Дело № 2а-100/2021
УИД 10RS0017-01-2020-001632-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2021 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саниной Е.А.,
при секретаре Мелентьевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия к Омельчуку ФИО5 о взыскании задолженности по налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия (далее также – Инспекция, Налоговый орган) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к административному ответчику по тем основаниям, что в порядке ст. 85 Налогового кодекса РФ в адрес Инспекции представлены сведения, по которым административный ответчик имел в собственности объекты налогообложения. В адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление, которое в установленный срок не было исполнено, в связи с чем ответчику было направлено требование об уплате налога и соответствующей суммы пени, которое также в установленный срок не исполнено. За налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу в размере 1621 руб., пени в размере 20,23 руб. - всего 1641,23 руб. Просит взыскать указанную задолженность с административного ответчика.
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствует о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Административный ответчик в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании требования не признавал, представил возражения, в соответствии с которыми полагает, что по заявленным требованиям истек срок давности.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по оплате налога должна быть выполнена в срок.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. При этом указанное требование должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.
В силу пункта 6 статьи 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Из материалов дела следует, что требование об уплате обязательных платежей и пени № 7784 по состоянию на 11.02.2019 было направлено Омельчуку Д.П. 24.02.2019, срок уплаты задолженности установлен до 08.04.2019. Требование об уплате обязательных платежей и пени № 6087 по состоянию на 22.12.2016 было направлено административному ответчику 28.12.2016, срок уплаты задолженности установлен до 14.02.2017. Общая сумма задолженности, подлежащая взысканию, не превысила 3000 руб.
24.04.2020 Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 1 г.Сортавала с заявлением о выдаче судебного приказа, который вынесен 30.04.2020 на сумму 1641,23 руб. Заявление о выдаче судебного приказа подано Инспекцией в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
29.05.2020 по заявлению Омельчука Д.П. судебный приказ отменен.
Настоящее исковое заявление Налоговый орган направил почтовой корреспонденцией в адрес Сортавальского городского суда Республики Карелия 30.11.2020.
В силу пункта 5 статьи 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Исходя из изложенного нормативного положения, суд приходит к выводу, что административный иск подан Налоговым органом за пределами срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, поскольку последним днем указанного шестимесячного срока являлось 29.11.2020.
Таким образом, срок для обращения Налогового органа в суд с настоящим административным исковым заявлением пропущен. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено.
В силу пункта 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, суд находит, что требование Налогового органа, заявленное к административному ответчику, удовлетворению не подлежит, поскольку административным истцом не соблюден установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ срок обращения в суд для принудительного взыскания налогов и пени.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Санина