Дело № 2а-682/2018

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                                   Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года                                                                             г.Невельск

Невельский городской суд Сахалинской области в составе:

          Председательствующего судьи - Плешевеня О.В.,

          при секретаре – Кирьяновой А.А.,

          рассмотрев, в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Управления Росприроднадзора по Сахалинской области, предъявленного в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации Невельского городского округа, о возложении обязанности обеспечить проведение мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления,

                                             У С Т А Н О В И Л:

          09 октября 2018 г. Управление Росприроднадзора по Сахалинской области обратилось в Невельский городской суд с указанным административным исковым заявлением, к администрации Невельского городского округа, по следующим основаниям.

          Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области 07 декабря 2017 г. рассмотрено обращение ФИО1 по факту несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Невельского городского округа, в районе села Горнозаводск. В ходе его рассмотрения административным истцом осуществлен осмотр земельного участка в указанном районе, однако установить лиц, причастных к размещению данных отходов, - установить не представилось возможным. 07 ноября 2017 г. Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области в адрес администрации МО «Невельский городской округ» направлены материалы административного расследования для решения вопроса о ликвидации свалки. 21 августа 2018 г., на основании приказа Управления от 02 августа 2018 г., в координатах 46,557667 восточной долготы и 141,833614 северной широты, установлено, что на данном земельном участке размещены отходы производства и потребления на площади не менее 400 метров в длину в распадке между холмами, в виде: твердых коммунальных отходов, автомобильных частей, утративших потребительские свойства, пластиковой тары и иных отходов производства и потребления. Из информации администрации МО «Невельский городской округ» от 12 октября 2017 г. следует, что земельный участок с указанными координатами относится к землям нераспределенного фонда. Согласно положений пунктов 11, 24 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных является публичной обязанностью администрацией МО «Невельский городской округ», невыполнение которой свидетельствует о наличии бездействия с ее стороны. При этом длительное непринятие мер к устранению несанкционированной свалки отходов может привести к негативным последствиям для состояния окружающей среды и стать причиной неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки для населения. На основании изложенного, со ссылкой на статью 42 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, статью 1, часть 1 статьи 51, часть 1 статьи 66, статью 76 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, часть 2 статьи 2, части 1 - 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, часть 3 статьи 8, статью 13 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, пункты 4.1.3 и 4.55 Положения об Управлении Росприроднадзора по Сахалинской области, просит суд: возложить на администрацию МО «Невельский городской округ» обязанность обеспечить проведение мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке в Невельском городском округе, с координатами 46,557667 восточной долготы и 141,833614 северной широты, - в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

         В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Сахалинской области Белов К.Б. административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

         Представитель административного ответчика Островлянчик А.В. административные исковые требования не признала по тем основаниям, что к полномочиям администрации Невельского городского округа отнесено лишь участие в организации сбора отходов. Также пояснила, что данный земельный участок в с.Горнозаводске выделялся под временное складирование отходов, но в настоящее время свалка закрыта. На уровне органов государственной власти Сахалинской области разрешается вопрос о выделении денежных средств на ликвидацию несанкционированной свалки отходов в с.Горнозаводск в период 2020 – 2021 г. Кроме того, полагает необоснованным требование административного истца о возложении на администрацию Невельского городского округа обязанности по принятию соответствующих мер в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, с учетом предстоящего зимнего периода.

         Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

         Как следует из материалов дела, 14 сентября 2017 г. в Управление Росприроднадзора по Сахалинской области с Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций поступило обращение ФИО1 по факту нарушения его конституционного права на благоприятную окружающую среду в связи с нахождением в с.Горнозаводске Невельского района свалки отходов, - для рассмотрения.

         Согласно акта обследования территории от 03 октября 2017 г., составленного административным истцом, а также прилагаемых к нему фотографий, на территории с.Горнозаводска Невельского района обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, в координатах: 46 градусов 33 минуты 21, 05 секунд северной широты, 141 градус 50 минут, 0, 52 секунды восточной долготы.

         Из информации администрации Невельского городского округа от 19 октября 2017 г. следует, что сведений о выделении земельного участка под организацию свалки отходов производства и потребления в с.Горнозаводске не имеется.

         07 ноября 2017 г. Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области в адрес администрации Невельского городского округа направлено письмо о рассмотрении обращения ФИО1 и принятии мер по ликвидации данной свалки.

          Согласно письма администрации Невельского городского округа от 27 ноября 2017 г., проблема сбора и утилизации отходов потребления на территории Невельского городского округа обусловлена отсутствием полигонов ТБО, отвечающим установленным требованиям. Администрацией Невельского городского округа работа в данном направлении ведется: сформирован земельный участок для размещения полигона, за границами населенных пунктов проведены инженерные изыскания и разработана проектная документация по строительству нового полигона. При этом данным проектом предусмотрена рекультивация существующей свалки, в связи с чем при строительстве скопившийся мусор будет перемещен на новый полигон. Указанная проектная документация требует дополнительной разработки и до настоящего времени данный вопрос не разрешен.

         Постановлением Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 07 ноября 2017 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении по факту несанкционированного размещения отходов производства и потребления в с.Горнозаводске Невельского района в связи с неустановлением соответствующего виновного лица.

         Согласно акта обследования территории от 21 августа 2018 г., ликвидация несанкционированной свалки в с.Горнозаводска не произведена, при этом обозначены ее координаты, - 46,557667 восточной долготы и 141,833614 северной широты.

         В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

         Согласно статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в частности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

         Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

          Частью 2 статьи 16 указанного законодательного акта установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности: размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

         Федеральным законом Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

        Согласно части 3 статьи 8 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

        Положениями части 5 статьи 12, части 1 статьи 13 указанного законодательного акта запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с пунктами 11 и 24 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно пункта 26 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Невельский городской округ» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Данные полномочия находятся в ведении администрации Невельского городского округа в соответствии с пунктом 25 статьи 50 Устава.

При таких обстоятельствах, факт выявления несанкционированной свалки отходов производства и потребления на указанном земельном участке в с.Горнозаводске, - подтверждает обоснованность доводов административного истца о бездействии со стороны администрации Невельского городского округа в связи с непринятием соответствующих мер к ее ликвидации.

При этом суд признает несостоятельными доводы административного ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи с отсутствием соответствующих полномочий.

В соответствии с пунктами 4.13, 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, под несанкционированной свалкой отходов понимаются территории используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Собственник отходов, - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с пунктом 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П, поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, в целях наиболее эффективной ее реализации не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами местного самоуправления городских округов в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

С учетом изложенного, ввиду невыполнения административным ответчиком обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, - административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, с учетом указания различных координат земельного участка в представленных административным истцом в материалы дела актах от 03 октября 2017 г. и от 21 августа 2018 г., а также пояснений административного ответчика о нахождении несанкционированной свалки в распадке Аммонитный с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области, - суд возлагает на администрацию Невельского городского округа обязанность обеспечить проведение мероприятий по ликвидации данной свалки отходов производства в указанной местности.

          В порядке части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом необходимости решения вопроса о финансировании соответствующих мероприятий, а также периода принятия судом решения, суд устанавливает срок для его исполнения, - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

         Также суд возлагает на административного ответчика обязанность сообщить в указанный срок об исполнении решения суда в Невельский городской суд и административному истцу.

         Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

                                                      Р Е Ш И Л:

         ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

          ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2018 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                 ░.░.░░░░░░░░░

2а-682/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Росприроднадзора по Сахалинской области
Ответчики
администрация МО "Невельский городской округ"
Суд
Невельский городской суд Сахалинской области
Судья
Плешевеня Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
nevelskiy.sah.sudrf.ru
09.10.2018Регистрация административного искового заявления
10.10.2018Передача материалов судье
12.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
12.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.10.2018Предварительное судебное заседание
30.10.2018Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.10.2018Предварительное судебное заседание
22.11.2018Судебное заседание
29.11.2018Судебное заседание
04.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее