Дело №а-268/2020
УИД 62RS0№-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года р.п. Шилово
Шиловский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Орешкина М.С., при секретаре Морозовой Н.В., с участием административного истца Николаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаевой Натальи Валерьевны к Администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Николаева Н.В. обратилась в Шиловский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и обязании совершить определенные действия.
С учетом уточнения истец просит: 1. - признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Администрацией муниципального образования- Шиловский муниципальный район Рязанской области о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>; 2. - обязать Администрацию муниципального образования- Шиловский муниципальный район Рязанской области выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, поданное истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Николаева Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить.
В судебное заседание административный ответчик – администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район <адрес>, извещенный о времени и месте его проведения надлежащим образом, своего представителя не направил, просил дело рассмотреть в отсутствии представителя ответчика, возражает против удовлетворения исковых требований.
Суть возражений заключается в том, что на одном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, нельзя построить два дома и более, так как это нарушает вид разрешенного использования земли. Строительство Николаевой Н.В. второго дома на земельном участке с кадастровым номером № повлечет нарушение норм градостроительного и земельного законодательства. Требование Николаевой Н.В. об обязании администрации выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием : для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес> не соответствует нормам материального и процессуального права, поскольку понуждение администрации к совершению указанных конкретных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Суд, выслушав пояснения административного истца, исследовав возражения административного ответчика, письменные материалы дела, находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Положения части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уведомление о несоответствии направляется застройщику, в частности, в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 части 10 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенное государственным или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом для ответчика: администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район <адрес> для доказывания определены следующие юридически значимыми обстоятельства: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на совершение оспариваемого действия;
- порядок совершения оспариваемого действия в случае, если такой порядок установлен;
- основания для совершения оспариваемого действия, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
- соответствует ли совершенное оспариваемое действие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения;
- отсутствие правовых оснований для признания незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с условным номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли - продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН и не оспаривается ответчиком.
Административный истец пояснил, что на приобретенном земельном участке она планировала начать строительство нового жилого дома, а старый дом демонтировать.
ДД.ММ.ГГГГ Николаева Н.В. обратилась в администрацию муниципального образования – Шиловский муниципальный район <адрес> с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, согласно которого истец уведомляла о планируемом строительстве на указанном земельном участке, объекта капительного строительства – ИЖС, из дерева. Площадь застройки <данные изъяты> кв.м. В отношении земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, какие-либо ограничения его прав в период заключения договора купли-продажи жилого дома и земельного участка судом не установлено, что усматривается из выписки из ЕГРН, в которой каких-либо ограничений в использовании участка не имеется.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № истцу сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что согласно действующего законодательства размещение второго жилого дома на вышеуказанном земельного участке недопустимо.
Не согласившись с указанным уведомлением, истец обратился в суд.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ №; уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; ответом прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ж/2020; ответом администрации муниципального образования – Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; свидетельством о государственной регистрации права на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>; свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №-МД 704209; договором купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ; письмом ГУ архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ДВ/22-3098.
На основании ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, административный истец, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Исходя из пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (пункт 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п.1.1ч.1 ст. 58.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района <адрес>, максимальный процент застройки в границах земельного участка для жилых домов составляет 40%. С учетом общей площади старого жилого дома - 26 кв. метров и планируемой новой застройки площадью 117 кв. метров, площадь застройки всего земельного участка составляет 143 кв. метра, что относительно участка общей площадью 2700 кв.м, составляет 5,3%.
Главным Управлением Архитектуры и градостроительства <адрес> Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждены новые Правила землепользования и застройки муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района <адрес>. Согласно п. 11 ч. 1 статьи 11 указанных Правил максимальный процент застройки в границах земельного участка для жилых домов по-прежнему составляет 40%.
Соответственно, жилая застройка на указанном выше земельном участке не превышает максимальный процент застройки в границах земельного участка для жилых домов по правилам землепользования и застройки муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района <адрес>, тем самым, не нарушает правила землепользования и застройки, в том числе градостроительные регламенты.
Согласно ст. 40 ЗК РФ, собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Согласно свидетельству о праве собственности и выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположен на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Данным классификатором, в том числе предусмотрены следующие виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений); для ведения личного подсобного хозяйства (размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", а также Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 устанавливаются пределы эксплуатации земельных участков с позиции вида разрешенного использования. При этом вопросы, связанные с определением количества жилых объектов, возведение которых допускается на земельном участке, ими не регулируется.
Таким образом, указанные административным ответчиком в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке правовые нормативные акты: пункт 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О личном подсобном хозяйстве», пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Приказов Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ №от ДД.ММ.ГГГГ №, не содержат положения о «недопустимости» строительства второго жилого дома на земельном участке.
Наименования иных законодательных актов, содержащих запрет на строительство второго объекта ИЖС (жилого дома) на земельном участке с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, административным ответчиком суду не представлено и судом не установлено.
Доказательств того, что планируемая постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан суду не представлено.
Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, вынесенным административным ответчиком: Администрацией муниципального образования - Шиловский муниципальный район <адрес>, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, нарушены права административного истца, как собственника земельного участка.
В связи с чем, указанное уведомление является незаконным.
Рассматривая второе требование административного истца об обязании Администрации муниципального образования- Шиловский муниципальный район <адрес> выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, поданное истцом ДД.ММ.ГГГГ, входящий 1102, суд исходит из следующего.
Правоотношения, связанные с выдачей уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке являются публично-административными, возникающими в процессе совершения действий заинтересованным лицом в порядке реализации своих гражданских прав, поэтому при разрешении настоящего административного дела разрешаться не должны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Требования административного истца Николаевой Натальи Валерьевны к Администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район <адрес> – удовлетворить.
Признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район <адрес> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать административного ответчика - администрацию муниципального образования - Шиловский муниципальный район <адрес> устранить допущенное нарушение прав административного истца Николаевой Натальи Валерьевны путем повторного рассмотрения уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Об исполнении решения суда сообщить в Шиловский районный суд <адрес> и административному истцу в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья