К делу № 12-417/2023
Р Е Ш Е Н И Е
20 октября 2023 г. г. Майкоп
Судья Майкопского городского суда Республики Адыгея Зубков Г.А.,
с участием Пузанкова Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МКУ «Центр административно-технического обслуживания» ПузанковаЕвгения Юрьевича на постановление главного специалиста-эксперта Государственного экологического надзора Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 04.09.2023г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного специалиста-эксперта Государственного экологического надзора Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 04.09.2023г. директор МКУ «Центр административно-технического обслуживания» Пузанков Е.Ю. был признан виновным в свершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ, с назначением наказания в виде уплаты административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с жалобой на него, указав в ее обоснование на то, что проверка, в результате которой он был привлечен к административной ответственности, проводилась в отношении Администрации МО «Майкопский район». Какого-либо решения о проведении проверки в отношении МКУ «Центр административно-технического обслуживания» не выносилось. Тем самым оформление административного материала было проведено незаконно.
Просил отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы Пузанкова Е.Ю. по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 этого Кодекса.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно представленному материалу об административном правонарушении прокуратурой Майкопского района в июле2023 года была проведена проверка исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды администрацией МО «Майкопский район», в ходе которой было выявлено нарушение: информация об обучении руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности не предоставлены (отсутствуют).
Также было установлено, что администрацией было представлено распоряжение главы МО «Майкопский район» о передаче МКУ ЦАТО в оперативное управление недвижимого имущества.
Данный факт является нарушением: ст. 73 ФЗ от 10,01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»липа, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами 1 - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лип, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Вынося обжалуемое постановление уполномоченный орган обоснованно исходил из того, что директор МКУ ЦАТО Пузанков Е. Ю. в результате бездействия нарушил требования ст. 73 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 ФЗ от 24,06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку не предоставил информацию об обучении руководителей организаций и специалистов в области охраны^ окружающей среды и экологической безопасности, документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволила уполномоченному органу прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность руководителя учреждения, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности индивидуальным предпринимателем в материалах дела отсутствуют).
Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождениядиректора МКУ ЦАТО Пузанкова Е.Ю. от административной ответственности не установлено.
Доводы жалобы о том, что надзорный орган осуществил проверку юридического лица в отсутствие соответствующего распоряжения суд считает несостоятельными, поскольку такая проверка осуществлялась на основании решения о проведении проверки в отношении администрации МО «Майкопский район» и соответственно могла быть осуществлена и в отношении МКУ ЦАТО, учрежденного Администрацией для осуществления муниципальных функций в области материально-технического и иного сопутствующего обеспечения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
жалобу директора МКУ «Центр административно-технического обслуживания» Пузанкова Евгения Юрьевича на постановление главного специалиста-эксперта Государственного экологического надзора Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 04.09.2023г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ, оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление - без изменения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения, обжалованию не подлежит, но может быть пересмотрено в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья -подпись- Г.А. Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2023-006772-28
Подлинник находится в материалах дела № 12-417/2023 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.