Дело № 2-748/2023
УИД: 23RS0058-01-2023-000148-95
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Сочи 25 апреля 2023 г.
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Н.А. Волковой,
при секретаре Д.М. Быковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Кафеджан В.И. о признании зарегистрированного права отсутствующим и признании права за Российской Федерацией,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи в интересах Российской Федерации обратился в Хостинский районный суд города Сочи с иском к Кафеджан В.И., в котором просит признать отсутствующим право собственности Кафеджан В.И. на земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>, признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>. В решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записей о праве собственности Кафеджан В.И. на земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>, и признании права собственности на него за Российской Федерацией.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе, которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет. На основании плана лесоустройства Нижне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка 18.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела № (по г. Сочи, Туапсинскому району) ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарском краю от 17.09.2021 № 6985/33-13, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.06.2020, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005. Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах земель Нижне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка. Право собственности на данный участок 22.04.2021 зарегистрировано за Кафеджан В.И., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.11.2021. Первоначально право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером № было зарегистрировано за Н.В. основанием для регистрации послужило постановление главы администрации г. Сочи от 12.07.2000 № 527/3 «Об упорядочении землепользования и выдаче правоудостоверяющих документов садоводческому товариществу «Русская поляна» и гражданам на земельные участки, предоставленные для садоводства». При этом, садоводческому товариществу «Русская поляна» для организации коллективного садоводства на основании постановления администрации Хостинского района от 27.05.1998 № 487 «О реорганизации садоводческого товарищества «Фронтовик» путем разделения», постановления администрации г. Сочи от 07.10.1998 № 894/8 «Об утверждении уточненных площадей землепользований садоводческих товариществ» отведено 7,46 га земель Сочинского национального парка. Однако, обозначенный земельный участок не подлежал выделению за счет земель Сочинского национального парка, поскольку правомерная площадь земель, изъятых в установленном порядке, для его образования отсутствовала, в том числе не осуществлялось дополнительное изъятие земель. По информации Центрального отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, поступившей в прокуратуру сопроводительным письмом от 20.01.2022 №, государственный акт на земельный участок садоводческого товариществ «Русская поляна» на хранении не числится. В связи с чем, правовых оснований для предоставления указанного земельного участка не имелось в связи с отсутствием в пределах территории названного товарищества земель, выделенных в установленном порядке. Из материалов землеустроительного дела в отношении садоводческого товарищества «Русская поляна» предоставленного сопроводительным письмом Центрального отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 20.01.2022 № сформированном на период 2000 года, установлено, что к постановлению от 27.05.1998 № 487 приложены списки членов садоводческого товарищества «Русская поляна». Вместе с тем, по информации МКУ «Архив г. Сочи», поступившей в прокуратуру сопроводительным письмом от 21.02.2022 № 01.01-14/573, приложения к указанному постановлению на архивное хранение не поступали. В связи с чем, невозможно установить перечень лиц, которым ранее указанным постановлением были выделены земельные участки в садоводческом товариществе «Русская поляна». По информации Центрального отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, поступившей в прокуратуру сопроводительным письмом от 12.08.2022 №, в нарушение норм земельного законодательства отвод земельного участка № не производился. Спорный земельный участок № сформирован за счет земель Нижне-Сочинского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу норм действующего законодательства находятся в собственности Российской Федерации. Таким образом, в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом-Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «садоводство». С учетом изложенного, право собственности Кафеджан В.И. возникло на спорный земельный участок незаконно. Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом земельного контроля по Хостинскому району администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края от 15.09.2022 и составленной фототаблицы следует, что спорный земельный участок не огорожен, свободен от строений, лесопокрытый. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Кафеджан В.И. и иными лицами указанным участком. Восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим и статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору право обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ответчик Кафеджан В.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания извещена и суд не усматривает оснований для отложения судебного заседания, и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представители Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФГУ «Сочинский национальный парк», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, СНТ «Русская поляна» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокопенко Н.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства, находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05 мая 1983 г. № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст.ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08 августа 1978 год) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Статьями 7, 19, 56 Лесного Кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29 января 1997 г. №22-ФЗ) предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Согласно п. 2 ст. 12 указанного Федерального закона (в редакции от 28 декабря 2013 г.) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичные положения предусмотрены п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25 января 2001 г. №136-ФЗ).
Таким образом, земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации, на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств, входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст.ст. 67, 68 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. №200-ФЗ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. №122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г., п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. № 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Нижне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка 18.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела № (по г. Сочи, Туапсинскому району) ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарском краю от 17.09.2021 № 6985/33-13, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.06.2020, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.
Пункт 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что включение земельных участков в границы земель населенных пунктов не влечет за собой прекращение возникших прав собственности Российской Федерации, что подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.03.2012 № 13225/11.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Исходя из положений п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 Лесного кодекса Российской Федерации в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается.
Статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник вправе устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требовать признание права отсутствующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «садоводство», расположенного по адресу: <адрес>, является ответчик Кафеджан В.И., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.11.2021.
Первоначально право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером № было зарегистрировано за Н.В.
Основанием для регистрации послужило постановление Главы администрации г. Сочи от 12.07.2000 № 527/3 «Об упорядочении землепользования и выдаче правоудостоверяющих документов с/т «Русская поляна» и гражданам на земельные участки, предоставленные для садоводства».
При этом, с/т «Русская поляна» для организации коллективного садоводства на основании постановления администрации Хостинского района от 27.05.1998 № 487 «О реорганизации с/т «Фронтовик» путем разделения», постановления администрации г. Сочи от 07.10.1998 № 894/8 «Об утверждении уточненных площадей землепользований садоводческих товариществ» отведено <данные изъяты> га земель Сочинского национального парка.
Однако, обозначенный земельный участок не подлежал выделению за счет земель Сочинского национального парка, поскольку правомерная площадь земель, изъятых в установленном порядке, для его образования отсутствовала, в том числе не осуществлялось дополнительное изъятие земель.
Согласно информационному письму Центрального отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 20.01.2022 №, государственный акт на земельный участок с/т «Русская поляна» на хранении не числится.
Согласно материалам землеустроительного дела в отношении с/т «Русская поляна» предоставленного Центральным отделом г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 20.01.2022 № сформированном на период 2000 года, установлено, что к Постановлению от 27.05.1998 № 487 приложены списки членов с/т «Русская поляна».
Согласно информационному письму МКУ «Архив г. Сочи» от 21.02.2022 №, приложения к указанному постановлению на архивное хранение не поступали, в связи с чем, невозможно установить перечень лиц, которым ранее указанным постановлением были выделены земельные участки в с/т «Русская поляна».
Согласно информационному письму Центрального отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 12.08.2022 №, в нарушение норм земельного законодательства отвод земельного участка № не производился.
Спорный земельный участок № сформирован за счет земель Нижне-Сочинского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу норм действующего законодательства находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28.02.1990, земля находилась в государственной собственности, при этом в соответствии со ст.ст. 8, 20, 21, 53 Основ предоставление земельных участков во владение и пользование осуществлялось в порядке отвода, право владения и пользования землей удостоверялось государственным актом, при этом любые сделки с землей признавались недействительными, а самовольно занятые участки подлежали возврату по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Аналогичные положения были установлены ст.ст. 3, 31, 32 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, п. 5.5 Положения о порядке изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду, утвержденного решением малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 08.09.1993 № 318, п.п. 2.5, 2.16 Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом 09.03.1992.
Таким образом, выдаче правоудостоверяющих документов на землю предшествовал обязательный отвод земельного участка в натуре с установлением границ участка на местности и оформлением землеустроительного дела. Однако, в соответствии с установленными ЗК РСФСР требованиями, отвод земельного участка в натуре не производился.
Таким образом, материалы дела не содержат сведений, подтверждающих законность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером № первоначально у Прокопенко Н.В., а, следовательно, не подтверждается правомерность возникновения права собственности у Кафеджан В.И.
Из представленного в материалы дела заключения специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах земель Нижне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Из акта натурального обследования и фототаблицы земельного участка с кадастровым номером № от 15.09.2022 следует, что он свободен от строений, лесопокрыт, не огорожен.
Указанные обстоятельства подтверждают, что спорный земельный участок во владении ответчика, а также иных частных лиц не состоит и фактически из владения Российской Федерации не выбывал.
Объективных данных о нарушении порядка проведения лесоустройства в 1997-1998 годах, свидетельствующих о недостоверности его содержания и заявленных карт-схем границ лесничеств Сочинского национального парка, стороной ответчика не представлено.
Каких-либо иных доказательств, с достоверностью подтверждающих законность образования и предоставления в частную собственность спорного земельного участка, суду не представлено.
Таким образом, представленными суду доказательствами, подтверждается, что спорный земельный участок образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности и входит в состав земель Сочинского национального парка, однако, помимо воли собственника выбыл из его владения.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то есть обязанности по доказыванию распределяются между сторонами на основании общего правила.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.01.2014 № 70-О указал, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Каких-либо допустимых доказательств в опровержение доводов истца суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в судебном заседании с достоверностью установлено, что спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, фактически находится в ее владении, однако, без законных на то оснований право собственности на него было зарегистрировано за ответчиками, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не усматривает снований для удовлетворения иска в части требований о признании права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией, поскольку указанный земельный участок в силу закона находится в федеральной собственности, то есть в собственности Российской Федерации, а судебной защите в силу положений ст.ст.11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат лишь оспоренные или нарушенные права.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина организациями уплачивается в размере 6 000 рублей.
В данном случае ответчик в силу закона не освобожден от обязанности несения судебных расходов, доказательств иного суду не предоставлено, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в сумме 6000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Кафеджан В.И. о признании зарегистрированного права отсутствующим и признании права за Российской Федерацией удовлетворить в части.
Признать отсутствующим право собственности Кафеджан В.И. на земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записей о праве собственности Кафеджан В.И. на земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>, и о регистрации на него права собственности Российской Федерации.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Кафеджан В.И. (паспорт <данные изъяты>) в доход государства государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет УФК по Тульской области (МИ ФНС России по управлению долгом), адрес взыскателя: КПП 770801001, ИНН налогового органа 7727406020, КОД ОКТМО 03726000, номер счета получателя платежа: 03100643000000018500, наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ // УФК по Тульской области, г. Тула, БИК 017003983, наименование платежа: госпошлина в суд, код бюджетной классификации /КБК/ 18210803010011060110.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Дата изготовления мотивированного решения суда 03 мая 2023 г.
Председательствующий: Н.А. Волкова
На момент публикации заочное решение не вступило в законную силу
Согласовано Судья Н.А. Волкова