Решение по делу № 2-139/2023 от 04.05.2023

УИД: 25RS0019-01-2023-000263-21

№ 2-139/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года                                                                     с. Новопокровка

          Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Пахоменко Р.А., при секретаре Мокие А.В., с участием помощника прокурора Красноармейского района Тихомирова П.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, <данные изъяты> ФИО к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о возложении обязанности об обеспечении земельного участка инфраструктурой,

УСТАНОВИЛ:

    прокурор Красноармейского района Приморского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику. В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Красноармейского муниципального района законодательства при осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей в Приморском крае, по результатам которой выявлены нарушения закона, допущенные в действиях администрации Красноармейского муниципального района при обеспечении земельных участков, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. На администрацию Красноармейского муниципального района в силу Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837-K3 возложена обязанность по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей в Приморском крае. На основании постановления администрации Красноармейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО предоставлен земельный участок с кадастровым номером , который не обеспечен подъездными путями, электроснабжением, водоснабжением и водоотведением. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой. В нарушение требований закона администрация Красноармейского муниципального района с 2012 года предоставляет земельные участки, расположенные в Красноармейском муниципальном районе, не обеспеченные транспортной и инженерной инфраструктурой, и не принимает меры к их обеспечению, что существенно нарушает права многодетных семей, которым предоставлены в качестве меры социальной поддержки земельные участки и, как следствие, за которые семьи несут бремя их содержания, но не имеют возможности использовать их в соответствии с его целевым назначением – для строительства жилых домов. Кроме того, нарушаются права несовершеннолетних указанных семей, которые в силу своего возраста относятся к социально незащищенной категории граждан и не могут самостоятельно защищать свои права, обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов. Просит возложить обязанность на администрацию Красноармейского муниципального района по обеспечению вышеуказанного земельного участка необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогой, водоснабжением и водоотведением, электроснабжением в срок не позднее 1 года с даты вступления решения суда в законную силу.

     В ходе судебного разбирательства и.о. прокурора Красноармейского района уточнил исковые требования. Просил суд возложить на администрацию Красноармейского муниципального района Приморского края обязанность обеспечить земельный участок с кадастровым номером , необходимой транспортной инфраструктурой, а именно: дорогой, в срок не позднее 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

    Определениями суда в качестве соответчика привлечено Правительство Приморского края, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований: ПАО «Дальневосточная энергетическая компания», АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» ООО «Дальневосточная энергосетевая компания», Министерство жилищнор-коммунального хозяйства Приморского края, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, Администрация Новопокровского сельского поселения Красноармейского муниципального района Приморского края.

    В судебном заседании помощник прокурор Красноармейского района Приморского края Тихомиров П.Д. уточненные исковые требования поддержал. Просил удовлетворить требования по приведенным в иске основаниям.

    ФИО, действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты> ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились,.

    Представитель ответчика - администрации Красноармейского муниципального района Приморского края, по доверенности Кисткина О.А в судебное заседание не явилась. Представила письменный отзыв на уточненные исковые требования, согласно которому не возражает против удовлетворения исковых требований о возложении обязанности. Вместе с тем, полагает, что данная обязанность должна быть возложена солидарно как на администрацию Красноармейского муниципального района Приморского края, так и на Правительство Приморского края, так как бюджет муниципального района дотационный и дотации предоставляются с краевого бюджета. Кроме того, учитывая, что в районе утверждена программа по созданию, ремонту и реконструкции муниципальных дорог в Красноармейском районе, то срок исполнения обязанности должен составлять не менее 02 лет.

     Представители третьих лиц в судебное заседание не прибыли, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее представляли письменные отзывы на исковое заявление.

    Согласно отзыву представителя Правительства Приморского края, представитель полагал, что Правительство Приморского края является ненадлежащим ответчиком, так как обязанность по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой должна быть возложена на администрацию муниципального района, как орган местного самоуправления. Правительство Приморского края не является распорядителем денежных средств, которые распределяются органам местного самоуправления на создание, ремонт и реконструкцию инженерной инфраструктуры в муниципалитетах края. Соответствующие Министерства Приморского края являются самостоятельными юридическими лицами и являются распорядителями бюджетных средств на указанные цели.

    Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края и Министерства дорожного хозяйства и транспорта Приморского края в своих отзывах указали, что Дотации на создание, реконструкцию, ремонт инженерной инфраструктуры в муниципалитетах выдаются в пределах краевого бюджета, который формируется на эти цели на основании заявок, подаваемых органами местного самоуправления.

    Представители ПАО «ДЭК» и АО «ДРСК» в своих отзывах указали, что к созданию, реконструкции инженерной инфраструктуры не имеют отношения, а являются организациями по поставке электрической энергии.

     Представитель ООО «ДЭСК» в своем отзыве указала, что организация может осуществить подключение объекта к линии передачи электрической энергии, после заключения договора на подсоединение к линии передачи электрической энергии. Данный договор может подписать администрация Красноармейского муниципального района Приморского края.

     Представитель администрации Новопокровского сельского поселения Красноармейского муниципального района Приморского края в своем отзыве указал, что согласно генеральному плану на территории Новопокровского сельского поселения Красноармейского муниципального района имеется возможность не для всех видов инженерной нфраструктуры. Возможно обеспечение подключения к линии электропередач и обеспечение дорогой к земельному участку. Централизованные сети водоснабжения и водоотведения для частного сектора не предусмотрены.

    Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц и их представителей..

    Выслушав помощника прокурора, ознакомившись с исковым заявлением, изучив собранные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В силу положений статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

    Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации - материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» - предусмотрено, что основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.

    Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

    Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

    Пунктом 6 указанной статьи определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Согласно ст. 4 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей в Приморском крае" - образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления.

    В силу положений п. 1, п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Устава Красноармейского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относятся: - организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило своё отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).

Таким образом, при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления муниципальных районов положениями п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - вопросы организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в границах поселения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 38 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, утверждённых приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 предусмотрено, что рекомендуется учитывать, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ - в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трёх и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

Пунктом 39 Методических рекомендаций предусмотрено, что при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизировано, с предоставлением гражданам, имеющим трех и    более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

До предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения,    теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением    строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

    Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В свою очередь, под «дорожной деятельностью» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Судом объективно установлено, что на основании постановления администрации Красноармейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО предоставлен земельный участок с кадастровым номером , который не обеспечен подъездными путями

Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушает права многодетных семей, которым предоставлены в качестве меры социальной поддержки земельные участки и, как следствие, за которые семьи несут бремя их содержания, но не имеют возможности использовать их в соответствии с его целевым назначением - для строительства жилых домов.

До настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Учитывая, что непринятие мер по обеспечению обязанности об обеспечении земельных участков инфраструктурой нарушает права многодетной семьи ФИО, которым предоставлен в качестве меры социальной поддержки земельный участок, требования истца о возложении обязанности по обеспечению указанного земельного участка инфраструктурой, а именно дорогой, подлежат удовлетворению.

Обсуждая вопрос о том, на кого должна быть возложена указанная обязанность, суд исходит из следующего.

Как установлено судом, не оспаривается лицами, участвующими в деле и подтверждается материалами дела, земельный участок ФИО выдан администрацией Красноармейского муниципального района Приморского края из земель, которые относятся к муниципальной собственности.

Соответственно, обязанность по обеспечению такого земельного участка инженерной инфраструктурой лежит на администрации Красноармейского муниципального района Приморского края

Доводы представителя администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о том, что такая обязанность должна быть возложена и на Правительство Приморского края, суд находит необоснованными, так как земельный участок уже выдан лицу.

Закон Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей в Приморском крае" предусматривает выделение земельных участков из земель, которые находятся в муниципальной собственности, а также земельных участков, из земель, которые находятся в собственности Приморского края.

Обязанность по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой могла быть возложена одновременно и на администрацию Красноармейского муниципального района Приморского края, и на Правительство Приморского края в случае, если бы не был бы предоставлен земельный участок ФИО, как семье, имеющих 3 и более детей.

Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого администрация Красноармейского муниципального района Приморского края должна выполнить указанную обязанность, суд исходит из следующего.

Согласно представленным сведениям от представителей Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, органам местного самоуправления из бюджета Приморского края выделяются субвенции и субсидии, в том числе на содержание муниципальных дорог.

Соответственно, при соблюдении установленных сроков и порядка направления заявок возможно поступления дополнительного финансирования для выполнения обязанности, возложенной судом.

Учитывая длительность не выполнения обязанности, установленной действующими нормативными актами, характер и вид самой обязанности, суд приходит к выводу о том, что возложенная судом обязанность должна быть выполнена не позднее 01 года со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,

                                                         РЕШИЛ:

    исковые требования прокурора Красноармейского района Приморского края в защиту прав и законных интересов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, несовершеннолетней ФИО к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о возложении обязанности об обеспечении земельного участка инфраструктурой, удовлетворить.

Возложить на администрацию Красноармейского муниципального района Приморского края обязанность обеспечить земельный участок с кадастровым номером , необходимой транспортной инфраструктурой, а именно: дорогой, в срок не позднее 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к Правительству Приморского края – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ( с учетом выходных дней) ДД.ММ.ГГГГ.

            Судья                                                                             Р.А. Пахоменко

2-139/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красноармейского района
Ответчики
АКМР
Правительство Приморского края
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края
Григорьева Светлана Игоревна
ПАО "Дальневосточная энергетическая компания"
Григорьева Татьяна Владимировна
Григорьева Анастасия Игоревна
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края
Григорьев Владимир Игоревич
ООО "Дальневосточная энергосетевая компания"
Администрация Новопокровского сельского поселения
АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
Суд
Красноармейский районный суд Приморского края
Судья
Пахоменко Р.А.
Дело на странице суда
krasnoarmeysky.prm.sudrf.ru
04.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2023Подготовка дела (собеседование)
13.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2023Судебное заседание
14.07.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
04.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее