Дело № 2-176/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года                                  город Алдан

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Капраловой М.И., при секретаре судебного заседания Лапиной Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального образования «Алданский район» об обязании принять меры по устранению нарушений федерального законодательства,

установил:

Якутский природоохранный прокурор РС (Я), в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Алданский район» об обязании принять меры по устранению нарушений федерального законодательства, требования мотивированы тем, что во исполнение п. 6.4 решения коллегии прокуратуры РС (Я) от 20.07.2021, п. 4 Плана работы на 2 полугодие 2021 года Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального района «Алданский район» РС (Я) (далее - Администрация) требований законодательства об отходах производства и потребления) при эксплуатации объектов размещения отходов (полигонов, санкционированных свалок), по результатам которой установлено, что на территории муниципального района «Алданский район» имеется объект размещения твердых коммунальных отходов - свалка твёрдых коммунальных отходов г. Томмот, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:02:110909:2, находящийся на праве собственности Администрации. Данный объект размещения твердых коммунальных отходов - свалка твёрдых коммунальных отходов г. Томмот в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов РС (Я) не включен. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать Администрацию принять в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда меры по устранению нарушений требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303, путём подачи в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявления о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов - свалки твёрдых коммунальных отходов г. Томмот, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:02:110909:2 в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия).

В судебном заседании прокурор Довжик К.В. требования Якутского природоохранного прокурора РС (Я) поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, настаивала удовлетворить.

Представитель ответчика Шатрова Л.В., действующая на основании доверенности настаивала отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что по результатам проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, на котором расположен Полигон ТБО г. Томмот обнаружено пересечение границ земельных участков с кадастровым номером 14:02:110909:2 и участка с кадастровым номером 14:02:110909:10135. Полагала, что данное обстоятельство, является препятствием для обращения с новым заявлением о включении Объекта в перечень объектов размещения отходов РС (Я) и исковые требования являются неисполнимыми для Администрации в течение 6 месяцев по независящим от администрации обстоятельствам.

Представитель третьего лица Министерства жилищно - коммунального хозяйства и энергетики РС (Я) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об уважительности неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав участников процесса, изучив, огласив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Статья 9 Конституции Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Частью 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Судом установлено, на территории муниципального района «Алданский район» имеется объект размещения твердых коммунальных отходов - свалка твёрдых коммунальных отходов г. Томмот (далее – Объект), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:02:110909:2.

Данный Объект находится на праве собственности Администрации, что не оспаривается сторонами.

Якутской природоохранной прокуратурой РС (Я) проведена проверка соблюдения установленных законодательством правил обращения с отходами производства и потребления, порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отдыхов на территории РС (Я).

По результатам проверки установлено, что вышеуказанный Объект не включен в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов РС (Я).

Согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 01.01.2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01-01.2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.

Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (таковым является Минприроды РФ), о возможности использования данных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (таковым на территории Республики Саха (Якутия) является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики) могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень).

Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в такой перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации утвержден приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303, вступившим в силу с 31.05.2019 (далее - Порядок).

Согласно п.п. 2,4 указанного Порядка перечень ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 № 475 Министерство жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти республики, осуществляющим проведение единой государственной политики республики в области жилищно - коммунального хозяйства, электроэнергетического комплекса и энергосбережения и повышения энергетической эффективности.Таким образом, на территории Республики Саха (Якутия) органом, уполномоченным на ведение Перечня, является Министерство жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство).

В силу п. 5 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твёрдых коммунальных отходов на объекте, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении объекта в Перечень. В случае, если объект расположен на земельном участке, Находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект.

В соответствии с п. 6 указанного Порядка заявление о включении объекта в Перечень должно содержать:

-    наименование, организационно-правовую форму, адрес места нахождения;

-    основной государственный регистрационный номер, а также данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию;

-    идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

планируемый срок использования объекта для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов;

-    наименование объекта;

-    место нахождения объекта (адрес места нахождения, код территории в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, координаты);

-    ближайший населенный пункт по отношению к объекту;

-    расстояние от объекта до ближайшего населенного пункта по отношению к объекту, км;

-    площадь земельного участка, на котором расположен объект, м2;

-    массу отходов производства и потребления, размещенных на объекте, т;

-    максимальную мощность объекта, т/год или м3/год;

-    массу твердых коммунальных отходов, предлагаемых к размещению на объекте до окончания срока его использования, т/год;

-    сведения о технологии складирования твердых коммунальных отходов;

-    реквизиты лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (при наличии);

-    информацию о системах защиты окружающей среды, применяемых на объекте, или об отсутствии применяемых на объекте систем защиты окружающей Среды;

-    сроки проведения рекультивации земельного участка, на котором расположен объект, после завершения осуществления на объекте деятельности по размещению твердых коммунальных отходов;

-    предполагаемая стоимость услуг по размещению твердых коммунальных отходов на объекте за 1 тонну, руб.

Согласно п. 7 Порядка к заявлению о включении объекта в перечень прилагаются следующие документы:

копии документов, подтверждающих, что заявитель является правообладателем земельного участка, на котором расположен объект, зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на объекте;

-    документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию);

-    информация, в том числе фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте;

-    копия утвержденной заявителем программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду.

В силу п. 10 Порядка в случае наличия потребности субъекта Российской Федерации в объекте размещения твердых коммунальных отходов, определенной на основании территориальной схемы в области обращения с отходами, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет материалы заявителя в Минприроды России для дачи заключения о возможности использования такого объекта для размещения твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела следует, что Администрация 18.02.2021 обращалась с заявлением в Министерство о включении Объекта в перечень объектов размещения отходов на территории РС (Я).

02.03.2021 Министерство уведомило Администрацию о несоответствии документов требованиям указанного выше Порядка.

В адрес Министерства поступило заявление Администрации от 15.07.2021 с приложением пакета документов.

Вместе с тем, по результатам их рассмотрения Министерством установлено их несоответствие требованиям указанного выше Порядка.

Судом установлено, что 27.08.2021 Министерством в адрес Администрации направлено сообщение об устранении замечания в кратчайшие сроки и направлении заявления повторно.

Повторное заявление с устранением недостатков в адрес Министерства не поступало, в связи, с чем Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:02:110909:2, в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия) не включен.

Таким образом, непринятие Администрацией мер по приведению Объекта в соответствие с требованиями Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утв. приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303, влечет невозможность использования до 01.01.2023 указанного объекта, не имеющего необходимой документации и не включенного в государственный реестр объектов размещения отходов, для размещения твёрдых коммунальных отходов, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права неопределенного круга лиц, проживающих на территории города Томмот.

Кроме того, суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что исковые требования являются неисполнимыми для Администрации в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда по независящим от администрации обстоятельствам, поскольку в силу п. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить, рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

        

     ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░,- ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 8 ░░. 29.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.06.1998 № 89-░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ 6, 7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 14.05.2019 № 303, ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 14:02:110909:2, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░ ░░░░░░░░░░

    ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ (░)                         ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.02.2022.

2-176/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Якутский природоохранный прокурор РС(Я)
Ответчики
Администрация МО " Алданский район"
Суд
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Капралова Марина Иннокентьевна
Дело на сайте суда
aldan.jak.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2022Подготовка дела (собеседование)
27.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2022Судебное заседание
16.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее