Дело № 2-5/2021
№ 88а-6659/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 01 сентября 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.09.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ООО «Спецавтохозяйство» на решение Селемджинского районного суда Амурской области от 15 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 мая 2021 года по административному делу по исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей пгт. Экимчан Селемджинского района, к администрации Селемджинского района Амурской области, администрации рабочего пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области, ООО «Спецавтохозяйство», заинтересованные лица: ООО «Спецавтотех», ГБУ АО «Экология», управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, министерство природных ресурсов Амурской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., объяснения представителя ООО «Спецавтохозяйство» ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц - жителей пгт.Экимчан Селемджинского района Амурской области, обратился в Селемджинский районный суд Амурской области с вышеназванным исковым заявлением и просил возложить на администрацию Селемджинского района, администрацию рабочего посёлка (пгт.) Экимчан, ООО «Спецавтохозяйство» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4.
Определениями Селемджинского районного суда Амурской области от 04 декабря 2020 года и от 28 декабря 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: ООО «Спецавтотех», министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, ГБУ АО «Экология», управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.
Решением Селемджинского районного суда Амурской области от 15 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 мая 2021 года, административные исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в части: на администрацию рабочего посёлка (пгт.) Экимчан, ООО «Спецавтохозяйство» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4. В удовлетворении исковых требований к администрации Селемджинского района отказано.
28 июня 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ООО «Спецавтохозяйство», поданная через Селемджинский районный суд Амурской области 11 июня 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, по результатам конкурса, проведенного министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ООО «Спецавтохозяйство» был присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключено 14 мая 2018 года Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории «Кластер № 5 (г.Свободный, г.Шимановск, Свободненский район, Шимановский район, Мазановский район, Селемджинский район, ЗАТО Циолковский)» Амурской области. Ни конкурсная документация, ни Соглашение, ни Территориальная схема не содержали условий начала деятельности Регионального оператора – как то обустройство мест накопления. Не включалось обустройство и содержание мест накопления и в тариф, утверждённый в 2019 году на начало деятельности ООО «Спецавтохозяйство». В Территориальной схеме 2017 и 2019 годов, действовавших в период спорных правоотношений отсутствовало понятие «мусороперегрузочная станция», а использовалось понятие «места накопления отходов (временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев)», «мусоросортировочные линии с термическим обезвреживанием отходов», «мусороперерабатывающие комплексы». Кроме этого, судебные акты являются неисполнимыми, поскольку на территории Селемджинского района отсутствуют объекты размещения отходов. Территориальной схемой удаление отходов со спорного участка не предусмотрено. И в Территориальной схеме 2021 года и в Территориальной схеме 2019 года спорный земельный участок указан как место несанкционированного размещения отходов, а также он указан в Соглашении, в связи с чем, к его ликвидации не может быть применен алгоритм ликвидации, предусмотренный Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156. Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанции не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку обязанность ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенный на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2021 года кассационная жалоба ООО «Спецавтохозяйство» и гражданское дело переданы в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года и от 10 августа 2021 года кассационная жалоба ООО «Спецавтохозяйство» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Свободненского городского суда Амурской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представители администрации Селемджинского района Амурской области, администрации рабочего пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области, ООО «Спецавтотех», ГБУ АО «Экология», управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, министерства природных ресурсов Амурской области в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ООО «Спецавтохозяйства»ФИО7., возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8., изучив письменные возражения Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки по факту образования несанкционированной свалки отходов на территории рабочего поселка (пгт.) Экимчан Селемджинского района, установлено, что в границах муниципального образования администрации рабочего посёлка пгт.Экимчан Селемджинского района Амурской области находится земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4, государственная собственность на который не разграничена, относящийся к категории земель «земли населённых пунктов» с видом разрешённого использования «под объекты размещения отходов потребления». На указанном земельном участке, не оборудованном в качестве объекта размещения отходов или площадки для временного хранения отходов, более 20 лет расположена несанкционированная свалка. Среди отходов находятся твёрдые бытовые отходы, отходы строительства и ремонта, упаковка полиэтиленовая, отходы продукции из пластмасс, тара из металлов, пластиковые бутылки, отходы из жилищ. Региональный оператор ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет вывоз твёрдых коммунальных отходов для последующего накопления на вышеуказанный земельный участок. Указанная свалка внесена в Территориальную схему как место под планируемое размещение полигона ТКО, не оборудована в качестве места накопления отходов, вывоз отходов с указанной свалки не осуществляется, свалка не оборудована в качестве полигона для размещения ТКО; в реестр мест (площадок) накопления ТКО указанная свалка не включена. Данный земельный участок в Территориальной схеме поименован как земельный участок с адресным ориентиром 300 м от поселения пгт.Экимчан. Согласно приложению 3 Территориальной схемы земельный участок площадью 8,5 га в 300 м от поселения пгт. Экимчан относится к несанкционированным местам размещения отходов.
14 мая 2018 года между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Спецавтохозяйство (региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер №5 (г.Свободный, г.Шимановск, Свободненский район, Шимановский район, Мазановский район, Селемджинский район, ЗАТО Циолковский)» Амурской области. Срок действия Соглашения 10 лет.
25 декабря 2018 года между уполномоченным органом исполнительной власти и региональным оператором заключено дополнительное соглашение к Соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 5 (г.Свободный, г.Шимановск, Свободненский район, Шимановский район, Мазановский район, Селемджинский район, ЗАТО Циолковский)» Амурской области.
В соответствии с указанным Соглашением от 18 мая 2018 года и дополнительным соглашением к нему от 25 декабря 2018 региональный оператор ООО «Спецавтохозяйство» обязан приступить к исполнению обязательств с 01 апреля 2019 года.
Согласно пункту 3.1 Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением третьих лиц. Региональный оператор обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов путём заключения договоров с операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, деятельность которых предусмотрена Территориальной схемой, либо с использованием объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов, которыми региональный оператор владеет и (или) пользуется на законных основаниях. (пункт 3.2 Соглашения).
Региональный оператор несёт ответственность за обращение с твёрдыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твёрдых коммунальных отходов (пункт 3.9 Соглашения). В случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов в порядке, установленном правилами обращения с твёрдыми коммунальными, утверждёнными Правительством Российской Федерации (пункт 3.10 Соглашения).
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – (Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели
Приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24 декабря 2019 года № 630-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019-2030 годов.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Правила), пунктом 16 которых предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 17 Правил, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Согласно пункту 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах сослались на положения Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённый постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019-2030 годов, утверждённую приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24 декабря 2019 года № 630-ОД, установили, что в границах муниципального образования администрации рабочего посёлка пгт.Экимчан находится земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4, государственная собственность на который не разграничена, относящийся к категории земель «земли населённых пунктов» с видом разрешённого использования «под объекты размещения отходов потребления», на котором более 20 лет расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов, отходов строительства и ремонта, упаковки полиэтиленовой, отходов продукции из пластмасс, тара из металлов, пластиковые бутылки, отходы из жилищ, вывоз отходов на которую осуществляет региональный оператор ООО «Спецавтохозяйство». Установлено, что указанная свалка внесена в Территориальную схему как место под планируемое размещение полигона ТКО, не оборудована в качестве места накопления отходов, вывоз отходов с указанной свалки не осуществляется, свалка не оборудована в качестве полигона для размещения ТКО, в реестр мест (площадок) накопления ТКО указанная свалка не включена. В связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу о возложении на администрацию пгт. Экимчани и регионального оператора ООО «Спецавтохозяйство» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ООО «Спецавтохозяйство», не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, организация мероприятий по ликвидации свалки отнесена на регионального оператора ООО «Спецавтохозяйство» на основании Соглашения, Территориальной схемы, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156.
Довод кассационной жалобы о том, что судебные акты являются неисполнимыми, поскольку на территории Селемджинского района отсутствуют объекты размещения отходов, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Указание в кассационной жалобе на то, что ни конкурсная документация, ни Соглашение, ни Территориальная схема не содержали условий начала деятельности Регионального оператора – как то обустройство мест накопления, также не имеет правового значения, поскольку прокурором заявлены требования о ликвидации несанкционированной свалки отходов, а не оборудования места свалки.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ООО «Спецавтохозяйство» в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Селемджинского районного суда Амурской области от 15 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Спецавтохозяйство» – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи