Материал № 12-6/2024
УИД: 39RS0001-01-2023-005473-74
РЕШЕНИЕ
05 марта 2024 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С., при секретаре Калинине Е.В., рассмотрев жалобу директора МКУ «Калининградская служба заказчика» Демешко А.Л. на постановление Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области по делу об административном правонарушении № 184-ДФК-2023/прок от 31 августа 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области по делу об административном правонарушении № 184-ДФК-2023/прок от 31 августа 2023 года директор МКУ «Калининградская служба заказчика» Демешко А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе с учетом дополнений директор МКУ «Калининградская служба заказчика» Демешко А.Л. просит отменить данное постановление в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, привлечением к административной ответственности ненадлежащего должностного лица, отсутствием события административного правонарушения либо изменить, заменив наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Демешко А.Л. в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.
Защитник директора МКУ «Калининградская служба заказчика» Демешко А.Л. по доверенности Лен Н.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по изложенным в жалобе и письменным дополнениям к ней основаниям. Пояснила, что решением Центрального районного суда г. Калининграда по данной статье привлечена к административной ответственности сотрудник МКУ «Калининградская служба заказчика» ФИО7., которая производила расчет НМЦК. Поскольку в штате учреждения есть сотрудник, которому вменено осуществление соответствующих обязанностей, директор не является должностным лицом, который может быть привлечен к административной ответственности. Полагала возможным производство по делу прекратить.
Выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод (ч. 1).
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2).
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 3).
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 4).
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком) (ч. 5).
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи (ч. 6).
Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (ч. 13).
Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч. 15).
Согласно ст. 6 названного Федерального закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой города Калининграда проверки соблюдения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд в МКУ «Калининградская служба заказчика» были выявлены нарушения требований ст. 22 Закона о контрактной системе.
Установлено, что МКУ «Калининградская служба заказчика» был заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию городского наружного освещения на улицах городского округа «Город Калининград» в 2023-2024 году с ООО «Горсвет-Регион» на сумму 510313911,60 рублей. В настоящее время исполнение контракта не завершено. Основанием для заключения контракта являются результаты электронного аукциона.
В соответствии с аукционной документацией начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) определялась методом сопоставимых рыночных цен путем получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги от поставщиков аналогичных товара, работы или услуги.
С целью получения коммерческих предложений на оказание услуг по содержанию наружного освещения на территории городского округа «Город Калининград» МКУ «Калининградская служба заказчика» был направлен ряд запросов, в том числе 25.10.2022 направлен запрос в адрес Калининградского регионального отделения Северо-Западного филиала ПАО «Мегафон» (далее – КРО СЗФ ПАО «Мегафон»), на который 26.10.2022 поступил ответ за электронной подписью руководителя проектов ФИО8 с указанием цен на услуги по содержанию наружного освещения на улицах городского округа «Город Калининград».
На основании полученных от КРО СЗФ ПАО «Мегафон» сведений должностными лицами МКУ «Калининградская служба заказчика» был произведен и обоснован расчет НМЦК. Обоснование НМЦК утверждено директором МКУ «Калининградская служба заказчика» Демешко А.Л.
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, КРО СЗФ ПАО «Мегафон» не осуществляет деятельность по поставке услуг по содержанию уличного освещения.
С учетом установленных в ходе прокурорской проверки обстоятельств и того, что использование информации поставщиков однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком) возможно только при отсутствии поставщиков услуг по содержанию освещения на территории городского округа «Город Калининград», в то время как на территории соответствующего городского округа имеются иные поставщики данной услуги, в отношении директора МКУ «Калининградская служба заказчика» Демешко А.Л. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, и он привлечен к административной ответственности.
Вина Демешко А.Л. в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- распоряжением о приеме на должность директора Демешко А.Л. № от ФИО9;
- запросом МКУ «Калининградская служба заказчика» от 25.10.2022 в адрес ООО «Балтривер», ООО «Некст», ООО «Горсвет-Регион», ООО «А+С Транспроект», ПАО «Мегафон» СЗФ о предоставлении коммерческих предложений на оказание услуг по содержанию наружного освещения на улицах городского округа «Город Калининград» в 2023-2024 годах;
- техническим заданием на оказание услуг по содержанию наружного освещения на улицах городского округа «Город Калининград» в 2023-2024 годах, в котором описаны срок исполнения контракта, сроки оказания услуг, место оказания услуг, объем и виды услуг, общие требования к оказываемым услугам, состав услуг, с приложениями к нему;
- коммерческим предложением ООО «Горсвет-Регион» на общую сумму 506960692 рубля;
- коммерческим предложением ПАО «Мегафон» на общую сумму 517953349 рублей;
- коммерческим предложением ООО «Некст» на общую сумму 506027693,80 рубля;
- информацией, размещенной в ЕИС Закупки, согласно которой начальная (максимальная) цена контракта объявлена в сумме 510313911,60 рублей;
- обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, составленным работниками контрактной службы ФИО10. и ФИО11 и утвержденным директором МКУ «Калининградская служба заказчика» Демешко А.Л.;
- расчетом к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на сумму 271187043 рубля;
- расчетом к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на сумму 239126868,60 рублей;
- расчетом цены контракта на общую сумму 510313911,60 рублей;
- муниципальным контрактом № на оказание услуг по содержанию наружного освещения на улицах городского округа «Город Калининград» в 2023-2024 годах, заключенным между МКУ «Калининградская служба заказчика» (заказчик) и ООО «Горсвет-Регион» (исполнитель), в соответствии с п. 4.1 которого цена контракта составляет 510313911,60 рублей, с дополнительными соглашениями к нему;
- решением комитета муниципального контроля администрации городского округа «Город Калининград» по результатам проведения внеплановой документарной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и рассмотрения обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в соответствии с которым контрольным органом в сфере закупок согласовано заключение МКУ «Калининградская служба заказчика» контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – ООО «Горсвет-Регион» по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта;
- Уставом ПАО «Мегафон» и выпиской из ЕГРЮЛ, в которых такой вид деятельности как обслуживание наружного освещения улиц отсутствует;
- постановлением прокурора города Калининграда о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 04.08.2023, в котором директор МКУ «Калининградская служба заказчика» Демешко А.Л. указал на свое несогласие, а также другими материалами дела об административном правонарушении.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что в ходе производства по делу существенных нарушений процессуальных требований допущено не было.
Вопреки доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, содержащимся в жалобе, ПАО «Мегафон» деятельность по обслуживание наружного освещения улиц не осуществляет, тогда как предметом представленного в материалы дела муниципального контракта с МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Буйнакска» являлось выполнение мероприятий, направленных на энергоснабжение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения городского округа «город Буйнакск», что не идентично деятельности по содержанию наружного освещения на улицах городских округов.
Ссылка стороны защиты на неправильное определение субъекта административного правонарушения при подготовке аукционной документации иными лицами не влечет освобождение директора МКУ «Калининградская служба заказчика» Демешко А.Л. от административной ответственности, поскольку он является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и в соответствиями с положениями ст. 2.4 КоАП РФ подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо.
Вопреки доводам жалобы, деяние директора учреждения, надлежащим образом не исполнившего свои служебные обязанности, не обеспечившего соблюдение требований законодательства в сфере закупок (в том числе, посредством осуществления контроля за подчиненными сотрудниками), квалифицировано по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и положениями законодательства о контрактной системе.
Оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, на предупреждение не имеется, поскольку деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится (п. 7 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и положения ст. 4.1.1 КоАП РФ к правонарушениям, выявленным в ходе прокурорского надзора, применены быть не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области по делу об административном правонарушении № 184-ДФК-2023/прок от 31 августа 2023 года, вынесенное в отношении директора МКУ «Калининградская служба заказчика» Демешко А.Л., оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградской районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: