Дело № 2а-289/2021
25RS0008-01-2021-000331-77
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнереченск 29 марта 2021 г.
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Ляшко О.В., при секретаре Шмалько М.П., с участием прокурора Попковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой на сайте по сетевому <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещённой в сети «Интернет» на сайте по сетевому <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований указал, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» осуществляется беспрепятственный доступ к вышеуказанному электронному адресу, на котором размещена информация о возможности приобретения медицинских справок о прохождении медицинского осмотра и предоставления их в общеобразовательные учреждения, без посещения медицинского учреждения и осмотра врачом-педиатром.
На сайте размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по приобретению медицинских справок о прохождении медицинского осмотра для предоставления их в общеобразовательные учреждения в обход действующего законодательства.
Ресурс предлагает неопределенному кругу лиц приобрести вышеуказанные документы. При этом, на данном ресурсе размещена информация о возможности приобретения документов в неограниченном количестве, указана стоимость оказания услуг. Кроме того, на сайте размещена информация о возможности доставки документов по всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федераций» (далее – Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц медицинских организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 9 Закона № 323-ФЗ должностные лица медицинских организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Лицензирование медицинской деятельности регулируется: Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности, Приказом Росздравнадзора от 05.05.2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности».
Статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии).
За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
При таких обстоятельствах, сведения, размещенные на интернет-сайте: <адрес>, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений.
Кроме того, размещенная на указанном сайте информация формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению и использованию поддельных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, использующих поддельные документы.
По состоянию на 20 февраля 2021 г. данная информация в нарушение действующего законодательства размещена в сети «Интернет» на сайте: <адрес>, и в Единый реестр не внесена ввиду того, что пунктом 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принять данное решение, не определён. Из информации управления Роскомнадзора по Приморскому краю от 20.02.2021 г. № следует, что данный орган не уполномочен на принятие решения о признании указанной информации запрещённой для дальнейшего включения Интернет-ресурса <адрес>, в вышеуказанный Реестр. Правом принимать решение о наличии противоправной информации на указанном сайте для последующего ограничения доступа к нему обладает суд. Признание информации распространяемой посредством сети «Интернет», размещённой на указанном сайте, распространение которой в Российской Федерации запрещено, позволит внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Представитель административного истца требования поддержала, указала, что в настоящее время сведения о запрете размещённой на сайте информации отсутствуют. Просила административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителя, указав, что сетевой ресурс внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступ к ресурсу ограничен на основании определения о принятии мер предварительной защиты Дальнереченского районного суда №2а-286/2021 от 01.03.2021.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41 ФЗ 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Как следует из материалов дела Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществляется беспрепятственный доступ к электронному <адрес>, на котором размещена информация, которая позволяет неограниченному кругу лиц приобрести медицинскую справку о прохождении медицинского осмотра для предоставления её в общеобразовательные учреждения без посещения медицинской организации и без прохождения соответствующего медицинского осмотра.
Факт размещения указанной информации установлен межрайонной прокуратурой 10.02.2021г. в помещении Дальнереченской межрайонной прокуратуры Приморского края по адресу: Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Дальнереченская, д. 58 при использовании рабочего компьютера. Установить собственника (владельца) сайта в ходе проверки не представилось возможным, что подтверждается информацией от 18.02.2021 г. № МО МВД России «Дальнереченский».
Статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии).
За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
При таких обстоятельствах, сведения, размещенные на интернет-сайте: <адрес>, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений. Кроме того, размещенная на указанном сайте информация формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению и использованию поддельных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, использующих поддельные документы.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Статьёй 2 Закона № 149-ФЗ установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее Правила), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее-единый реестр) создаётся в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией.
В силу требований п. 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещённой информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещённую информацию; описание выявленной запрещённой информации, позволяющее её идентифицировать, включая (если имеется) её название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»; решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещённой на сайте в сети «Интернет», запрещённой информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; дату и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещённой на сайте в сети «Интернет», запрещённой информацией.
С учётом требований Закона № 149-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация, размещённая на сайте по сетевому <адрес>, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.
Признание информации, размещённой на указанном сайте, запрещённой к распространению, позволит внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закон № 149-ФЗ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить полностью административное исковое заявление Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Признать информацию, размещённую на сайте по сетевому <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения электронных страниц сайта <адрес>, в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения через Дальнереченский районный суд.
Судья О.В.Ляшко