Решение по делу № 33а-2191/2021 от 02.06.2021

Судья Сомова И.В.                                                             Дело № 33а-2191/2021

(номер дела в суде первой                                                             Категория 020а

инстанции 2а-22/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2021 года                                                          город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи – Бабича В.В.,

судей – Кондрак Н.И., Орловой С.В.,

при секретаре – Марушевской Т.В.,

с участием представителя административного истца – Ахмадиевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Поцелуевой М. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, ТСН «ЖСТ ИЗ «Мичуринец», о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе административного истца Поцелуевой М. В. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 января 2021 года,

заслушав доклад судьи Орловой С.В., судебная коллегия,

установила:

Поцелуева М.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения от 11 декабря 2019 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> возложении на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения указанного земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что 12 ноября 2019 года Поцелуева М.В. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако решением административного ответчика от 11 декабря 2019 года ей отказано в предоставлении указанной государственной услуги по тем основаниям, что согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 06 декабря 2019 года схема не может быть согласована в связи с несоответствием вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), III поясе санитарной охраны скважин № 1 и № 2, в красных линиях улично-дорожной сети (на территории общего пользования), согласно Постановления Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП. Ссылаясь на положения статей 11.3, 11.10, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец считает, что представленные ею документы соответствуют требованиям земельного законодательства, отражают необходимую информацию, в связи с чем оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка у административного ответчика не имелось.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 января 2021 года в удовлетворении административного иска Поцелуевой М.В. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Поцелуева М.В. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежит отмене. Ссылается на то, что решением Севастопольского городского Совета ОК «ЖСТИЗ «Мичуринец», членом которого она является, утверждены материалы выбора места расположения земельного участка, ориентировочной площадью 0,9612 га, расположенного в районе Фиолентовского шоссе для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, а также указанному обслуживающему кооперативу дано согласие на разработку градостроительного обоснования размещения квартала индивидуальных жилых домов на земельном участке, ориентировочной площадью 2,8449 га. Ссылаясь на положения части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС, статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС, пункт 10 Постановления Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП, предусматривающие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, испрашиваемых в порядке завершения оформления права на земельные участки, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, административный истец считает, что законных оснований для принятия оспариваемого решения не было, поскольку административным ответчиком не указано в чем именно состоит несоответствие вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка, с учетом наличия решения Севастопольского городского Совета от 05 мая 2011 года, которым утверждено градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства – «Квартал индивидуальной жилой застройки по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе» и Управлению градостроительства и архитектуры поручено осуществить мероприятия по корректировке Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года с учетом указанной градостроительной документации.

Возражений на указанную апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Представитель административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям, а решение суда первой инстанции, которое она считает незаконным и необоснованным, – отменить.

Административный истец, представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Из материалов административного дела следует и установлено судом, что решением Севастопольского городского Совета были утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,9612 га, расположенного в районе <адрес>, испрашиваемого ОК «ЖСТИЗ «Мичуринец» для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки; дано согласие ОК «ЖСТИЗ «Мичуринец» на разработку в установленном законом порядке градостроительного обоснования размещения квартала индивидуальных жилых домов на земельном участке ориентировочной площадью 2,8449 га в районе <адрес>.

Пунктом 5 этого же решения дано согласие ОК «ЖСТИЗ «Мичуринец» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 2,8449 га, в том числе земельного участка ориентировочной площадью 0,75 га, испрашиваемого гражданами – членами ОК «ЖСТИЗ «Мичуринец» (согласно приложению ) для строительства и обслуживания домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки).

В приложении в списке граждан – членов ОК «ЖСТИЗ «Мичуринец», заинтересованных в получении бесплатно в собственность земельных участков, указана Поцелуева М.В. и площадь земельного участка – 0,05 га.

ДД.ММ.ГГГГ Поцелуева М.В. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об утверждении схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с целью дальнейшего его предоставления в собственность бесплатно. К заявлению, в том числе приложена схема расположения земельного участка площадью 500 кв.м. в кадастровом квартале 91:02:003005.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх-15267/19 Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> отказал Поцелуевой М.В. в предоставлении государственной услуги на основании пункта 1 статьи 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», поскольку заключением Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ представленная схема не согласована в связи с несоответствием вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка. Так, в соответствии с Генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.); в границах красных линиях улично-дорожной сети (на территории общего пользования, согласно Постановлению Правительства Севастополя -ПП от ДД.ММ.ГГГГ); III поясе зоны санитарной охраны скважины ; III поясе зоны санитарной охраны скважины .

Судом первой инстанции проведена судебная землеустроительная экспертиза (заключение эксперта № ВСС-52 от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой земельный участок, испрашиваемый административным истцом, частично расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.) на 95,18 % и в красных линиях улично-дорожной сети (на территории общего пользования) с площадью пересечения 45,92 %.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», и установив, что спорный земельный участок на 95,18 % расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), а также в красных линиях улично-дорожной сети (на территории общего пользования) с площадью пересечения 45,92 %, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого административным истцом решения Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> незаконным.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Так, как установлено пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно пункту 2 данной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Законом города Севастополя № 299-ЗС от 07 декабря 2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» установлен перечень оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, одним из таких оснований является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок (пункт 1 статьи 2).

Как следует из имеющейся в материалах дела выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13 декабря 2005 года, испрашиваемый Поцелуевой М.В. земельный участок расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.) (л.д. 116).

Кроме того, согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП, запрашиваемый Поцелуевой М.В. земельный участок частично расположен в границах красных линий улично-дорожной сети и территории общественного пользования (л.д. 117).

Заключением эксперта № ВСС-52 от 30 ноября 2020 года, выданном по результатам проведения землеустроительной экспертизы, проведенной на основании определения суда, установлено, что согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 на 95,18 % площади исследуемого земельного участка, площадью 500 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, предусмотрена проектируемая зона зеленых насаждений (парков, скверов и др.), местоположение границ исследуемого земельного участка не соответствует документам территориального планирования по причине несоответствия предполагаемого к назначению ему вида разрешенного использования оговоренной зоне Генерального плана. Указанный земельный участок частично расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.) и в красных линиях улично-дорожной сети (на территории общего пользования, согласно Постановления Правительства Севастополя № 248-ПП от 23 апреля 2018 года) на 95,18% и 45,92% соответственно (л.д. 125-136).

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3 статьи 42 ГрК РФ). Согласно части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя поручено при согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории руководствоваться красными линиями, установленными в составе Проекта планировки.

Факт расположения участка, испрашиваемого административным истцом, в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.) и в красных линиях улично-дорожной сети (на территории общего пользования) достоверно установлен в ходе рассмотрения дела и административным истцом не опровергнут.

Таким образом, имеет место несоответствие целевого назначения испрашиваемого Поцелуевой М.В. земельного участка Генеральному плану города Севастополя, вследствие чего Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя правомерно принял оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя № 299-ЗС от 07 декабря 2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

Доводы апелляционной жалобы о том, что в оспариваемом решении административным ответчиком не указано в чем состоит несоответствие вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка, при наличии утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 05 мая 2011 года градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства – квартала индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>, в пределах которого расположен спорный земельный участок, не могут быть приняты во внимание, поскольку решением Севастопольского городского Совета от 05 мая 2011 года № 925, кроме решения об утверждении указанного градостроительного обоснования, Управлению градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации поручено осуществить мероприятия по корректировке Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года с учетом градостроительной документации «Квартал индивидуальной жилой застройки по <адрес>». Вместе с тем, сведений о том, что такая корректировка Генерального плана города Севастополя была проведена уполномоченным органом в установленном порядке, материалы дела не содержат.

    Иные доводы апелляционной жалобы, изученные в ходе рассмотрения настоящего дела, сводятся к несогласию с решением суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегий по результатам рассмотрения апелляционной жалобы и административного дела не усматривается.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,

    определила:

    решение Гагаринского районного суда города Севастополя от22 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Поцелуевой М. В. – без удовлетворения.

    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-2191/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Поцелуева Маргарита Викентьевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя
Петренко Татьяна Ивановна
ТСН ЖСТ индивидуальных застройщиков Мичуринец
Ревенко Ольга Петровна
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Орлова Светлана Васильевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
02.06.2021Передача дела судье
06.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2021Передано в экспедицию
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее