г. Сыктывкар Дело № 33-1915/2022 (№2-10026/2021.)
11RS0001-01-2021-020117-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Куприенковой Л.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 марта 2022 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2021 года, которым:
исковые требования прокурора г. Ухты в интересах Пеховой Т.А. к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены;
Министерство здравоохранения Республики Коми обязано обеспечить Пехову Т.А., ....р., лекарственным препаратом «...;
с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Пеховой Т.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 10000 рублей.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., пояснения прокурора Елфимовой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ухты в интересах Пеховой Т.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить лекарственным препаратом «...» по рецепту лечебного учреждения.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по основаниям, приведенным в иске.
Истец и представители третьих лиц в суде не присутствовали, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, направлены заявления о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика, несмотря на надлежащее извещение, в суд также не явился, предоставив ходатайство об отложении слушания дела с целью обеспечения Пеховой лекарственным препаратом «...» до принятия судом решения по настоящему делу, ссылаясь также на невозможность явки представителя в настоящее судебное заседание.
Данное ходатайство оставлено судом без удовлетворения и принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Коми просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы на основании п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пехова Т.А, ....р., наблюдается в ...; является ... и состоит ....
В связи с имеющимся заболеванием в качестве медикаментозного лечения истец нуждается в приеме лекарственного препарата «...».
Указанный препарат включался ГБУЗ РК «...» в сводные заявки на 2021 год на лекарственные препараты и медицинские изделия.
29.06.2021 Пеховой Т.А. по федеральной программе выписан рецепт ... на получение лекарственного препарата ... в количестве ... упаковок.
С 29.06.2021 указанный рецепт находится на отсроченном обслуживании.
Согласно информации ГУП РК «...» от 17.11.2021 крайняя поставка вышеуказанного препарата зарегистрирована 06.01.2021, что повлекло за собой постоянное наличие рецептов отсроченного обслуживания на данный препарат.
До настоящего времени лекарственным препаратом истец не обеспечена; доказательств обратного суду не представлено.
Между тем, по информации ГБУЗ РК «...» аналог лекарственного препарата «...» суспензия отсутствует; в то время как Пехова Т.А. нуждается в обеспечении данным препаратом для ....
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора об обязании Министерства здравоохранения обеспечить Пехову Т.А. лекарственных препаратом «...», суд первой инстанции исходил из того, что истец, имея нуждаемость в получении указанного лекарственного препарата, не был ими обеспечен в необходимом количестве Министерством здравоохранения Республики Коми, как органом, в функции которого включена организация лекарственного обеспечения граждан.
Руководствуясь положениями ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, с учетом степени вины ответчика и индивидуальных особенностей истца, длительности нарушения прав истца, суд взыскал с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Пеховой Т.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу п.п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный Перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
В приложении № 1 к указанному Постановлению представлены категории заболеваний, при лечении которых гражданам гарантировано право на получение всех лекарственных средств бесплатно; в перечень заболеваний включена, в том числе бронхиальная астма.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми.
Основными задачами деятельности Министерства являются обеспечение реализации основных принципов охраны здоровья в целях обеспечения повышения качества жизни населения Республики Коми; защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий.
Для реализации задач Министерство исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пп. 3 п. 9); разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (пп. 6 п. 9), исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (пп. 33 п. 9 Положения).
Следовательно, вывод суда о том, что Минздрав Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами, является правильным.
Доводы ответчика об отсутствии вины в ненадлежащем обеспечении истца лекарственным препаратом со ссылкой на длительность проведения конкурентных способов закупок правомерно отклонены судом.
При этом суд проанализировал положения Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Приказ Минздрава РК от 03.10.2016 № 10/456, которым утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми, и верно исходил из того, что сроки проведения закупочных мероприятий, проведения аукционов никак не могут влиять на своевременное и бесперебойное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами; действующее законодательство о контрактной системе позволяет выбрать различные способы заключения государственных контрактов, учитывая изложенные выше обстоятельства; заявочная компания должна проводиться Министерством, планомерно с учетом остатков лекарственных препаратов и прогнозных показателей, позволяющих своевременно и бесперебойно обеспечить нуждающихся по состоянию здоровья граждан жизненно необходимыми и важными лекарственными препаратами.
Каких-либо иных доводов, а равно доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о том, что Министерством здравоохранения Республики Коми было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение Пеховой Т.А. вышеуказанным лекарственным препаратом, в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд учел сведения, представленные ГУП РК «...» о том, что крайняя поставка лекарственного препарата «...» зарегистрирована 06.01.2021, в то время как из ходатайства Министерства следует, что государственный контракт на поставку указанного препарата (только по региональной льготе) заключен лишь 18.11.2021.
Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
Поскольку Пехова Т.А. не была обеспечена лекарственным препаратом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении обязанности на Минздрав Республики Коми бесплатно обеспечить ее лекарственным препаратом и на основании положений ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ обоснованно взыскал в ее пользу компенсацию морального вреда.
Доводы жалобы ответчика о том, что на момент принятия оспариваемого решения требуемый истцу лекарственный препарат имелся на центральном складе ГУП РК «...», не влекут отмену оспариваемого решения, поскольку не опровергают выводов суда о необеспечении истца лекарственным препаратом начиная с 29.06.2021 и до момента принятия оспариваемого решения.
Несостоятельной признается и ссылка ответчика в жалобе на то, что судом не было рассмотрено ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании, поскольку опровергается протоколом судебного заседания от 21.12.2021, из которого следует, что данное ходатайство судом разрешалось и было оставлено без удовлетворения.
Доводы жалобы ответчика о том, что дело судом рассмотрено в первом судебном заседании, в связи с чем Министерство было лишено возможности представить письменные возражения, судебной коллегией также отклоняются, поскольку судебное извещение о рассмотрении настоящего дела ответчиком получено 07.12.2021, следовательно, времени для подготовки письменных возражений было достаточно.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 25 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи