УИД 52RS0038-01-2020-000698-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2020 года г. Лукоянов
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пузановой П.Ф.,
при секретаре Горяевой Т.Н.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода к Кудратову Т. А. о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кудратову Т. А. о взыскании пени.
В обоснование заявленных требований Инспекция Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода указала, что Кудратов Т.А. состоял на учете в ИФНС по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода в статусе предпринимателя и прекратил деятельность на основании аннулирования документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Кудратов Т.А. был снят с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, налогоплательщиком обязанность по уплате налога не была исполнена в срок, установленный законом. Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налога, пеней и штрафа самостоятельно исполнена не была, налоговым органом согласно ст. 69 НК РФ ему было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ: пени 4276,51 рублей. До настоящего времени за Кудратовым Т.А. числится остаток непогашенной задолженности по указанному требованию в сумме 364,96 рублей. Срок обращения в суд с указанным требованием истек. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Административный истец ИФНС по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода просит взыскать с административного ответчика пени в размере 364,96 руб..
Представитель административного истца в предварительное судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ИФНС России по <адрес> г. Н.Новгорода.
Административный ответчик Кудратов Т.А. в предварительное в судебное заседание не явился, о дате, времени месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего административного искового заявления.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В связи с введением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №250-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятие Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ переданы в налоговый орган.
Таким образом, у налогового органа имеется право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
До ДД.ММ.ГГГГ действовал Федеральный закон №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утративший силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №250-ФЗ. С ДД.ММ.ГГГГ данный вопрос регулируется главой 34 части 2 НК РФ.
Поскольку пени, о взыскании которых простит административный истец, начислены на задолженность по страховым взносам, возникшую в период действия Федеральный закон №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, то судом применяется закон, действующий в спорный период.
Согласно п. 1 ст.5 Федерального закона №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя их стоимости страхового года.
Согласно ст.18 Федерального закона №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Обязанность индивидуальных предпринимателей правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы установлена ст. 28 Федерального закона №212-ФЗ.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями - денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик Кудратов Т. А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, то есть осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в настоящее время данную предпринимательскую деятельность прекратил в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кудратов Т.А., являясь индивидуальным предпринимателем, был обязан уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Административный истец утверждает, что административный ответчик Кудратов Т.А. не исполнил надлежащим образом свои обязанности по уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, и на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования.
За нарушение сроков уплаты страховых взносов административному ответчику начислены пени в размере 4276,51 рублей, остаток непогашенной задолженности 364,96 руб., что подтверждается расчетом административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Установлено, что Кудратову Т.А. было направлено требование №S01170072744 от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, соответственно со сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок для обращения налогового органа с заявлением о взыскании с должника задолженности по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование заканчивался ДД.ММ.ГГГГ.
В Лукояновский районный суд с административным исковым заявлением о взыскании с Кудратова Т.А. задолженности по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование Инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока на обращение в суд, установленного ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Часть 2 ст. 95 ГПК РФ обязывает административного истца указывать причины пропуска процессуального срока и прилагать документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода просит признать причину пропуска срока уважительной и восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления.
Однако, заявляя требование о восстановлении процессуального срока, административный истец не указывает ни одной причины пропуска указанного срока.
Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> г. Н.Новгорода является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
Уважительных причин пропуска административным ответчиком срока подачи административного искового заявления судом не установлено.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности подачи административного иска по указанным требованиям в срок, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для восстановления пропущенного административным истцом срока предъявления требований о взыскании задолженности по пеням с Кудратова Т.А..
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода к Кудратову Т. А. о взыскании пени в сумме 364,96 руб. следует отказать.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 138, 179-180, 286 ч.2, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░.░. ░░░░░ – ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░