Решение по делу № 33а-30965/2019 от 17.09.2019

    Судья: Тарханов А.Г.                                           Дело <данные изъяты>а-30965/2019

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей                                  Редченко Е.В., Ершова В.В.,

при помощнике судьи      Галстян Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Киреевой Е. В. на решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Киреевой Е. В., Киреева К. В. к администрации Одинцовского городского округа о признании незаконным постановления от <данные изъяты> <данные изъяты> о снятии с учета нуждающихся, об обязании совершить действия,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения Киреевой Е.В., представителя Киреевых Е.В., К.В. – адвоката Лавровой Е.А., представителя администрации Одинцовского городского округа – Андронюк Т.В.,

установила:

Киреева Е.В., Киреев К.В. обратились в суд с требованиями к администрации Одинцовского муниципального района о признании незаконным постановления от <данные изъяты> <данные изъяты> о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Просили возложить обязанность восстановить семью в составе двух человек: Кирееву Е.В. и Киреева К.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки их на учете с <данные изъяты>.

В обоснование требований указывалось, что оспариваемым решением Киреевы К.В., Е.В. сняты с учетом нуждающихся на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку отец Киреевой Е.В. - Кузнецов В.Г. имеет в собственности по договору купли-продажи от 2018 г. квартиру общей площадью 37,2 кв.м, в <данные изъяты>, которая была учтена при подсчете обеспеченности каждого члена семьи, в связи с чем, по мнению жилищной комиссии, обеспеченность общей суммарной площадью на одного члена семьи составляет 43,8+37,2=81 кв.м./5 чел.=16,2 кв.м, то есть больше нормы предоставления.

Киреевы ссылались, что с1993 г. Кузнецов В.Г. перестал был членом их семьи, в квартире с указанного времени он не проживает, его вещей в жилом помещении не имеется, общее хозяйство не ведется. Киреевы Е.В., К.В., не являются членами семьи Кузнецова В.Г., а также не приобрели самостоятельного право собственности в отношении квартиры общей площадью 37,2 кв.м, в <данные изъяты>, приобретенной в 2018 г. Кузнецовым В.Г. в свою собственность. Кузнецов В.Г. не претендует на улучшение жилищных условий, на жилищном учете не состоит. Фактически жилищные условия Кириеевых Е.В., К.В. после приобретения Кузнецовым В.Г. жилого помещения, не улучшились, обеспеченность жилой площадью осталась на том же уровне, которая была по состоянию на <данные изъяты> (дата постановки на жилищный учет).

В судебном заседании суда первой инстанции Киреева Е.В., а также ее и Киреева К.В. представитель Лаврова Е.В., требования поддержали.

Киреев К.В. в судебное заседание не явился, был извещен.

Представитель администрации Одинцовского муниципального района возражала против их удовлетворения.

Заинтересованное лицо Кузнецов В.Г. не возражал против удовлетворения требований, указал, что членом семьи Киреевых Е.В., К.В., не является.

Решением Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований было отказано.

В апелляционной жалобе Киреева Е.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от <данные изъяты> администрация Одинцовского муниципального района была заменена на ее правопреемника – администрацию Одинцовского городского округа.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до <данные изъяты> в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

На момент постановки Киреевых Е.В., К.В. на учет нуждающихся действовала статья 29 ЖК РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как снятие их с учета, учитывая положения части 2 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ, могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 ЖК РСФСР.

Согласно статье 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

При этом в силу пункта 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утверждены постановлением Совмина РСФСР от <данные изъяты> N 335) граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;

б) выезда на другое постоянное место жительства;

в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

г) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что на основании постановления главы администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из жилого фонда администрации <данные изъяты>» Киреева Е.В. в составе семьи 3 человека (бывший муж Киреев В.В, она, сын Киреев К.В.) была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 9.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <данные изъяты> (менее 5 метров на человека).

На основании постановления главы <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О переводе очередности в улучшении жилищных условий» в связи с расторжением брака и выбытием на новое место жительства бывшего супруга Киреева В.В., очередность переведена на Кирееву Е.В. с семьей 2 человека (она и сын Киреев К.В.).

Киреева Е.В. с семьей из 2 человек (она и сын Киреев К.В.), очередник с 1997 г., по состоянию на 2019 г. номер общей очереди – 1, занимала квартиру общей площадью 43,8 кв.м., по адресу: <данные изъяты> городок, <данные изъяты>, зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу. Кроме нее в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают ее сын Киреев К.В., мать Кузнецова В.О., брат Кузнецов А.В., которым принадлежит на праве собственности указанная квартира по 1/3 доли в праве, в результате приватизации, на основании договора передачи жилого помещения в собственность от <данные изъяты> <данные изъяты>.

<данные изъяты> на заседании жилищной комиссии Одинцовского муниципального района принято решением снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Кирееву Е.В. из 2 человека (она и сын Киреев К.В.), в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации Одинцовского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О снятии семьи Киреевой Е.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Киреева Е.В. с семьей 2 человека (она, сын) была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Основанием для снятия Киреевой Е.В. с семьей 2 человека (она, сын Киреев К.В.) с учета послужило то обстоятельство, что по сведениям Росреестра от <данные изъяты> отец Киреевой Е.В. - Кузнецов В.Г. имеет в собственности квартиру общей площадью 37,2 кв.м, в <данные изъяты>, приобретенную им по договору купли-продажи от <данные изъяты>, в связи с чем обеспеченность общей суммарной площадью на одного члена семьи составляет 43,8+37,2=81 кв.м./5 чел.=16,2 кв.м.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что отпали основания для предоставления Киреевой Е.В. с семьей из 2 человек (она и сын Киреев К.В.) жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем они подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ.

Судом было отмечено, что в 1997 г. Киреева Е.В. и Киреев К.В. на момент постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имели обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв.м, а в настоящее время с учетом регистрации по месту жительства в квартире по адресу: <данные изъяты> городок, <данные изъяты>, общей площадью 43,8 кв.м., 4 человека (Киреева Е.В., сын Киреев К.В., мать Кузнецова В.О., брат Кузнецов А.В.), обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет 10,95 кв.м., что более учетной нормы, равной 8 кв. м., установленной решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.

Кроме того, судом было учтено, что Киреев К.В. является собственником 1/3 доли в праве указанной двухкомнатной квартиры площадью 43,8, кв.м., что составляет 14,6 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, то есть более нормы предоставления.

Однако судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку оно основано на неверном понимании положений действующего законодательства, а также без учета вышеприведенных положений законодательства РСФСР.

Как указывалось выше, оспариваемое решение администрации от <данные изъяты> <данные изъяты> было основано на решении жилищной комиссии от <данные изъяты>, согласно которому обеспеченность семьи Киреевой Е.В. составила 16,2 кв.м, то есть более нормы предоставления 14 кв.м, установленной решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от <данные изъяты> N 20/3 «Об установлении в сельских поселениях Одинцовского муниципального района учетной нормы общей площади жилого помещения в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования».

При определении обеспеченности семьи Киреевой Е.В. учитывался Кузнецов В.Г. и принадлежащая ему квартира в <данные изъяты>.

Между тем как на дату принятия оспариваемого решения администрации, так и на дату принятия решения жилищной комиссии Кузнецов В.Г. не проживал в квартире в <данные изъяты> городок и не являлся членом семьи Киреевой Е.В. При этом Кузнецов В.Г. был снят с регистрационного учета в <данные изъяты> городок <данные изъяты> (л.д.117).

Следовательно, при принятии оспариваемого решения и при определении обеспеченности членов семьи Киреевой Е.В. не мог учитывать ни Кузнецов В.Г., ни принадлежащая ему квартира в <данные изъяты>.

Без учета Кузнецова В.Г. обеспеченность семьи Киреевой Е.В. составила 10,85 кв.м (43,8 кв.м./4 человека), что менее нормы предоставления – 14 кв.м.

Следовательно, исходя из текста оспариваемого решения и пояснений представителя администрации в отношении оснований принятого решения нельзя прийти к выводу, что отпали основания для предоставления семье Киреевой Е.В. жилого помещения.

При этом судебная коллегия не вправе проверять наличие иных, не указанных в оспариваемом решении оснований, что следует из пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

С учетом изложенного, и в силу вышеприведенных положений законодательства, в том числе ранее действовавшего законодательства РСФСР, оспариваемое решение администрации не могло быть признано законным.

Поскольку оспариваемое решение нарушает права административных истцов на улучшение жилищных условий, то требования Киреевых подлежали удовлетворению.

В связи с этим решение суда об отказе в удовлетворении административного иска подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований и избранием в качестве способа восстановления прав Киреевых – обязать восстановить на учете нуждающихся в прежней очередности.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, постановить по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Одинцовского городского округа от <данные изъяты> <данные изъяты> о снятии с учета нуждающихся Киреевой Е. В. с семьей два человека (она, сын).

Обязать администрацию Одинцовского городского округа восстановить Кирееву Е. В. с семьей два человека (она, сын) на учете нуждающихся в жилых помещениях с сохранением очередности.

Председательствующий

Судьи

33а-30965/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Другие
Киреев К.В.
Киреева Е.В.
Кузнецов Владимир Григорьевич
Администрация Одинцовского муниципального района
Суд
Московский областной суд
Судья
Редченко Е.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
17.09.2019Судебное заседание
04.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2019Передано в экспедицию
23.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее