Решение по делу № 2-1370/2015 от 18.06.2015

Дело № 2-1370/2015

                                   РЕШЕНИЕ            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усинск                                                                                                   27 августа 2015 года

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.

при секретаре Булатовой О.С.

с участием прокурора Изъюрова С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора                          г. Усинска, поданного в интересах Ключниковой Э.А., к администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

                                                                 УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Усинска, действуя в интересах Ключниковой Э.А., обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Усинск» о предоставлении Ключниковой Э.А. на состав семьи: ... человек жилого помещения специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, в г. Усинске, общей площадью не менее ... кв.м. В обоснование иска указал, что К., являющаяся одинокой матерью, решением Усинского городского суда РК от дд.мм.гггг. лишена родительских прав в отношении своей дочери Ключниковой Э.А., дд.мм.гггг. года рождения. Ключникова Э.А. зарегистрирована по адресу: .... В собственности жилых помещений не имеет. Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. установлен факт невозможности проживания Ключниковой Э.А. по вышеуказанному адресу, поскольку общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы площади жилого помещения. В связи с чем администрацией МО ГО «Усинск» Ключникова Э.А. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени жилое помещение Ключниковой Э.А. администрацией МО ГО «Усинск» не предоставлено. С учетом ст. 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и в порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», а также позиции Конституционного Суда Республики Коми, высказанной им в постановлении от 11.07.2011, пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203 (в редакции от 24.12.2012), прокурор считает, что Ключниковой Э.А., как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, должно быть предоставлено жилое помещение, общей площадью не менее ... кв. м.

В судебном заседании помощник прокурора г. Усинска Изъюров С.М. исковые требования поддержал.

Истец Ключникова Э.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что в настоящее время она со своей семьей (мужем и двумя детьми) снимают квартиру, за которую платят ... рублей в месяц. В жилом помещении, расположенном по адресу: ..., проживает ее мать К.

Представитель ответчика Станкевич Ю.С., действующая на основании доверенности от дд.мм.гггг., исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на иск. Пояснила, что Ключникова Э.А., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилого помещения под . Если ей будет предоставлено жилое помещение вне очереди, то этим будут нарушены права граждан, состоящих в очереди перед Ключниковой Э.А.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социальной защиты Республики Коми в судебное заседание не явился. Представил в суд возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что право Ключниковой Э.А. на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не оспаривается, однако в первую очередь жилыми помещениями должны быть обеспечены граждане, ранее включенные органами местного самоуправления в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Представитель сектора опеки и попечительства по г. Усинску Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования прокурора поддержат удовлетворению. Указал, что в связи с лишением родительских прав К. несовершеннолетняя Ключникова Э.А. была оформлена в ГОУ ... на основании путевки Министерства образования Республики Коми от дд.мм.гггг. . До своего совершеннолетия Ключникова Э.А. имела регистрацию по адресу: .... Данное жилое помещение за ней не закреплялось в связи с ветхим состоянием дома и его непригодностью для проживания, которое впоследствии было снесено. Ключникова Э.А. в собственности жилых помещений не имеет. С дд.мм.гггг. она включена в список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени ей не предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Усинского городского суда РК от дд.мм.гггг. К. лишена родительских прав в отношении дочери Ключниковой Э.А., дд.мм.гггг. года рождения (л.д. 49-51).

На основании путевки от дд.мм.гггг., выданной Министерством образования РК, несовершеннолетняя Ключникова Э.А. направлена в ... (л.д. 52).

Согласно поквартирной карточке, Ключникова Э.А. с дд.мм.гггг. зарегистрирована по адресу: ..., где также зарегистрированы: К. (мать) . Общая площадь жилого помещения ... кв.м. (л.д. 60). Ранее Ключникова Э.А. была зарегистрирована по адресам: ...дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.), и по ул. ...дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.) (л.д. 59).

Из справки сектора опеки и попечительства по г. Усинску от дд.мм.гггг. следует, что Ключникова Э.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за ней не закреплялось (л.д. 31).

Ключникова Э.А. обучается в ГПОУ .... В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, что подтверждается справкой образовательного учреждения от дд.мм.гггг. (л.д. 75).

В администрацию МО ГО «Усинск» поступило заявление Ключниковой Э.А. от дд.мм.гггг. об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 62-63).

Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. установлен факт невозможности проживания Ключниковой Э.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ..., в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. Ключникова Э.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 11).

В прокуратуру г. Усинска дд.мм.гггг. поступило заявление Ключниковой Э.А. об оказании помощи в получении благоустроенного жилого помещения (л.д. 9).

На запрос прокурора г. Усинска администрация МО ГО «Усинск» дд.мм.гггг. сообщила, что жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений будет предоставлено Ключниковой Э.А. в порядке очередности (л.д. 10).

По сведениям Управления Росреестра РК и Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Ключникова Э.А. не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 13,17-18).

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ссылка представителей ответчика и третьего лица на то, что удовлетворение иска прокурора об обеспечении Ключниковой Э.А. жилым помещением фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в список ранее Ключниковой Э.А., не может быть принята во внимание, поскольку в силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Доводы представителей ответчика и третьего лица о необходимости исчисления площади предоставленного жилого помещения, исходя из утвержденных органом местного самоуправления норм предоставления, являются безосновательными в силу следующего.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных правил предоставления льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдались принципы предсказуемости социальной политики, поддержания доверия граждан к закону, а также и к его правовой определенности, направленной на сохранение разумной стабильности правового регулирования, и установление соответствующих механизмов по сохранению и возможному увеличению объема социальных гарантий. Таким образом, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, а равно и ухудшает их положение по сравнению с гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.

Помимо прочего, из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере ... кв. метра, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Усинска, заявленных в интересах Ключниковой Э.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                       РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Усинска, поданные в интересах Ключниковой Э.А., к администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» предоставить Ключниковой Э.А. благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми из муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее ... квадратных метра общей площади.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.09.2015.

Председательствующий                                                                             Л.В. Ларина

2-1370/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ключникова Э.А.
Ответчики
Администрация МОГО " Усинск"
Другие
Министерство труда и социальной защиты Республики Коми
Сектор опеки и по печительства в г. Усинске
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
18.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2015Передача материалов судье
23.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.07.2015Предварительное судебное заседание
28.07.2015Предварительное судебное заседание
27.08.2015Судебное заседание
01.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее