУ-исх-№, административному истцу отказано в предоставлении испрашиваемой услуги, так как в представленных материалах отсутствуют сведения о том, что испрашиваемый участок предоставлен заявителю в аренду до 01.03.2015 года, а также документы свидетельствующие о том, что объект незавершенного строительства был зарегистрирован до 01.03.2015 года.
Вместе с тем, суд полагает, что оспариваемое решение административного ответчика нельзя признать законным и обоснованным в виду следующего.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, с 1 марта 2015 г. регулируются главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
Согласно положениям пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ, предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1);
собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (подпункт 2).
Пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г. в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом.
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения как в Земельный кодекс Российской Федерации, так и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), который дополнен статьей 239.1, предусматривающей продажу такого объекта с публичных торгов в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение (пролонгацию) после 1 марта 2015 г. однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11).
Из представленного административному ответчику Апелляционного определения Севастопольского городского суда от 10.09.2018 года по делу № следует, что решением Севастопольского городского совета народных депутатов Исполнительного комитета от 20.12.1988 предоставлен застройщику Севастопольскому ремонтно-транспортному предприятию «Крымспецсельхозремонт» земельный участок для строительства квартала индивидуальных жилых домов в районе Микензиевых гор, из земель города в постоянное пользование. Приказом №14 от 17.12.1995 года ОАО «Севастопольское ремонтно-транспортное предприятие» очередникам ОАО Севастопольское РТП» переданы построенные за счет госкапвложений недостроенные жилые дома, согласно протоколу распределения жилья. Разрешена достройка жилых домов работникам РТП за счет собственных средств. Закрепленные недостроенные дома, в том числе за ФИО3 закреплен жилой дом по <адрес>.
Признавая за ФИО3 право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, Севастопольским городским судом сделан вывод о том, что истец владеет спорным жилым домом с 1999 года, то есть более 15 лет.
Согласно положениям ч.2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно пункту 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность в пределах их полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе стимулировать жилищное строительство (пункт 4 статьи 2).
В силу пункта 1 статьи 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Из анализа действующего законодательства, следует, что приведенные нормы направлены на реализацию закрепленного в п.5 ч.1 ст. 1 ЗК РФ основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
С учетом нахождения на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства, принадлежащего на праве собственности административному истцу, и отсутствия судебного акта об изъятии этого объекта, данный участок не может быть предоставлен иным лицам и не может быть предметом аукциона.
Поскольку в условиях юридической неопределенности судьбы земельного участка возникают риски для имущественных прав собственника объекта незавершенного строительства, что не согласуется с требованиями поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений, принципу правовой определенности, имеющего универсальное значение в отношениях государства и индивида.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, оспариваемый отказ препятствует административному истцу закончить строительство жилого дома, нарушает принцип правовой определенности и справедливости, поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.
При этом, суд полагает, что административный ответчик не доказал законность оспариваемого решения, при этом административный истец привел убедительные доводы свидетельствующие о нарушении его прав.
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком нарушены права и законные интересы административного истца в сфере земельных отношений, в связи с чем, его административные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания незаконным обжалуемого решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
В данном случае, устранение нарушений прав административного истца и препятствий к их осуществлению возможно путем возложения обязанности компетентного органа повторно рассмотреть заявление административного истца. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права.
Руководствуясь ст. ст. 175-176 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> - удовлетворить.
Признать решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 16.12.2021 года, выраженное в письме № ГУ-исх-№ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № аренду без проведения торгов - незаконным.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 вх. № ГУ-№ от 22.11.2021 года предоставлении земельного участка с кадастровым номером № аренду без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд города Севастополя.
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2024 года.
Председательствующий Н.М. Истягина