Решение от 20.09.2024 по делу № 8Г-15912/2024 [88-17256/2024] от 23.07.2024

ФИО2 КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-17256/2024

    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                         20 сентября 2024 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Смирновой С.А., рассмотрев гражданское дело № 22MS0114-01-2023-001570-41 по общества с ограниченной ответственностью «Спецобслуживание-Центральное» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка Топчихинского района Алтайского края от 9 августа 2023 г. и апелляционное определение Топчихинского районного суда Алтайского края от 2 апреля 2024 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Спецобслуживание - Центральное» обратилось с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени. В обоснование иска истец, указал, что является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алейской зоны Алтайского края. Уведомление потребителей о приглашении заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, текст типового договора размещены на сайте истца. Ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>. В период с 1 сентября 2019 г. по 30 августа 2021 г. плата за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанному адресу ответчиком не производилась, в связи с чем, образовалась задолженность. В связи с чем, истец просил взыскать с ФИО1 в пользу истца задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в сумме 2 846,18 руб., пени 482,78 руб., судебные расходы 400 руб.

Решением мирового судьи судебного участка Топчихинского района Алтайского края от 9 августа 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением Топчихинского районного суда Алтайского края от 2 апреля 2024 г. исковые требования ООО «Спецобслуживание - Центральное» удовлетворены частично. С ФИО1 в пользу истца взысканы задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ноября 2019 г. по август 2021 г. (включительно) в размере 638,68 руб., пени 84,74 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 86,92 руб.

В кассационной жалобе ФИО1 просила об отмене принятых судебных актов со ссылками на нарушения норм материального и процессуального права.

На основании положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.

В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Как установлено судами и следует из материалов дела, с 7 декабря 2016 г. ФИО3 на праве собственности принадлежит ? доля жилого помещения по <адрес>.

Согласно сведениям миграционного пункта МО МВД России «Топчихинский», ФИО1 имеет регистрацию по <адрес>, с 5 января 2004 г. по настоящее время.

ООО «Спецобслуживание - Центральное» осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Алейской зоны Алтайского края с 30 августа 2018 г., то есть с того момента, когда региональный оператор приступил к исполнению своих обязанностей.

Региональным оператором на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации была опубликована оферта о заключении договора оказания услуг по обращению с ГКО, также опубликованы сведения о начале работы регионального оператора ООО «Спецобслуживание - Центральное» на территории с. Топчиха с 11 февраля 2019 г., сообщен график сбора ТКО, а также контактная информация абонентского отдела регионального оператора в с. Топчиха, телефон и адрес диспетчерского отдела регионального оператора.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 октября 2017 г. № 215 установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов На территории Алтайского края, который для многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов, расположенных на территории Алтайского края кроме городского округа г. Барнаул Алтайского края составляет на 1 проживающего 0,121 куб.м./месяц.

Решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 11 декабря 2018 г. № 479, от 20 декабря 2019 г. № 569, от 18 декабря 2020 г. № 538 установлен единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Спецобслуживание - Центральное» в Алейской зоне Алтайского края, который составил: на 2019 г. - 567,76 руб./м.3, 2020 г. - 471,74 руб./м.3, 2021 г. - с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. - 471,74 руб./м.3, с 01 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.- 465,20 руб./м.3.

Размер платы за услуги ответчику рассчитан истцом исходя из тарифов и нормативов потребления на услугу по обращению с ТКО в Алейской зоне Алтайского края, установленных решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов за соответствующие периоды.

В период с 1 февраля 2019 г. по 30 августа 2021 г. региональным оператором ответчику оказывались услуги по обращению с ТКО, которые не были ей оплачены, в связи с чем у ответчика образовалась задолженность.

Разрешая спор и принимая решение, мировой судья, руководствуясь положениями статей 31, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 196, 200, 210, 309, 310, 322, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», дав оценку представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив представленный истцом расчет задолженности и с учетом зарегистрированных лиц и принадлежности ответчику ? доли, применив срок исковой давности, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, а также пени, указав, что ответчик свои обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ноября 2019 г. по август 2021 г. не исполняла, в связи с чем образовалась задолженность в размере 638,68 руб., пени в размере 84,74 руб.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о возложения на ответчика обязанности по оплате образовавшейся задолженности, указав, что данные выводы основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы, соответствуют представленным доказательствам.

Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов, находит их обоснованными, постановленными с соблюдением норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно.

Правовая позиция судов, изложенная в решении суда и апелляционном определении, является правильной, поскольку она основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела. Выводы судов двух инстанций, вопреки мнению кассатора, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.

В своей кассационной жалобе ФИО1 повторяет свою позицию относительно несогласия с выводами судов о возложении на нее обязанности по оплате предоставленных истцом услуг по обращению с ТКО, указывая на то, что услуги ей не оказывались, место нахождение контейнерной площадки не соответствует установленным санитарным требованиям, между ней и истцом отсутствуют договорные отношения, между тем, данные доводы получили оценку как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, и не нашли своего подтверждения в рамках состязательного процесса.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).

Доводы кассационной жалобы ФИО1 об отсутствии оснований для взыскания задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО в связи с отсутствием договорных отношений с истцом несостоятельны.

Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).

Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее – Правила № 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) указанных Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Учитывая, что региональным оператором на территории Алейской зоны Алтайского края по обращению с ТКО является ООО «Спецобслуживание-Центральное», суды пришли к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.

Достоверных доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, материалы дела не содержат.

Отсутствие письменного договора, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между сторонами, поскольку сложившиеся между сторонами отношения в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил № 354, рассматриваются как договорные.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку имеющихся по делу доказательств.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.

При таких обстоятельствах Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                   ░.░.░░░░░░░░

8Г-15912/2024 [88-17256/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО " Спецобслуживание-Центральное"
Ответчики
Козлова Наталья Николаевна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Смирнова С.А. - Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
20.09.2024Единоличное рассмотрение дела судьей
20.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее