дело № 12-2/2022
Р Е Ш Е Н И Е
село Карпогоры 14 января 2022 года
Судья Пинежского районного суда Архангельской области Вторая И.А.,
с участием:
лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Беляева И.В.,
должностного лица, вынесшего постановление об административном правонарушении, Вишневской М.П.,
рассмотрев жалобу Беляева И.В. на постановление начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Пинежскому району Вишневской М.П. №*** от 7 декабря 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Пинежскому району Вишневской М.П. №*** от 7 декабря 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, в отношении Беляева И.В. применительно к части 2 статьи 2.5 КоАП РФ (далее – постановление от 7 декабря 2021 года).
Беляев И.В., не согласившись с указанным постановлением от 7 декабря 2021 года, обратился в Пинежский районный суд Архангельской области с жалобой, правовое и фактическое обоснование которой сводятся к следующему.
Прекращение административного производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ на основании части 1 статьи 2.5 КоАП РФ связано с неверным применением норм процессуального права и влечёт нарушение прав и законных интересов по следующим основаниям.
С рождения до ДД.ММ.ГГГГ года Беляев И.В. был прописан, а затем, в связи с введением института регистрации, зарегистрирован по адресу: <адрес> в жилом доме своего отца ФИО1.
В ГГГГ году вынужденно в связи с ликвидацией учреждения уголовно -исполнительной системы (<адрес>.) был перемещён по службе в <адрес>, и где пребывает в период несения службы.
В 2016 году по решению Пинежского районного суда Архангельской области от 29 февраля 2016 года №***/2016, был снят с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>.
С целью соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации в период с 02 августа 2016 года по 02 августа 2021 года был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> в жилом доме отца супруги – ФИО2. Данный жилой дом принадлежит на праве собственности ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о рождении, копией свидетельства о праве собственности.
После окончания срока регистрации по месту пребывания с 03 августа 2021 года по 03 декабря 2021 года временно продолжал проживать по вышеуказанному адресу, за исключением периодов нахождения на службе.
4 декабря 2021 года Беляев И.В. обратился в ОМВД России по Архангельской области для peгистрационного учёта по месту пребывания вновь по тому же адресу: <адрес>, однако в отношении его был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ.
Между тем, согласно описательной части постановления должностным лицом констатируется следующее: «гражданин РФ Беляев И.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, выразившееся в проживании по месту жительства без регистрации в период с 17 июля 2016 года по 4 декабря 2021 года», однако не указывается, по какому адресу не осуществлена регистрация по месту жительства и тем самым допущено совершение административного правонарушения.
Полагает, что само по себе отсутствие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту жительства не является основанием для привлечения к административной ответственности с учётом примечания к статье 19.15.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае при вынесении постановления о прекращении производства по административному делу необходимо было руководствоваться пунктом 4 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ и освободить Беляева И.В. от административной ответственности.
В жалобе указал, что временно проживает без регистрации по месту жительства в жилом помещении (при наличии регистрации по месту пребывания в этом жилом помещении), является супругом дочери собственника указанного жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
В силу примечания к статье 19.15.1 КоАП РФ постановление начальника ОВМ ОМВД России по Пинежскому району от 07 декабря 2021 года, вынесенное в отношения Беляева И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с установлением обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается oт административной ответственности.
В судебном заседании Беляев И.В. жалобу поддержал по тем же основаниям.
Начальник отделения по вопросам миграции ОМВД России по Пинежскому району Вишневская М.П. при рассмотрении жалобы Беляева И.В. суду указала, что постановление от 7 декабря 2021 года законное и обоснованное, оснований к прекращению производства на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ не имеется. Настаивала, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, в отношении Беляева И.В. было установлено, что он не имеет регистрации по месту жительства с 2016 года по настоящее время. Место проживания Беляева И.В. в <адрес> при составлении протокола установить не представилось возможным, поскольку Беляев И.В. его не сообщил, о чём свидетельствует рапорт от 4 декабря 2021 года. Регистрация по месту пребывания в <адрес> Беляева И.В. с 2016 года по настоящее время не исключает привлечение его к административной ответственности за нарушение правил регистрационного учёта. Просила постановление от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу Беляева И.В. – без удовлетворения.
Заслушав объяснения Беляева И.В., начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Пинежскому району Вишневской М.П., исследовав материалы дела об административном правонарушении, а также доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьёй 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Исходя из требований статей 1.6, 24.1, 29.10 КоАП РФ вынесенное по делу об административном правонарушении постановление должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
В соответствии с частью 1 статьи 19.15.1. КоАП РФ проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-1 от 25 июня 1993 года (далее – Закон РФ № 5242-1) установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные этим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 вышеуказанного Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила).
Указанные Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ № 5242-1, жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и предоставить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учёта самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нём), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 года № 4-П регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона РФ № 5242-1 производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Регистрационный учёт устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно протоколу об административном правонарушении №*** от 4 декабря 2021 года в ходе приёма граждан 4 декабря 2021 года в 10 час. 45 мин. в ОМВД России по Пинежскому району по адресу: <адрес>, установлен гражданин <...> Беляев И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который с 17 июля 2016 года по настоящее время проживает без регистрации по месту жительства, чем нарушил пункт 16 «Правил регистрации и снятия с регистрационного учёта по месту жительства и месту пребывания в пределах Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17 июля 1995 года.
Паспортные данные Беляева И.В., а также письменная информация отделения по вопросам миграции ОМВД России по Пинежскому району подтверждает, что с ДД.ММ.ГГГГ года по 7 июля 2016 года Беляев И.В. имел регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>.
Адресная справка отделения по вопросам миграции ОМВД России по Пинежскому району в отношении Беляева И.В. по состоянию на 4 декабря 2021 года содержит следующую информацию.
Беляев И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> снят с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес> года по решению Пинежского районного суда №***/2016 от ДД.ММ.ГГГГ года; был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> с 2 августа 2016 года по 2 августа 2021 года.
Из заявления о регистрации по месту пребывания №*** от 4 декабря 2021 года следует, что Беляев И.В., не имея регистрации по месту жительства, просит зарегистрировать его по месту пребывания с 4 декабря 2021 года по 31 декабря 2032 года в жилом помещении, предоставленном ему собственником ФИО2, по адресу: <адрес>. Основанием регистрации по месту пребывания является заявление лица, предоставившего жилое помещение, - ФИО2. Заявление удостоверено подписями заявителя Беляева И.В., а также лицом, предоставившим жилое помещение для временного пребывания, ФИО2.
Материалы дела об административном правонарушении содержат копии свидетельств о регистрации по месту пребывания №*** от 4 августа 2016 года и №*** от 4 декабря 2021 года, подтверждающие, что Беляев И.В. в период с 2 августа 2016 года по 2 августа 2021 года, а также с 4 декабря 2021 года по 31 января 2032 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо установило обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, как-то: в случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности,
За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
Установлено, что Беляев И.В. состоит на службе в ФКУ УФСИН России по Архангельской области в должности <...>, имеет специальное звание.
Доводы должностного лица о наличии в действиях Беляева И.В. состава административного правонарушения, а также применительно к части 1 статьи 2.5 КоАП РФ оснований к прекращению производству по делу, основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ правонарушением признаётся проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.
Примечанием к статье 19.15.1 КоАП РФ предусмотрены основания освобождения граждан РФ от административной ответственности. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьёй, в случае если они являются супругами детей нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.
Свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ года №*** подтверждает, что Беляев И.В. состоит в браке с ФИО3 (после брака присвоена фамилия Беляева), являющейся дочерью ФИО2 (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ода №***), который предоставил Беляеву И.В. для временного проживания и регистрации по месту пребывания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с 2 августа 2016 года по 31 января 2032 года.
Жилое помещение по указанному адресу принадлежит ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №*** от 29 января 2015 года. При этом ФИО2 зарегистрирован в данном жилом помещении с 19 июня 2015 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Беляев И.В. подпадает под перечень граждан, которые освобождаются от ответственности при проживании в жилом помещении, принадлежащем родственникам, указанным в примечании к статье 19.15.1 КоАП РФ и зарегистрированным в указанном помещении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения Беляева И.В. от административной ответственности. Соответственно, оспариваемое постановление подлежит отмене.
Пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по обстоятельствам, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 9 части 1 статьи 24.5 статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу Беляева И.В. на постановление начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Пинежскому району Вишневской М.П. №*** от 7 декабря 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.
Постановление начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Пинежскому району Вишневской М.П. №*** от 7 декабря 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Беляева И.В. применительно к части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Беляева И.В. подлежит прекращению с освобождением Беляева И.В. от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья И.А. Вторая