Решение по делу № 2-256/2020 от 06.05.2020

Дело № 2-256/2020

51RS0017-01-2020-000332-95

Принято в окончательной форме 22 июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2020 года                        п. Никель

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Алимовой Е.В.,

при помощнике судьи Мигачевой Н.С.,

с участием:

прокурора - помощника военного прокурора гарнизона Заозерск Казакова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Шиловой Е.Н. о признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ) обратилось в суд с иском к Шиловой Е.Н. о признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Ш.Л.Н.. на основании ордера от 28.01.1994 выдано служебное жилое помещение на состав семьи 2 человека, в том числе на дочь Шилову Е.Н. Служебное жилое помещение расположено в доме Министерства обороны Российской Федерации по адресу: <адрес> указанное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Ш.Л.Н.. умерла, что подтверждено свидетельством о смерти от *.*.*. Шилова Е.Н. была вселена в служебное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя на период трудовых отношений матери. Ответчик не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны российской Федерации, право занимать специализированное жилое помещение у нее отсутствует, однако она продолжает пользоваться служебным жилым помещением.

22.04.2019 в адрес Шиловой Е.Н. направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде, 23.05.2019 в адрес ответчика направлено требование об освобождении жилого помещения в срок до 06.06.2019. Требование освободить незаконно занимаемое жилое помещение ответчик не исполнила, жилое помещение не освободила.

Просит признать Шилову Е.Н. утратившей право пользования служебным жилым помещением, распложенным по адресу: <адрес>, выселить из указанного служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.

Представитель истца ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения, в иске просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 5).

Ответчик Шилова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена лично, по электронной почте в адрес суда представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что иного жилого помещения у нее не имеется.

Представитель 3-его лица Отделение Территориальное (пгт Печенга, Мурманская область) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав заключение помощника военного прокурора гарнизона Заозерск Казакова А.Е., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации каждый имеет право на жилище, и никто не может быть выселен либо ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со статьями 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.

Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда относится служебное жилое помещение.

Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В силу части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.

Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.

В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер.

Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, Ш.Л.Н. на основании ордера от 28.01.1994 во временное пользование предоставлено служебное жилое помещение в доме Министерства обороны Российской Федерации по адресу: <адрес> Из ордера на жилое помещение следует, что квартира предоставлена Ш.Л.Н. работающей в поссовете.

Жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управления имущественных отношений» Минобороны России.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.01.2018 № 8 указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд.

Указанное служебное жилое помещение выдавалось на период трудовых отношений Ш.Л.Н. на состав семьи: она, и дочь Шилова Е.Н.

Согласно информации филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по ОСК СФ ЖКС № 5, ДУ № 1 пгт Печенга от 23.09.2019 и от 22.05.2020 (л.д. 11, 66), в указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрирована с 30.03.1994 по настоящее время Шилова Е.Н., *.*.* года рождения.

Из акта проверки права пользования специализированным жилым помещением Министерства обороны Российской Федерации от 07.10.2019 (л.д. 14) следует, что Шилова Е.Н. по настоящее время зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении, связи с Министерством обороны Российской Федерации не имеет.

Согласно выписке из лицевого счета за период с ноября 2017 года по сентябрь 2019 года по указанному адресу, счет открыт на имя Шиловой Е.Н. за указанный период образовалась задолженность по жилищно-коммунальным услугам в размере 1 364 рубля 40 копеек (л.д. 12).

Согласно копии свидетельства о смерти Ш.Л.Н. умерла *.*.* (л.д. 13).

Из ответа администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области от 09.06.2020 (л.д. 71) следует, что Ш.Л.Н. работала в администрации муниципального образования городское поселение Печенга в должности <данные изъяты> с 01.01.2009 по 30.06.2010. По данным ГОКУ «УКС» Мурманской области, Ш.Л.Н. состояла на учете для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании личного заявления. С 30.12.2002 по 30.12.2011, и была снята с учета в связи со смертью. На учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Ш.Л.Н. не состояла.

По сообщению отдела муниципального имущества администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области от 27.05.2020, Шилова Е.Н. и Ш.Л.Н. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не обращались (л.д. 72).

ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не располагает сведениями о признании Ш.Л.Н. нуждающейся в обеспечении Государственным жилищным сертификатом (л.д 75).

Согласно сведениям, имеющимся в отделении (территориальное, пгт. Печенга, Мурманская область) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Шилова Е.Н. и Ш.Л.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят (л.д. 73)

Из сведений, предоставленных войсковой часть 08275 от 23.09.2019 Шилова Е.Н. в трудовых отношениях с войсковой частью 08275 не состоит (л.д. 21).

Согласно копии трудовой книжки Шиловой Е.Н., она с 07.11.2014 по настоящее время работает в МБОУ СОШ г. Мурманска <данные изъяты>.д 51).

По информации УВМ УМВД России по Мурманской области Шилова Е.Н. зарегистрирована по месту жительства в спорном жилом помещении и имеет регистрацию по месту пребывания с 27.06.2017 по 23.06.2020 по адресу: <адрес>.

Из объяснений соседей, проживающих по адресу: <адрес> опрошенных участковым уполномоченным ОМВД России по Печенгскому району, следует, что Шилова Е.Н. постоянно в квартире не проживает, приезжает раз в месяц.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается материалами дела, и не оспаривалось в ходе судебного заседания ответчиком, она не имеет отношений с Министерством обороны Российской Федерации.

Ш.Л.Н. предоставлялось служебное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями с администрацией муниципального образования гп. Печенга, которые прекращены 30.06.2010, с указанного времени основания для пользования служебным жилым помещением у Ш.Л.Н. отсутствовали.

Право Шиловой Е.Н. на проживание в данном жилом помещении является производным от права Ш.Л.Н., самостоятельного права пользования спорной квартирой она не приобрела, так как данное жилье было предоставлено Ш.Л.Н. на период работы.

Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение является ее единственным жильем для проживания, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку доказательств того, что Шилова Е.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, материалы дела не содержат.

Таким образом, ответчик утратила право пользования спорным служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, предоставленным Ш.Л.Н. на время работы.

Вместе с тем, Шилова Е.Н. до настоящего времени остается зарегистрированной в указанном жилом помещении и периодически проживает в спорной квартире.

22.04.2019 за исх. в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 15). Документы не представлены, в связи с чем, 23.05.2019 за исх. в адрес Шиловой Е.Н. направлено требование об освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с утратой права пользования специализированным жилым помещением (л.д. 20), которое до настоящего времени не исполнено.

Таким образом, в добровольном порядке освободить занимаемое жилое помещение ответчик отказалась.

Вместе с тем отказ ответчика в добровольном порядке освободить занимаемое служебное жилое помещение нарушает права третьих лиц (военнослужащих) в осуществлении своих законных прав в рамках обеспечения служебными жилыми помещениями, в том числе и помещением, расположенным по адресу: <адрес>, поскольку жилые помещения специализированного жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для обеспечения жильем военнослужащих и гражданского персонала, состоящего в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации.

При этом, обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала не является обязанностью Минобороны России, и такие граждане имеют право проживать в служебных жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации только по решению уполномоченного представителя собственника жилья.

Оценивая в совокупности изложенные выше обстоятельства, с учетом вышеперечисленных норм закона, суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствуют законные основания для пользования служебной квартирой Министерства обороны Российской Федерации, находит требования истца в части признания ответчика утратившей право пользования служебным жилым помещением и выселении обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иных обстоятельств, при которых, в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, выселение ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не допускается, при рассмотрении дела не установлено.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать Шилову Е.Н., *.*.* года рождения, уроженку д. <адрес>, утратившей право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселить из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Шиловой Е.Н. в доход бюджета муниципального образования Печенгский район государственную пошлину в размере по 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Алимова

2-256/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
военная прокуратура гарнизона Заозерск
ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России
Ответчики
Шилова Екатерина Николаевна
Другие
Отделение(территориальное пгт Печенга)ФГКУ "Северрегионжилье" Мо РФ
Суд
Печенгский районный суд Мурманской области
Судья
Алимова Елена Васильевна
Дело на сайте суда
pech.mrm.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Судебное заседание
23.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее