Судья Канева М.В. |
№ 33-3600-2022 УИД 51RS0001-01-2022-002240-04 |
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 12 декабря 2022 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
7 декабря 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Морозовой И.Ю. |
судей |
Сазановой Н.Н. |
Старцевой С.А. |
|
при секретаре |
Кауфман О.Н. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2232/2022 по иску Романенко Александра Ивановича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области», Управлению кадров Северного Флота, Главному управлению кадров Министерства обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,
по апелляционной жалобе Романенко Александра Ивановича на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 2 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав объяснения Романенко А.И. и его представителя Кудрявцева А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Романенко А.И. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области»), Управлению кадров Северного Флота, Главному управлению кадров Министерства обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В обоснование заявленных требований указывалось, что с _ _ по _ _ истец проходил военную службу по призыву на территории Республики Афганистан.
В ноябре 2020 года Романенко А.И. обратился в военный комиссариат Мурманской области с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, которое в соответствии с заключением комиссии Северного флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации от _ _ , для принятия решения о выдаче удостоверения ветерана боевых действий документы Романенко А.И. направлены в центральную комиссию Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Решением начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от _ _ документа Романенко А.И. возвращены, поскольку не содержат сведений об участии в боевых действиях на территории Афганистана.
Не согласившись с данным решением, Романенко А.И., с учетом уточненных исковых требований, просил суд признать за ним статус ветерана боевых действий; обязать Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации, комиссию Северного флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации присвоить истцу статус ветерана боевых действий; обязать ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» выдать Романенко А.И. удостоверение ветерана боевых действий.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Романенко А.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Романенко А.И. просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы указывает, что сведения, подтверждающие его (истца) пребывание на территории Республики Афганистан, были представлены суду первой инстанции в полном объеме.
Считает, что судом не дана оценка копии приговора военного трибунала от _ _ , которым установлено, что он (Романенко А.И.) является рядовым войсковой части полевая почта 05859, проходил военную службу по призыву на территории Республики Афганистан.
Указывает, что в ходе судебного разбирательства установлен факт того, что войсковая часть полевая почта * с _ _ по _ _ принимала участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, тем самым истец имеет статус ветерана боевых действий.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», Управления кадров Северного Флота, Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Романенко А.И. с _ _ по _ _ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, в составе войсковой части - полевая почта *, что подтверждается дубликатом военного билета *, выданным _ _ , учётной карточкой военнослужащего.
Судом установлено и сторонами не оспаривался факт прохождения истцом военной службы на территории Республики Афганистан, что подтверждается материалы дела, в том числе копией приговора военного трибунала войсковой части - полевая почта * от _ _
Из копии приговора следует, что Романенко А.И., рядовой войсковой части полевая почта *, во время прохождения военной службы был признан виновным в совершении *** хищения личного имущества граждан (краже), совершенном группой лиц по предварительному сговору (преступления, предусмотренного частью 2 статьи 144 УК РФСФС), в связи с чем приговорен к лишению свободы сроком на 2 года с отсрочкой исполнения приговора сроком на 1 год.
Также судом установлено, что Романенко А.И. обратился в ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Заявление и предлагавшиеся документы были отправлены в комиссию Северного флота.
Согласно выписке из протокола * заседания комиссии Северного флота от _ _ , Комиссия приняла решение направить документы Романенко А.И. в центральную комиссию Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Из поступившего в Военный комиссариат Мурманской области письма за подписью начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от _ _ следует, что документы Романенко А.И. возвращены, так как не содержат сведений об участии в боевых действиях на территории Афганистана, а также отсутствуют ответы на запросы в архивные учреждения.
Согласно ответу Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от _ _ , документы войсковой части полевая почта * (...отдельная ремонтная рота инженерной техники) на хранение не поступали и сведениями о месте нахождения архив не располагает. Указано, что в приказах командира войсковой части полевая почта * (...инженерно-саперный полк) за февраль 1985 года - март 1987 года частично отражен личный состав войсковой части полевая почта *. В указанных приказах Романенко А.И. не упоминается.
Войсковая часть полевая почта * с _ _ по _ _ принимала участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
Войсковая часть полевая почта * с _ _ по _ _ принимала участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
Вместе с тем, в военном билете Романенко А.И. в разделе 18 «Участие в боях, боевых походах (где участвовал, в какое время, в составе какой воинской части и в какой воинской должности)» записи отсутствуют.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции в соответствии с установленными обстоятельствами дела и нормами материального права обоснованно исходил из того, что в представленных документах отсутствуют сведения о непосредственном участии Романенко А.И. в боевых действиях на территории Республики Афганистан в период прохождения службы.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на установление правовых гарантий социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
К числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Афганистане с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 г. (раздел III Перечня).
Федеральный закон «О ветеранах», устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов, предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации (пункт 1 статья 28).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (далее - постановление Правительства № 763) утверждена инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий. В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по заявлениям, подаваемым в эти органы.
В пункте 3 постановления Правительства № 763 указано, что выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанного Порядка, рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
В силу пункта 6 Порядка для получения удостоверения лица обращаются с заявлением в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства) (кроме проживающих на территориях Мурманской области, Архангельской области и Республики Коми, которые обращаются в комиссию Северного флота)
Согласно пункту 8 Порядка вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах со второго по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Таким образом, для получения статуса ветерана боевых действий военнослужащим, уволенным в запас, необходимо подтвердить не только факт направления и нахождения на территории других государств в период ведения там боевых действий, но и факт участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Пунктом 10 Порядка установлено, что организация подготовки документов на лиц, уволенных в запас, прилагаемых к заявлению возлагается на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет.
Перед направлением заявления (рапорта) в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, комиссию (центральную комиссию) указанные выше должностные лица проверяют заявление (рапорт) и приложенные документы на предмет соответствия требованиям статей 3 и 12 Федерального закона «О ветеранах» и раздела III приложения к нему, а также пунктов 1, 6 - 9 настоящего Порядка.
В случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктами 8 - 9 настоящего Порядка, указанными выше должностными лицами организуется работа по розыску указанных документов.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия у заявителя оснований для выдачи ему удостоверения военный комиссариат субъекта Российской Федерации сообщает об этом заявителю (с указанием причин отсутствия оснований для выдачи ему удостоверения).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия указанных лиц, названных в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.
Таким образом, непосредственное участие названных категорий граждан в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, допустимых доказательств непосредственного участия Романенко А.И. в боевых действиях в период прохождения им военной службы в Республике Афганистан не имеется.
Следовательно, представленные в отношении Романенко А.И. документы, вопреки доводам апелляционной жалобы, не содержат сведений об участии его в боевых действиях на территории Республики Афганистан в период прохождения службы с _ _ по _ _
Не содержится таких сведений и в копии приговора военного трибунала от _ _ , на который ссылается апеллянт и в котором имеется только информация о прохождении истцом военной службы в войсковой части полевая почта 05859, что не тождественно непосредственному участию истца в боевых действиях в спорный период.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств факт непосредственного участия Романенко А.И. в боевых действиях в период с _ _ по _ _ в Республике Афганистан не усматривается.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания Романенко А.И. ветераном боевых действий соответствует закону и не противоречит установленным судом обстоятельствам.
Вопреки мнению подателя апелляционной жалобы, факт участия военнослужащего в боевых действиях может быть установлен судом при наличии совокупности относимых и допустимых доказательств, в том числе документов, полученных в органах военного управления или архивах, объективно подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях. Однако в материалах дела таких письменных доказательств не имеется.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, материалы дела не содержат, не представлены они и суду апелляционной инстанции.
Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, на оспаривание оценки суда собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, с которыми судебная коллегия соглашается.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 2 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Романенко Александра Ивановича – без удовлетворения.
Председательствующий: |
Судьи: |