Дело № 2а-173/ 2018год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красный Холм 02 ноября 2018 года
Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павловой С.О.
Рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснохолмского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Глебенское сельское поселение» Краснохолмского района, выразившееся в ненадлежащем содержании муниципального имущества, а именно в непринятии в соответствии с п.5.5. и п.5.6 Санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды в нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников СанПиН 2.1.4.1175-02 мер по чистке, дезинфекции и промывке колодца, расположенного у дома №18 в д. Буньково Краснохолмского района и обязании администрации муниципального образования «Глебенское сельское поселение» организовать чистку, дезинфекцию и промывку колодца, расположенного у дома №18 в д. Буньково Краснохолмского района,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Краснохолмского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Глебенское сельское поселение» Краснохолмского района, выразившееся в ненадлежащем содержании муниципального имущества, а именно в непринятии в соответствии с п.5.5. и п.5.6 Санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды в нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников СанПиН 2.1.4.1175-02 мер по чистке, дезинфекции и промывке колодца, расположенного у дома №18 в д. Буньково Краснохолмского района и обязании администрации муниципального образования «Глебенское сельское поселение» организовать чистку, дезинфекцию и промывку колодца, расположенного у дома №18 в д. Буньково Краснохолмского района.
Свои административные исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Краснохолмского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Глебенского сельского поселения Краснохолмского района, в ходе, которой установлено, что на территории д. Буньково Краснохолмского района находится колодец у дома №18.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статьям 1,8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой, в том числе социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха), не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 года №40 введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02».
Пунктом 1.6 санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 года №40, устанавливает, что санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии с пунктом 5.1 санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 года №40, правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения. Аналогичная норма закреплена в п.4 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования «Глебенское сельское поселение» Краснохолмского района.
В силу пункта 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее по тесту – Правила), органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущества должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдельных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющего ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Согласно пункту 73 Правил забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с пунктом 74 Правил при отсутствии возможности либо при подтвержденной целесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением №1.
Согласно пунктам 1.2, 5.5, 5.6 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения» Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 25 ноября 2002 №40, санитарные правила и нормы устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающих к ним территории.
Чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователем по первому требованию центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования
и крепления. После каждой чистки или ремонта должна производится дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка. Таким образом, нормативно определены требования к содержанию и эксплуатации водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения, включающие в себя, в числе прочего, и обязанность по чистке колодца (каптажа), его дезинфекции и промывке с периодичностью не реже одного раза в год.
В силу пункта 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В ходе проведения проверки установлено, что в д. Буньково Краснохолмского района имеется колодец у дома №18, являющийся источником нецентрализованного питьевого водоснабжения, который состоит на балансе администрации Глебенского сельского поселения. Данный колодец являются муниципальной собственностью.
Согласно информации предоставленной администрацией Глебенского сельского поселения чистка и дезинфекция данного колодца не производилась. Длительное время администрацией Глебенского сельского поселения денежные средства для организации надлежащего содержания муниципального имущества – объектов нецентрализованного водоснабжения (колодец), расположенного у дома №18 в д. Буньково Краснохолмского района не выделялись.
Законодатель исключает любую возможность отступления от требований санитарных правил и гигиенических нормативов, а нарушение таких требований влечет ответственность за совершаемые действия, поскольку существенная угроза общественным отношениям (здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения) заключается в пренебрежительном отношении органами местного самоуправления к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые проживают в д. Буньково Краснохолмского района, согласно конституционного права граждан РФ на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно.
На основании изложенного, просят признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Глебенское сельское поселение» Краснохолмского района, выразившееся в ненадлежащем содержании муниципального имущества, а именно в непринятии в соответствии с п.5.5. и п.5.6 Санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды в нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников СанПиН 2.1.4.1175-02 мер по чистке, дезинфекции и промывке колодца, расположенного у дома у дома №18 в д. Буньково Краснохолмского района и обязать администрацию муниципального образования «Глебенское сельское поселение» организовать
чистку, дезинфекцию и промывку колодца, расположенного у дома у дома №18 в д. Буньково Краснохолмского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. От административного ответчика также поступило заявление о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Рассмотрение административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, единолично судьей, без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно статьям 1,8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой, в том числе социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха), не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ч.3 ст.19 ФЗ от 30.03.1999 г.).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В силу ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ (ред. от 30.12.2012 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 года №40 введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02».
Пунктом 1.6 санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 года №40, устанавливает, что санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии с пунктом 5.1 санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 года №40, правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды.
Согласно п.4 ст. 9 Устава администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах сельского поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области чистка и дезинфекция колодца, расположенного у дома №18 в д. Буньково Краснохолмского района не производилась. Длительное время администрацией Глебенского сельского поселения денежные средства для организации надлежащего содержания муниципального имущества – объектов нецентрализованного водоснабжения (колодец), расположенного у дома №18 в д. Буньково Краснохолмского района не выделялись.
Бездействие администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающего на территории муниципального образования в сфере водоснабжения и водоотведения.
Срок для устранения нарушения устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.
Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно Уставу муниципального образования административный ответчик администрация Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области является органом местного самоуправления.
В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.5.5. ░ ░.5.6 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1175-02 ░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ №18 ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ №18 ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.5.5. ░ ░.5.6 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1175-02 ░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ №18 ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ №18 ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░