РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Пыщуг 21 апреля 2016 года
Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Бессонова Д.А. с участием:
истца- помощника прокурора Пыщугского района Костромской области Мамаевой И.В.,
представителя материального истца - ведущего специалиста администрации Пыщугского сельского поселения Тихоновой Н.П.,
при секретаре Ефремовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Пыщугского района Костромской области к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Костромской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Пыщугского района Костромской области обратился в Павинский районный суд в интересах Пыщугского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Костромской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с постановлением главы администрации Пыщугского района от "__"__ года № ___ «Об утверждении списка лиц для наделения земельным паем в колхозе «...» был утвержден соответствующий список лиц. В соответствии с данным списком ФИО1 было выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю. В настоящее время земельный участок колхоза «...» поставлен на кадастровый учет, ему присвоен № ___. ФИО1 умер, его земельная доля является невостребованной. Наследство после смерти ФИО1 никто не принимал. Администрацией Пыщугского сельского поселения составлен список невостребованных земельных долей колхоза «...», в том числе и в отношении ФИО1 Возражений о необоснованном включении в данный список не поступило. В связи с чем, на основании ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» прокурор Пыщугского района просит признать право собственности на спорную земельную долю за Пыщугским сельским поселением.
В судебном заседании истец- помощник прокурора Пыщугского района Мамаева И.В. исковые требования поддержала по доводам иска.
Представитель материального истца Тихонова Н.П. исковые требования также поддержала. Дополнительно пояснила, что границы земельного участка ФИО1 не определялись, межевание не проводилось. В настоящее время земельный участок никем не используется, зарос травой и кустарником.
Представитель ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Костромской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что ТУ Росимущества в Костромской области не является надлежащим ответчиком по делу. Имущественных притязаний на предмет спора ответчик не имеет, разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон) установлено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 2 настоящей статьи (список невостребованных земельных долей) (п. 3 ст. 12.1 Закона).
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п. 4 ст. 12.1 Закона).
В соответствии со ст. 7 Закона Костромской области от 05.03.2004 № 172-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Костромской области» в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту расположения земельных участков, публикуются, в том числе, списки невостребованных земельных долей.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п. 5 ст. 12.1 Закона).
В силу ч. 5 ст. 14.1 Закона общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6 ст. 12.1 Закона).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п. 7 ст. 12.1 Закона).
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п. 8 ст. 12.1 Закона).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации Пыщугского района Костромской области № ___ от "__"__ года утвержден список лиц для наделения земельным паем колхоза «...», в котором, в том числе, указан ФИО1 Согласно кадастровому паспорту земельного участка ФИО1 принадлежит ... доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ___. Из свидетельства о праве собственности на землю следует, что ФИО1 принадлежит земельная доля колхоза «...» общей площадью ... га (... балл/га).
Администрацией Пыщугского сельского поселения соблюдена процедура признания спорных земельных долей невостребованными, предусмотренная ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Список невостребованных земельных долей, в том числе доли, выделенной ФИО1, был опубликован в информационном бюллетене «Вестник Пыщуга» от 30.08.2013 года № 10, являющегося источником официального опубликования нормативных правовых актов Пыщугского сельского поселения. В указанном информационном бюллетене от 31.10.2013 года № 13 опубликовано извещение участников долевой собственности о проведении общего собрания собственников земельных долей для утверждения списка невостребованных земельных долей.
Собрание участников общей долевой собственности не состоялось ввиду отсутствия кворума, что подтверждается протоколом от "__"__ года.
Учитывая, что общим собранием участников общей долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списков не было принято решение по вопросу невостребованных земельных долей, распоряжением администрации Пыщугского сельского поселения от "__"__ года № ___ утвержден список невостребованных земельных долей, в том числе доли, принадлежавшей ФИО1
Согласно информации нотариуса нотариального округа Пыщугский район и Павинский район Костромской области на ФИО1 наследственное дело не заводилось.
Таким образом, имеются основания для признания права собственности Пыщугского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области на спорные земельные доли.
Доводы ответчика о том, что ТУ Росимущества в Костромской области не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняются судом по следующим основаниям.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В настоящее время такой закон не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В соответствии с п. 5.35 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Ссылка ответчика на положения пункта 2 статьи 1151 ГК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 223-ФЗ несостоятельна, основана на неверном применении норм действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ «О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» были внесены изменения в пункт 2 статьи 1151 ГК РФ, согласно которым в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 23 июля 2013 года. При этом обратной силы положениям названного Федерального закона данной статьей не придано.
Учитывая, что спорные правоотношения возникли до вступления в силу изменений пункта 2 статьи 1151 ГК РФ, положения закона в действующей редакции не подлежат применению в рассматриваемом деле.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области в рассматриваемом деле является надлежащим ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Пыщугского района Костромской области в интересах Пыщугского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Пыщугское сельское поселение Пыщугского муниципального района Костромской области на невостребованную земельную долю, зарегистрированную за ФИО1, площадью ... га (... балл/га) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ___, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: .... Ориентир колхоз «...».
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Костромской областной суд через Павинский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Д.А. Бессонов