Дело № 2-418/2016 г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Лисиенко А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с участием: помощника прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Рудольф С.А., представителя ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» Борисовой Н.А., действующей на основании доверенности,
с уведомлением: истца Пономаревой О.Г., представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Коми,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 28 апреля 2016 года гражданское дело по иску Прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах Пономаревой О. Г. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» о признании незаконными действия в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения исходя из норматива потребления; об обязании произвести Пономаревой О. Г., <Дата> года рождения, проживающей по адресу: <Адрес>, компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с <Дата> по <Дата> в размере фактических расходов на оплату электроснабжения на общую сумму ... рублей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Вымского района Республики Коми обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском в интересах Пономаревой О.Г. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» о признании незаконными действия в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения исходя из норматива потребления; об обязании произвести Пономаревой О.Г., <Дата> года рождения, проживающей по адресу: <Адрес>, компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с <Дата> по <Дата> в размере фактических расходов на оплату электроснабжения на общую сумму ... рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Рудольф С.А. поддержала заявленные исковые требования, уточнив общую сумму компенсации в размере ... рублей.
Истец Пономарева О.Г. судебном заседании не участвовала, согласно заявления просила дело рассмотреть без ее участия, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» Борисова Н.А. иск не признала, представив суду письменные возражения.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Коми в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения иска уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка.
Заслушав помощника прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Рудольф С.А., представителя ответчика Борисову Н.А., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Пономарева О.Г. состоит в трудовых отношениях с МБОУ «СОШ» <Адрес> Республики Коми в должности учителя ..., зарегистрирована и проживает с семьей в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес>.
С <Дата>, истец Пономарева О.Г. является получателем мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» производит истцу начисление и выплату денежной компенсации по оплате освещения, исходя из установленного норматива потребления данной услуги.
Указанные действия ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» обуславливает отсутствием в жилом помещении истца отдельного прибора учета электрической энергии, по которому учитывалось бы потребление на бытовые приборы и иное электропотребление.
Несогласие с действиями ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» послужило основанием для обращения Пономаревой О.Г. к прокурору Усть-Вымского района Республике Коми и инициирование последним судебного разбирательства по делу в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с 01 января 2013 года Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» утратил силу.
Согласно статье 47 указанного закона, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ (часть 8).
Соответственно, наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения, в том числе нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов РФ.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» приведенная норма Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ).
Между тем, из части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также не следует, что субъект РФ наделяется полномочием снижать объем законно установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения.
При таких обстоятельствах учитывая, что педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), государством гарантирована компенсация расходов на освещение занимаемых ими жилых помещений в полном объеме без каких-либо ограничений, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 193-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми удовлетворить.
Признать действия ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения исходя из норматива потребления, незаконными.
Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» произвести Пономаревой О. Г., <Дата> года рождения, проживающей по адресу: <Адрес>, компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с <Дата> по <Дата> в размере фактических расходов на оплату электроснабжения на общую сумму ... рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.
...
... судья - А.Ю. Лисиенко
...
...
...
...