№ 2а-544/2021

64RS0047-01-2020-005746-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2021 года

Октябрьский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Шушпановой О.В.,

с участием представителя административного истца старшего помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Лукьянова М.О.

при секретаре Ефимовой В.Е.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саратове дело по административному исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Административный истец Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, мотивировав свои требования тем, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка Интернет-ресурсов в части исполнения законодательства об охране объектов животного мира, а также законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлено, что в сети Интернет на Интернет-сайте:

<данные изъяты>

<данные изъяты>о создании своими руками ловушек и силков.

Входы на сайты свободные, не требуют предварительной регистрации и пароля, ознакомится с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничение на передачу отсутствует.

Предоставление информации об изготовлении запрещенных колющих орудий лова водных животных, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по изготовлению запрещенных орудий лова, являющихся способом массового истребления водных животных в нарушение требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц, т.к. определить количество граждан, желающих посетить указанный сайт, невозможно.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в силу ч.1 ст. 39 КАС РФ в суд с указанным выше заявлением в порядке административного производства в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Лукьянов М.О. административные исковые требования поддержал, просил признать информацию, размещенную на Интернет-сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о рассмотрении дела извещен, представил ходатайство о рассмотрении дело в его отсутствие, дополнительно сообщив, что информация на сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты> является доступной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области в силу ст. 150 КАС РФ.

    Суд, изучив доводы административных исковых заявлений, исследовав материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.

Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.    

В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее по тексту – КАС РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 62 КАС РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VII данного кодекса.

В судебном заседании установлено, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов животного мира, а также законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, в ходе которой установлено, что в сети Интернет на Интернет-сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты> о создании своими руками ловушек и силков, о чем представлен акт проверки от <дата> (л.д. 5), скриншоты указанных страниц Интернет-сайта (л.д. 6-11).

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В силу положений п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Из указанных конституционных предписаний следует, что охрана окружающей среды - важнейшая функция государства.

Согласно п.п.2,3 ст. 12 ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ, основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления, среды его обитания являются, в том числе поддержка деятельности направленной на охрану животного мира и среды его обитания; осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в целях обеспечения сохранения водных биологических ресурсов и их рационального использования, могут устанавливаться ограничения рыболовства в части размере и конструкции орудия добычи (вылова) водных биоресурсов.

Согласно п.п. 15.2, 29 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 18.11.2014 № 453, запрещается осуществлять добычу (вылов)водных биоресурсов с применением колющих орудий добычи (вылова) (остроги и другие), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты.

Пунктом «б» части 1 статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением электротока либо иным способом массового истребления указанных водных животных и растений.

Таким образом, на страницах указанных сайтов, находится информация, содержащая признаки уголовно-наказуемого деяния. Информация, размещенная на страницах указанного сайта, адресована неограниченному кругу лиц, и склоняет к совершению преступных действий и правонарушений, что запрещено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, только если иное прямо не указано в предложении, то есть если реклама (информационное сообщение), содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи, то она уже не может квалифицироваться как реклама, а признается публичной офертой.

Согласно части 1 статьи 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения услуги в определенном месте, является недостоверной.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из приведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что информация о продаже объектов животного мира, занесенных в Красную Книгу РФ, в целях защиты основ конституционного строя и охраны окружающей среды и животного мира подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом: в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом «О рекламе».

Пунктом 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», установлено, что реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Таким образом, размещенная на спорных страницах сайтов информация является рекламой побуждающей неопределенный круг граждан к совершению противоправных действий, что является нарушением закона.

Информация, размещенная на страницах указанных сайтов, адресована неограниченному кругу лиц, и склоняет к совершению преступных действий и правонарушений, что запрещено законом и данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.

Целью предъявления административного иска, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является внесение указателей страниц сайта и сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов
в сети «Интернет» запрещенной информации, определен постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно подп. «в» п. 4 постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет»,
а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете
к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

В соответствии с ч. 11 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г.
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с
частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи,
о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет».

Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░:

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░:

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░
░. ░░░░░░░░.

░░░░░ ( ░░░░░░░)

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2021 ░.

2а-544/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Судья
Шушпанова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
30.12.2020Регистрация административного искового заявления
30.12.2020Передача материалов судье
30.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2021Судебное заседание
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее