РЈРР”: 36RS0002-01-2021-002608-79
РЕШЕНРР•РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
6 сентября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Н.А. Кашириной
РїСЂРё секретаре Р.Р’. Барбашиной
с участием: представителя истца адвоката Жбанковой З.А., представившей ордер №176 от 13.05.2021 года (л.д.53),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чернышова Юрия Викторовича к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права на перераспределение земельного участка, об установлении факта нахождения на земельном участке гаража,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстец Чернышов Р®.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє ответчику департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚:
1. Установить факт нахождения на земельном участке, прилегающем к земельному участку по адресу: <адрес>, пер.Прохоровский, 10, кадастровый (№), гаража, возведенного Чернышовым Ю.В.
2. Признать за Чернышовым Ю.В. право на перераспределение земельного участка согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.02.2020 года в порядке ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, пер.Прохоровский, <адрес>, кадастровый (№). Согласно техническому паспорту от 11.11.2002 года на вышеуказанном земельном участке было расположено два строения: строение с литерой А и гараж с литерой Г, находящийся в состоянии строительства. Указанный гараж завершен строительством, располагается на названном земельном участке и принадлежит истцу на праве собственности, в обоснование чего Чернышовым Ю.В. предоставлены договоры купли-продажи строительных материалов и закрывающие документы к ним. 17.02.2020 года Чернышов Ю.В. обратился в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером (№) и земель, государственная собственность на которые не разграничена. 06.04.2020 года истцом получен отказ по следующему основанию: «По результатам проведенной выездной проверки установлено, что на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, включенной в порядке перераспределения, располагается одноэтажное здание (гараж), на который в предоставленном пакете документов отсутствуют копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, в связи с чем могут быть затронуты права третьих лиц». Чернышов Ю.В. указывает, что строение с литерой Г является вспомогательным строением, предназначенным для обслуживания жилого здания – строения с литерой А, в связи с чем является в силу ст.135 ГК РФ является принадлежностью по отношению к жилому дому (строению с литерой А), которая является главной вещью и, следовательно, гараж следует судьбе строения с литерой А (л.д.6-7).
Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебное заседание истец Чернышов Ю.В. не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, обеспечил явку уполномоченного представителя, в адресованном суду письменном заявлении просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, в связи с чем суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие истца.
Ответчик департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, предоставил суду письменные возражения на исковое заявление (л.д.93-96), в связи с чем суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие ответчика.
Представитель истца Жбанкова Р—.Рђ., представившая ордер в„–176 РѕС‚ 13.05.2021 РіРѕРґР° (Р».Рґ.53), РёСЃРє поддержала, просила СЃСѓРґ его удовлетворить, СЃСѓРґСѓ пояснила, что возведенный истцом гараж РёР·-Р·Р° РЅРµ верно установленных РЅР° местности границ земельного участка был возведен Р·Р° его пределами. Для сохранения гаража РІ собственности, Чернышов Р®.Р’. обратился РІ Р”РР—Рћ Р’Рћ СЃ заявлением РѕР± утверждении схемы земельного участка СЃ площадью 699 РєРІ.Рј., что соответствует пределу максимального размера земельного участка РІ соответствии СЃ РџР—Р— Рё Р·РѕРЅРѕР№ Р–1, РІ которой РѕРЅ расположен – 800 РєРІ.Рј. РљСЂРѕРјРµ того, просила учесть, что земельный участок РЅРµ пересекает красных линий Рё РЅРµ нарушает требования Р—Рљ Р Р¤.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.3 ч.1 ст.11.3. Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в том числе, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Статьей 11.10. ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Подготовка схемы расположения земельного участка РІ форме электронного документа может осуществляться СЃ использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости Рё предоставление сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" или СЃ использованием иных технологических Рё программных средств.
Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка РІ форме электронного документа СЃ использованием официального сайта указанного органа РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" любым заинтересованным лицом Р·Р° плату. Размер такой платы Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подготовка схемы расположения земельного участка РІ форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления СЃ использованием официального сайта органа регистрации прав РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" осуществляется без взимания платы.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Рсполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять РІ СЃСЂРѕРє РЅРµ более чем пять рабочих дней СЃРѕ РґРЅСЏ принятия указанного решения РІ орган регистрации прав указанное решение СЃ приложением схемы расположения земельного участка, РІ том числе СЃ использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия Рё подключаемых Рє ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся РІ указанных решении Рё схеме, подлежат отображению РЅР° кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным РєСЂСѓРіРѕРј лиц.
Подготовка единым институтом развития РІ жилищной сфере схемы расположения земельного участка РІ форме электронного документа СЃ использованием официального сайта органа регистрации прав РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" осуществляется без взимания платы.
Статьей 39.28. Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Судом установлено, что Чернышову Ю.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (№)53, расположенный по адресу: город Воронеж, переулок Прохоровский, 10, площадью 400 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, право собственности зарегистрировано 06.02.2017 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.06.2021 года (л.д.73-75).
Согласно техническому паспорту домовладения в„– 10 РїРѕ переулку РџСЂРѕС…РѕСЂРѕРІСЃРєРёР№ Рі.Воронежа, составленному филиалом Бюро технической инвентаризации Коминтерновского района Воронежской области ГУП «ВОРОНЕЖОБЛТЕХРНВЕНТАРРР—РђР¦РРЇВ» РїРѕ состоянию РЅР° 11.11.2002 РіРѕРґР°, земельный участок РїРѕ документам имеет площадь 700 РєРІ.Рј., РїРѕ фактическому пользованию – 971 РєРІ.Рј., застроенная площадь составляет 140,4 РєРІ.Рј., незастроенная – 830,6 РєРІ.Рј. РќР° земельном участке располагается здание лит.Рђ площадью 106,8 РєРІ.Рј., гараж лит.Р“ Рё канализационные трубы учтенные как сооружения (Р».Рґ.14-21).
Согласно техническому паспорту на жилой дом № 10 по переулку Прохоровский г.Воронежа, кадастровый (№), составленному ООО «Техинветаризация и кадастр» по состоянию на 15.01.2020 года, жилой дом лит.А, А1 площадью 98,8 кв.м. построен в 2009 году, разрешение на ввод в эксплуатацию не представлено, гараж лит.Г 2002 года постройки, площадь застройки 56,2 кв.м., также имеется холодная пристройка лит.а, забор лит.1, ворота лит.2 (л.д.22-31).
РР· ситуационного плана указанного технического паспорта следует, что указанные строения расположены РІ пределах земельного участка, который РїРѕ правой меже граничит СЃ участком <адрес> РїРѕ переулку РџСЂРѕС…РѕСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ <адрес>.
При этом, право собственности Чернышова Ю.В. на расположенные на земельном участке объекты недвижимости не зарегистрировано.
В обоснование утверждения о принадлежности ему гаража, Чернышов Ю.В. помимо технических паспортов, предоставил в материалы дела договор купли-продажи от 05.06.2001 года на строительные материалы: шлакоблоки 4 куба, металлопрофиль 30 листов, стоимостью 10000 рублей (л.д.9), товарную накладную от 24.05.2016 года на стеновые панели в количестве 96 кв.м. стоимостью 58905,60 рублей (л.д.10), товарную накладную от 06.09.2008 года на металлочерепицу в количестве 53 кв.м. стоимостью 7685 кв.м. (л.д.11).
20.02.2020 года Чернышов Ю.В. обратился в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения в связи с образованием земельного участка путем перераспределения площадью 699 кв.м., кадастровый номер 36:34:0201087:53 (л.д.40).
06.04.2020 года департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области отказал Чернышову Ю.В. в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения на основании следующего (л.д.12-13, 41-43).
Подготовка и утверждение схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного Участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на Кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее — Требования). В соответствии с п. 4 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории учитываются материалы и сведения о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. По результатам проведенной выездной проверки, установлено, что на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, включенной в порядке перераспределения располагается одноэтажное здание (гараж), на который в представленном пакете документов отсутствуют копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, в связи с чем могут быть затронуты права третьих лиц. В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в Государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. Вместе с тем, данные обстоятельства были исследованы Коминтерновским районным судом г. Воронежа. Так как правоустанавливающие документы на одноэтажное здание (гараж) у заявителя отсутствуют, наличие на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, включенной в порядке перераспределения, указанного здания препятствует удовлетворению заявления.
Вступившим в законную силу решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 27.01.2020 года по административному делу № 2а-847/2020 в удовлетворении административного иска Чернышева Юрия Викторовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа от 27 сентября 2019 г. №52-17-15429з в перераспределении земельного участка с кадастровым номером: (№), расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, с землями, государственная собственность на которые не разграничена и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 699 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, в территориальной зоне с индексом Ж1, из категории земель населенных пунктов в кадастровом квартале 36:34:0201087, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0201087:53, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи– отказано. Судом установлено, что административным истцом в подтверждение своих доводов представлены технические паспорта домовладения от 11.11.2002 г., от 15.01.2020 г., из анализа которых следует, что на земельном участке, принадлежащем истцу, действительно имеется строение - гараж литер г. Указанные строения частично расположены за пределами принадлежащего Чернышову Ю.В. земельного участка. Вместе с тем, при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, правоустанавливающих, либо правоудостоверяющих документов на вышеуказанные строения истцом представлено не было, при этом представленные им в суд технические паспорта таковыми документами не являются. Механизм перераспределения земельных участков не может быть использован для получения земель из государственной и муниципальной собственности в обход законного порядка. Соответственно, ссылка Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области в оспариваемом решении на пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является верной. Таким образом, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Вступившим в законную силу решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 27.08.2020 года по административному делу № 2а-3486/2020 в удовлетворении административного иска Чернышева Юрия Викторовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа от 06 апреля 2020 г. №52-17-4730з в перераспределении земельного участка с кадастровым номером: (№) расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, с землями, государственная собственность на которые не разграничена и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 699 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, в территориальной зоне с индексом Ж1, из категории земель населенных пунктов в кадастровом квартале (№), образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: (№), с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи – отказано. При этом, судом установлено, что административным истцом в подтверждение доводов о том, что гараж, расположенный на земельном участке, государственная собственность на которую не разграничена, принадлежит ему, представлены: технический паспорт домовладения от 15.01.2020 г., из анализа которого следует, что на земельном участке действительно имеется строение - гараж литер Г, который исходя из сравнительного анализа схемы расположения земельного участка и технического паспорта, расположен за пределами принадлежащего Чернышову Ю.В. земельного участка; товарная накладная №103 от 06 сентября 2008 г. на приобретение металлочерепицы, товарная накладная №32 от 24 мая 2016 г. на приобретение панелей стеновых, договор купли – продажи от 05 июня 2001 г., предметом которого является продажа строительных материалов, а именно: шлакоблоков 4 куба, металлопрофиль 30 листов. Вместе с тем, при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, правоустанавливающих, либо правоудостоверяющих документов на вышеуказанные строения истцом представлено не было, при этом представленные им вышеуказанные документы таковыми документами не являются. Механизм перераспределения земельных участков не может быть использован для получения земель из государственной и муниципальной собственности в обход законного порядка, соответственно, ссылка Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области в оспариваемом решении на пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является верной. Таким образом, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В то же время, ст.12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; самозащиты права; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами факт создания Чернышовым Ю.В. своими силами и средствами гаража как вспомогательной вещи при создании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пер.Прохоровский, 10, на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0201087:53, а поскольку иным способом истец не может защитить свои права и законные интересы, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования и установить факт нахождения на земельном участке, прилегающем к земельному участку по адресу: <адрес>, пер.Прохоровский, 10, кадастровый (№), гаража, возведенного Чернышовым Ю.В., поскольку при осмотре указанного земельного участка департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> установлен факт нахождения гаража на на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, что позволяет признать право истца на перераспределение земельного участка согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от (ДД.ММ.ГГГГ) в порядке ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. ст. 35, 56 ГПК РФ представление доказательств в обоснование своих требований и возражений является не только правом, но и обязанностью стороны, и неисполнение данной обязанности влечет наступление последствий, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, суд, проанализировав установленные обстоятельства, оценив доказательства по гражданскому делу в их совокупности, руководствуясь указанными нормами материального права, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Чернышова Ю.В.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Чернышова Юрия Викторовича Рє департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области Рѕ признании права РЅР° перераспределение земельного участка, РѕР± установлении факта нахождения РЅР° земельном участке гаража, удовлетворить.
Установить факт нахождения на земельном участке, прилегающем к земельному участку по адресу: город Воронеж, переулок Прохоровский, 10, кадастровый (№), возведенного Чернышовым Юрием Викторовичем гаража.
Признать за Чернышовым Юрием Викторовичем право на перераспределение земельного участка согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.02.2020 года в порядке ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд города Воронежа.
Судья Н.А. Каширина
Решение принято в окончательной форме 13 сентября 2021 года
РЈРР”: 36RS0002-01-2021-002608-79
РЕШЕНРР•РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
6 сентября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Н.А. Кашириной
РїСЂРё секретаре Р.Р’. Барбашиной
с участием: представителя истца адвоката Жбанковой З.А., представившей ордер №176 от 13.05.2021 года (л.д.53),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чернышова Юрия Викторовича к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права на перераспределение земельного участка, об установлении факта нахождения на земельном участке гаража,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстец Чернышов Р®.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє ответчику департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚:
1. Установить факт нахождения на земельном участке, прилегающем к земельному участку по адресу: <адрес>, пер.Прохоровский, 10, кадастровый (№), гаража, возведенного Чернышовым Ю.В.
2. Признать за Чернышовым Ю.В. право на перераспределение земельного участка согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.02.2020 года в порядке ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, пер.Прохоровский, <адрес>, кадастровый (№). Согласно техническому паспорту от 11.11.2002 года на вышеуказанном земельном участке было расположено два строения: строение с литерой А и гараж с литерой Г, находящийся в состоянии строительства. Указанный гараж завершен строительством, располагается на названном земельном участке и принадлежит истцу на праве собственности, в обоснование чего Чернышовым Ю.В. предоставлены договоры купли-продажи строительных материалов и закрывающие документы к ним. 17.02.2020 года Чернышов Ю.В. обратился в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером (№) и земель, государственная собственность на которые не разграничена. 06.04.2020 года истцом получен отказ по следующему основанию: «По результатам проведенной выездной проверки установлено, что на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, включенной в порядке перераспределения, располагается одноэтажное здание (гараж), на который в предоставленном пакете документов отсутствуют копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, в связи с чем могут быть затронуты права третьих лиц». Чернышов Ю.В. указывает, что строение с литерой Г является вспомогательным строением, предназначенным для обслуживания жилого здания – строения с литерой А, в связи с чем является в силу ст.135 ГК РФ является принадлежностью по отношению к жилому дому (строению с литерой А), которая является главной вещью и, следовательно, гараж следует судьбе строения с литерой А (л.д.6-7).
Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебное заседание истец Чернышов Ю.В. не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, обеспечил явку уполномоченного представителя, в адресованном суду письменном заявлении просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, в связи с чем суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие истца.
Ответчик департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, предоставил суду письменные возражения на исковое заявление (л.д.93-96), в связи с чем суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие ответчика.
Представитель истца Жбанкова Р—.Рђ., представившая ордер в„–176 РѕС‚ 13.05.2021 РіРѕРґР° (Р».Рґ.53), РёСЃРє поддержала, просила СЃСѓРґ его удовлетворить, СЃСѓРґСѓ пояснила, что возведенный истцом гараж РёР·-Р·Р° РЅРµ верно установленных РЅР° местности границ земельного участка был возведен Р·Р° его пределами. Для сохранения гаража РІ собственности, Чернышов Р®.Р’. обратился РІ Р”РР—Рћ Р’Рћ СЃ заявлением РѕР± утверждении схемы земельного участка СЃ площадью 699 РєРІ.Рј., что соответствует пределу максимального размера земельного участка РІ соответствии СЃ РџР—Р— Рё Р·РѕРЅРѕР№ Р–1, РІ которой РѕРЅ расположен – 800 РєРІ.Рј. РљСЂРѕРјРµ того, просила учесть, что земельный участок РЅРµ пересекает красных линий Рё РЅРµ нарушает требования Р—Рљ Р Р¤.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.3 ч.1 ст.11.3. Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в том числе, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Статьей 11.10. ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Подготовка схемы расположения земельного участка РІ форме электронного документа может осуществляться СЃ использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости Рё предоставление сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" или СЃ использованием иных технологических Рё программных средств.
Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка РІ форме электронного документа СЃ использованием официального сайта указанного органа РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" любым заинтересованным лицом Р·Р° плату. Размер такой платы Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подготовка схемы расположения земельного участка РІ форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления СЃ использованием официального сайта органа регистрации прав РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" осуществляется без взимания платы.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Рсполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять РІ СЃСЂРѕРє РЅРµ более чем пять рабочих дней СЃРѕ РґРЅСЏ принятия указанного решения РІ орган регистрации прав указанное решение СЃ приложением схемы расположения земельного участка, РІ том числе СЃ использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия Рё подключаемых Рє ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся РІ указанных решении Рё схеме, подлежат отображению РЅР° кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным РєСЂСѓРіРѕРј лиц.
Подготовка единым институтом развития РІ жилищной сфере схемы расположения земельного участка РІ форме электронного документа СЃ использованием официального сайта органа регистрации прав РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" осуществляется без взимания платы.
Статьей 39.28. Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Судом установлено, что Чернышову Ю.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (№)53, расположенный по адресу: город Воронеж, переулок Прохоровский, 10, площадью 400 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, право собственности зарегистрировано 06.02.2017 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.06.2021 года (л.д.73-75).
Согласно техническому паспорту домовладения в„– 10 РїРѕ переулку РџСЂРѕС…РѕСЂРѕРІСЃРєРёР№ Рі.Воронежа, составленному филиалом Бюро технической инвентаризации Коминтерновского района Воронежской области ГУП «ВОРОНЕЖОБЛТЕХРНВЕНТАРРР—РђР¦РРЇВ» РїРѕ состоянию РЅР° 11.11.2002 РіРѕРґР°, земельный участок РїРѕ документам имеет площадь 700 РєРІ.Рј., РїРѕ фактическому пользованию – 971 РєРІ.Рј., застроенная площадь составляет 140,4 РєРІ.Рј., незастроенная – 830,6 РєРІ.Рј. РќР° земельном участке располагается здание лит.Рђ площадью 106,8 РєРІ.Рј., гараж лит.Р“ Рё канализационные трубы учтенные как сооружения (Р».Рґ.14-21).
Согласно техническому паспорту на жилой дом № 10 по переулку Прохоровский г.Воронежа, кадастровый (№), составленному ООО «Техинветаризация и кадастр» по состоянию на 15.01.2020 года, жилой дом лит.А, А1 площадью 98,8 кв.м. построен в 2009 году, разрешение на ввод в эксплуатацию не представлено, гараж лит.Г 2002 года постройки, площадь застройки 56,2 кв.м., также имеется холодная пристройка лит.а, забор лит.1, ворота лит.2 (л.д.22-31).
РР· ситуационного плана указанного технического паспорта следует, что указанные строения расположены РІ пределах земельного участка, который РїРѕ правой меже граничит СЃ участком <адрес> РїРѕ переулку РџСЂРѕС…РѕСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ <адрес>.
При этом, право собственности Чернышова Ю.В. на расположенные на земельном участке объекты недвижимости не зарегистрировано.
В обоснование утверждения о принадлежности ему гаража, Чернышов Ю.В. помимо технических паспортов, предоставил в материалы дела договор купли-продажи от 05.06.2001 года на строительные материалы: шлакоблоки 4 куба, металлопрофиль 30 листов, стоимостью 10000 рублей (л.д.9), товарную накладную от 24.05.2016 года на стеновые панели в количестве 96 кв.м. стоимостью 58905,60 рублей (л.д.10), товарную накладную от 06.09.2008 года на металлочерепицу в количестве 53 кв.м. стоимостью 7685 кв.м. (л.д.11).
20.02.2020 года Чернышов Ю.В. обратился в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения в связи с образованием земельного участка путем перераспределения площадью 699 кв.м., кадастровый номер 36:34:0201087:53 (л.д.40).
06.04.2020 года департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области отказал Чернышову Ю.В. в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения на основании следующего (л.д.12-13, 41-43).
Подготовка и утверждение схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного Участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на Кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее — Требования). В соответствии с п. 4 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории учитываются материалы и сведения о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. По результатам проведенной выездной проверки, установлено, что на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, включенной в порядке перераспределения располагается одноэтажное здание (гараж), на который в представленном пакете документов отсутствуют копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, в связи с чем могут быть затронуты права третьих лиц. В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в Государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. Вместе с тем, данные обстоятельства были исследованы Коминтерновским районным судом г. Воронежа. Так как правоустанавливающие документы на одноэтажное здание (гараж) у заявителя отсутствуют, наличие на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, включенной в порядке перераспределения, указанного здания препятствует удовлетворению заявления.
Вступившим в законную силу решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 27.01.2020 года по административному делу № 2а-847/2020 в удовлетворении административного иска Чернышева Юрия Викторовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа от 27 сентября 2019 г. №52-17-15429з в перераспределении земельного участка с кадастровым номером: (№), расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, с землями, государственная собственность на которые не разграничена и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 699 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, в территориальной зоне с индексом Ж1, из категории земель населенных пунктов в кадастровом квартале 36:34:0201087, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0201087:53, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи– отказано. Судом установлено, что административным истцом в подтверждение своих доводов представлены технические паспорта домовладения от 11.11.2002 г., от 15.01.2020 г., из анализа которых следует, что на земельном участке, принадлежащем истцу, действительно имеется строение - гараж литер г. Указанные строения частично расположены за пределами принадлежащего Чернышову Ю.В. земельного участка. Вместе с тем, при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, правоустанавливающих, либо правоудостоверяющих документов на вышеуказанные строения истцом представлено не было, при этом представленные им в суд технические паспорта таковыми документами не являются. Механизм перераспределения земельных участков не может быть использован для получения земель из государственной и муниципальной собственности в обход законного порядка. Соответственно, ссылка Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области в оспариваемом решении на пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является верной. Таким образом, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Вступившим в законную силу решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 27.08.2020 года по административному делу № 2а-3486/2020 в удовлетворении административного иска Чернышева Юрия Викторовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа от 06 апреля 2020 г. №52-17-4730з в перераспределении земельного участка с кадастровым номером: (№) расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, с землями, государственная собственность на которые не разграничена и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 699 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, в территориальной зоне с индексом Ж1, из категории земель населенных пунктов в кадастровом квартале (№), образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: (№), с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи – отказано. При этом, судом установлено, что административным истцом в подтверждение доводов о том, что гараж, расположенный на земельном участке, государственная собственность на которую не разграничена, принадлежит ему, представлены: технический паспорт домовладения от 15.01.2020 г., из анализа которого следует, что на земельном участке действительно имеется строение - гараж литер Г, который исходя из сравнительного анализа схемы расположения земельного участка и технического паспорта, расположен за пределами принадлежащего Чернышову Ю.В. земельного участка; товарная накладная №103 от 06 сентября 2008 г. на приобретение металлочерепицы, товарная накладная №32 от 24 мая 2016 г. на приобретение панелей стеновых, договор купли – продажи от 05 июня 2001 г., предметом которого является продажа строительных материалов, а именно: шлакоблоков 4 куба, металлопрофиль 30 листов. Вместе с тем, при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, правоустанавливающих, либо правоудостоверяющих документов на вышеуказанные строения истцом представлено не было, при этом представленные им вышеуказанные документы таковыми документами не являются. Механизм перераспределения земельных участков не может быть использован для получения земель из государственной и муниципальной собственности в обход законного порядка, соответственно, ссылка Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области в оспариваемом решении на пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является верной. Таким образом, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В то же время, ст.12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; самозащиты права; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами факт создания Чернышовым Ю.В. своими силами и средствами гаража как вспомогательной вещи при создании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пер.Прохоровский, 10, на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0201087:53, а поскольку иным способом истец не может защитить свои права и законные интересы, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования и установить факт нахождения на земельном участке, прилегающем к земельному участку по адресу: <адрес>, пер.Прохоровский, 10, кадастровый (№), гаража, возведенного Чернышовым Ю.В., поскольку при осмотре указанного земельного участка департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> установлен факт нахождения гаража на на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, что позволяет признать право истца на перераспределение земельного участка согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от (ДД.ММ.ГГГГ) в порядке ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. ст. 35, 56 ГПК РФ представление доказательств в обоснование своих требований и возражений является не только правом, но и обязанностью стороны, и неисполнение данной обязанности влечет наступление последствий, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, суд, проанализировав установленные обстоятельства, оценив доказательства по гражданскому делу в их совокупности, руководствуясь указанными нормами материального права, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Чернышова Ю.В.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Чернышова Юрия Викторовича Рє департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области Рѕ признании права РЅР° перераспределение земельного участка, РѕР± установлении факта нахождения РЅР° земельном участке гаража, удовлетворить.
Установить факт нахождения на земельном участке, прилегающем к земельному участку по адресу: город Воронеж, переулок Прохоровский, 10, кадастровый (№), возведенного Чернышовым Юрием Викторовичем гаража.
Признать за Чернышовым Юрием Викторовичем право на перераспределение земельного участка согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.02.2020 года в порядке ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд города Воронежа.
Судья Н.А. Каширина
Решение принято в окончательной форме 13 сентября 2021 года