Решение по делу № 2-7052/2022 от 24.05.2022

                Дело

                РЕШЕНИЕ

                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2022 года                                                                                                        г. Видное

Видновский городской суд Московский области в составе: председательствующего федерального судьи Гоморевой Е.А., при секретаре Карасевой А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление администрации Ленинского городского округа Московской области к ООО «СИЛЛА», ФИО3 об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ленинского городского округа Московской области обратилась в суд с иском к ООО «СИЛЛА», ФИО3 об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами и .

В обоснование иска указано, что Администрации Ленинского городского округа стало известно о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами и .

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , площадью 379 кв.м., по адресу: <адрес>, с/п Развилковское, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства, блокированная жилая застройка, склады», принадлежали на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3.

Вышеуказанный земельный участок, согласно публично доступному «Геопорталу Подмосковья» территориально имеет пересечение с: «Проекты планировки территории 17.08.2016». Проекты межевания территории ДД.ММ.ГГГГ. Площадь пересечения: 371 кв.м., процент пересечения: 97.9%. Также попадает в «Охранная зона ВЛ 6 кВ ф.21 ПС 14 "Апаренки". Охранная зона инженерных коммуникаций. Площадь пересечения: 9 кв.м. Процент пересечения: 2.4%.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , площадью 294 кв.м., по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «объекты дорожного сервиса, магазины, склады», принадлежал на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3.

Вышеуказанный земельный участок, согласно публично доступному «Геопорталу Подмосковья» территориально имеет пересечение с: «Проекты планировки территории П11/2631 17.08.2016», «Проекты межевания территории П11/2631 17.08.2016». Площадь пересечения: 125 кв.м., процент пересечения: 42.7%.

С ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанные земельные участки перешло ООО «Силла».

Вышеуказанные земельные участки, согласно Геопорталу Подмосковья (https://rgis.mosreg.ru/) полностью расположены в границах территориальной зоны Р-1 (Зона парков).

Сведения об основаниях возникновения права собственности в администрации отсутствуют.

По имеющейся информации указанный участок сформирован из земельного участка, на который право признано на основании решения суда из земельной доли общей площадью 2,26 Га, находящейся по адресу: <адрес>, <адрес>.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал.

Представитель Ответчика ФИО15. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям наличия решения Видновского городского суда по делу .

Представитель ООО «Силла» в судебное заседание не явился, отзыв не представил, извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , площадью 379 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства, блокированная жилая застройка, склады», принадлежали на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3.

номером , площадью 294 кв.м., по адресу: <адрес>, с/п Развилковское, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «объекты дорожного сервиса, магазины, склады», принадлежал на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3.

С ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанные земельные участки перешло ООО «Силла».

Право собственности на указанный участок возникло на основании решения Видновского городского суда.

Указанный участок сформирован из земельного участка, на который право признано на основании решения суда из земельной доли общей площадью 2,26 Га, находящейся по адресу: <адрес>, <адрес>

На основании ч.1 ст.13 ФЗ от 24.07.2002 №101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 13 указанного закона Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи, которыми установлено, что если указанное в п. 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долей собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Сведения о том, что земельные участки в счет земельной доли образованы путем выдела на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном п.п. 4-6 ст. 13 ФЗ от 24.07.2002 №101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отсутствуют.

Участок был поставлен на государственный кадастровый учет согласно координатам, указанным в заключении кадастрового инженера.

Вместе с тем, при установлении кадастровым инженером местоположения земельных участков, не были учтены места общего пользования, в связи с чем установленные координаты не могли быть положены в основу формирования земельных участков.

В ходе судебного разбирательства, судом назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперта ООО Экспертная компания «Аксиома».

Экспертной организацией в суд представлено экспертное заключение , из которого следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0050321:4088 и 50:21:0050321:4089 расположены в территориальной зоне Р-1 – 100%.

Земли сельскохозяйственного назначения, предназначенные и используемые для нужд сельского хозяйства, не могут находиться на землях населенных пунктов, используемых и предназначенных для застройки и развития населенных пунктов, а изменение целевого назначения земли (т.е. перевод земель из одной категории в другую) разрешается в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Ответчиком не представлено доказательств, каким образом спорный земельный участок был поставленный на учет, как земли населенных пунктов, переведен из одной категории в другую.

Ответчик за изменением категории земельного участка с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населённых пунктов» не обращался, кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.

В "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года" определено, что в стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Указанные обстоятельства с очевидностью свидетельствуют о том, что спорный земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет произвольно, без фактической привязки к местности, с нарушением действующего земельного законодательства относительно его размера и местоположения, а также с нарушением запрета, установленного законом субъекта РФ.

Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

При этом, по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст. 77 ЗК РФ)

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п.1 ст. 83 ЗК РФ).

В силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В силу п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 11.5 ЗК РФ особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Ст. 6 п.п.1 и 5 Закона Московской области от 12.06.2004 №75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» предусмотрено, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 га. При этом не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и настоящей статьей.

Вопросы, связанные с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и деятельности по регистрации недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N 218-ФЗ).

В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ несоответствие размера образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше норм права в их единстве и взаимной связи, следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. Соответственно, в случае выдела, раздела или иного преобразования участка, вновь образованные земельные участки должны сохранять целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, а также соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков соответствующего целевого назначения. Несоответствие размера вновь образуемого земельного участка установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков является основанием для приостановления и последующего отказа в осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.

В соответствии со ст. 11.3. Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Проект межевания в отношении вышеуказанной территории не разработан.

Спорная территория расположена в существующей застройке <адрес>. Земельные участки в установленных границах ранее не использовались с видами разрешенного использования – объекты дорожного сервиса, магазины, склады, или иным видом разрешенного использования. Являлся территорией общего пользования.

Земельный участок сформирован без учета фактического местоположения элементов сети и без проведения межевания земельного участка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о кадастре, но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.

Данные разъяснения являются обязательными для применения органами кадастрового учета и гарантируют возможность защиты кадастра недвижимости от внесения сведений, нарушающих права и законные интересы третьих лиц и противоречащих закону.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости возможно только в отношении тех участков, сведения о которых носят временный характер. Вместе с тем спорный земельный участок не является преобразуемым, сведения имеют статус "актуальные" и может быть снят с государственного учета на основании решения суда.

В результате указанных нарушений норм действовавшего законодательства, допущенных при постановке на кадастровый учет земельного участка, в государственный кадастр недвижимости были внесены кадастровые сведения, не соответствующие установленным земельным законодательством требованиям по описанию местоположения границ земельных участков.

Вышеперечисленные нарушения норм законодательства при образовании и постановке на кадастровый учет земельного участка нарушают права муниципального образования Ленинский городской округ, а также неопределенного круга лиц на свободный доступ к объектам общего пользования.

Формирование земельного участка с нарушением порядка, установленного земельным законодательством, лишает муниципальное образование осуществлять свои полномочия, предоставленные ему законом.

Согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

В силу п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

По общему правилу, правом распоряжения участками, госсобственность на которые не разграничена, наделяются органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Данных о том, что на момент принятия решения по делу №, либо на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка в установленном порядке разрешен вопрос о переводе выделенной доле из земель сельскохозяйственного назначения земельной доли в категорию земель населенных пунктов в материалах дела не имеется и ответчиком таких доказательств не представлено.

Учитывая, что факт изменения целевого назначения выделенной из земель сельскохозяйственного назначения доли и перевода ее в категорию земель населенных пунктов при вынесении решения по делу не устанавливался и не входил в предмет доказывания в пределах заявленных требований, то содержащееся в его резолютивной части указание на нахождение данной земельной доли на землях населенных пунктов не может иметь преюдициального значения при рассмотрении возникшего спора.

Кроме того, Решение Видновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение Видновского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

По делу принято новое решение - в удовлетворении исковых требований ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 к А. Л. муниципального района Московской области о признании права собственности на земельные участки и исковых требований ФИО13 об установлении границ земельных участков, постановке на кадастровый учет и внесении изменений государственный кадастр – отказать.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требование удовлетворить частично.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 379 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р-н Ленинский, с/п Развилковское;

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 294 кв.м., расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>;

Признать отсутствующим право собственности ООО «Силла» на земельный участок с кадастровым номером , площадью 379 кв.м;

Признать отсутствующим право собственности ООО «Силла» на земельный участок с кадастровым номером , площадью 294 кв.м;

Указать, что данное решение является основанием внесения Управлением Росреестра по <адрес> в ЕГРН изменений в виде исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами и , а также изменений в виде исключения из ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности ООО «Силла» на земельные участки с кадастровыми номерами и ;

Взыскать с ООО «Силла» в пользу ООО ЭК «Аксиома» судебные расходы за проведение экспертизы в размере 113 750 рублей.

В требовании к ФИО3 – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд.

Судья                                                                                                       Е.А. Гоморева

2-7052/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Ленинского городского округа
Ответчики
Хораш Глеб Маркович
ООО "Силла"
Суд
Видновский городской суд Московской области
Судья
Гоморева Елена Александровна
Дело на странице суда
vidnoe.mo.sudrf.ru
24.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2022Передача материалов судье
25.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2022Судебное заседание
07.12.2022Производство по делу возобновлено
07.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
21.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.08.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.09.2023Судебное заседание
20.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее