Дело № 5-2719/2022
УИД 60RS0001-01-2022-008559-28
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления оглашена 21 октября 2022 года.
21 октября 2022 года г. Псков, ул. Петровская, д. 24
Судья Псковского городского суда Псковской области Артамонов Г.В., при секретаре Николаевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Псковская межрайонная больница», юридический <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
23.08.2022 в 12 часов 00 минут по адресу: г. Псков, ул. Школьная, д. 24, в здании и помещениях поликлиники ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница», отнесенного к категории высокого риска, в нарушение требований ч. 3,4 ст. 4, ст. 83 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»; п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020, повторно совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, выраженное в необеспечении работоспособности систем пожарной сигнализации, а именно на первом этаже в отделении физиотерапии не работает автоматическая пожарная сигнализация.
Указанные нарушения послужили основанием составления в отношении ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица, уведомленный о судебном заседании надлежащим образом, не явился.
В судебном заседании защитник ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» Назаренко В.Н., вину Учреждения не признала, указала на отсутствие вины юридического лица по причине недостаточного финансирования, необходимого для исполнения предписания в полном объеме. Просила прекратить производство по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Корныльев Г.В. в суде доводы составленного в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении поддержал в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Административная ответственность по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности (далее – ФЗ «О пожарной безопасности).
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнений требований пожарной безопасности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, постановлением главного государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору от 16.09.2021 № 177 ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.
21.12.2021 ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» выдано предписание № 481/1 об устранении допущенных нарушений требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: г. Псков, ул. Школьная, д. 24, в срок до 30.04.2022.
При проведении внеплановой проверки на основании решения о проведении выездной проверки от 03.08.2022 № 60-005-2022/0016рс в период с 10.08.2022 по 23.08.2022 по контролю исполнения предписания государственного пожарного надзора по г. Пскову от 21.12.2021 № 481/1 в отношении ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» установлено, что нарушения п.п. 1 предписания не устранены, нарушения имели место на дату проведения проверки.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 23.08.2022 № 83 в котором отражены обстоятельства совершенного правонарушения; предписанием государственного пожарного надзора по г. Пскову от 21.12.2021 № 481/1, актом выездной проверки от 23.08.2022 № 60-005-2022/0016рс; протоколом осмотра от 18.08.2022, выпиской из ЕГРЮЛ, копией постановления о назначении административного наказания № 177 от 16.09.2021 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, свидетельствующей о повторном совершении Учреждением правонарушения.Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в деле доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Представленные в материалах дела доказательства оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Оснований для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, вопреки доводам защитника, не установлено в связи со следующим.
В силу ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Вместе с тем, статус государственного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, не освобождает Учреждение от ответственности за нарушение требований пожарной безопасности на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку внесенных руководителем Учреждения предложений о выделении бюджетных ассигнований на цели пожарной безопасности явно не достаточно, их содержание имеет формальный характер.
Кроме того, согласно сведениям, представленным Комитетом по здравоохранению Псковской области, в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований областного бюджета на мероприятие «Обеспечение пожарной безопасности в органах исполнительной власти области и муниципальных образованиях» подпрограммы «Пожарная безопасность Псковской области» Государственной программы Псковской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» распределена субсидия из областного бюджета в 2022 году - 476 000,00 рублей на основании приказа Комитета № 26 от 21.02.2022 г. «О реализации мероприятий «Обеспечение пожарной безопасности в органах исполнительной власти области и муниципальных образованиях»».
Как установлено в судебном заседании, после выявления вмененного административного правонарушения, юридическим лицом разработана проектно-сметная документация и размещено техническое задание для проведения конкурсной закупки на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации в помещениях физиоотделения и кабинетах первого этажа поликлиники по адресу: г.Псков, ул.Школьная, д.24, в сумме 217 709,00 руб., срок заключения государственного контракта 18.11.2022. При этом о необходимости проведения соответствующих работ юридическому лицу было известно из предписания государственного пожарного надзора по г. Пскову от 21.12.2021 № 481/1, а также из заключения по результатам выполнения работ по диагностике автоматической пожарной сигнализации от 04.03.2022, выполненной ООО «Технотест» на основании договора № 2-22 от 03.03.2022.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о существовавшей у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению при достаточном бюджетном финансировании.
С учетом изложенного в действиях ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Поскольку имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности влияют на возможность безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара, возможность раннего обнаружения пожара и своевременного оповещения о нем, что может привести к гибели или нанесению тяжкого вреда здоровью людей как работающих в помещениях медицинского учреждения, так и находящихся на лечении, судья не находит оснований для применения правил ст. 2.9, ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкция ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей и только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, социальную направленность медицинского учреждения, отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств и наличие отягчающего ответственность обстоятельства в виде повторного совершения однородного правонарушения, судья полагает необходимым назначение наказания в виде административного штрафа в пределах санкции ч.2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 20.4, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2.1 ░░. 20.4 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░/░ 04571784520), ░░░ 6027085570 ░░░ 602701001 ░░░░░ 58701000, ░/░ 40101810400001010002 ░ ░░░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░ ░░░░░ 045805001 ░░░ ░░░░ 015805002 № ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 03100643000000015700, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 40102810145370000049, ░░░ 17711601201010004140, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 5-2719/2022.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ № 14. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 60-░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1.3-3 ░░.32.2 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░