УИД 11RS0001-01-2022-001970-68 Дело №2-4002/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мосуновой Е.В.,
при секретаре Вешняковой Н.А.,
с участием истца Мифтахутдинова Р.А.,
представителя ответчиков Оплесниной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 28 декабря 2022 года с использованием систем видеоконференц-связи дело по исковому заявлению Мифтахутдинова Рафика Ахтямовича к ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий содержания и труда в исправительном учреждении, обязании произвести перерасчет заработной платы, взыскании денежной компенсации,
у с т а н о в и л:
Мифтахутдинов Р.А. обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания и труда на территории промышленной зоны в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить заработную плату с учетом особых условий, климатических, вредных и тяжелых, выплатить процессуальные издержки, налоговые сборы и иски, о взыскании денежной компенсации в размере 1000000 руб. В обоснование исковых требований указано, что истец отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. С ** ** ** по ** ** ** был трудоустроен навальщиком-свальщиком в промышленной зоне в лесопильном цехе ДОЦ-1. В период трудоустройства нарушались его права, выплачивалась несправедливая и заниженная заработная плата, условия содержания были ненадлежащими. Здание ДОЦ-1 находится в аварийном состоянии, деревообрабатывающие станки устаревшие, непригодны для эксплуатации, после проведения ремонтных работ станков с использованием самодельных запчастей, проверка станков экспертом, сотрудниками ФКУ ИК-1 не проводилась. Бытовое помещение (раздевалка) в аварийном состоянии, антисанитария. На стенах и потолке грибок и плесень, штукатурка осыпалась, крыша протекала, на стенах и потолке трещины, имелись насекомые, крысы. Отсутствовали горячая вода, питьевая вода, водопроводная вода грязная, с запахом, непригодная для питья. Отсутствовала вентиляция и помещение для сушки рабочей одежды. В бытовом помещении не хватало шкафчиков и вешалок для вещей. Оконные рамы в аварийном состоянии, гнилые, форточка не открывалась. Туалетная комната в цеху отсутствовала, естественную нужду приходилось справлять на улице в деревянной постройке с ямой в середине. Яма переполнена. С ** ** ** по ** ** ** истец был трудоустроен в сушильный комплекс подсобным рабочим. Туалетная комната в данном цеху отсутствует, стоит только один писсуар. Приходилось ходить в туалет в цех погонных изделий (лестранс), который находился в антисанитарных условиях, имел две чаши Генуя, которые между собой не были разделены. Средства индивидуальной защиты выдавали несвоевременно и не в полном объеме. В период с ** ** ** по ** ** ** выход на промышленную зону начинался в 7 часов утра, а окончание работы в 20.00, что нарушало действующее законодательство, за переработку не выплачивалось. Заработная плата выплачивалась без надбавок за вредность, за работу с особыми климатическими условиями, менее минимального размера оплаты труда, якобы из-за невыполнения норм выработки. При этом норма выработки была завышенная, бракованная продукция в норму выработки не засчитывалась. Бракованная продукция была произведена не по вине осужденного, а по причине некачественного материала. В отсутствие материалов нормы выработки не снижали. Питание в столовой на территории промышленной зоны было отвратительным, качество питания низкое, продукты использовались низкого качества, посуда была грязной, с неприятным запахом. Дополнительного питания в связи с работой с вредными условиями не выдавалось. Помещение столовой в аварийном состоянии, антисанитарные условия. На стенах и потолке грибок, плесень, крыша течет, крысы, насекомые, возле входа в столовую помойка. Столов и сидячих мест не более чем на 30-40 осужденных, на всех не хватало, в связи с чем приходилось стоять в очереди, также не хватало вешалок для одежды. Окна отсутствовали, при этом, помещение не было оборудовано принудительной вентиляцией, не проветривалось. Не хватало раковин для мытья рук, была всего одна раковина. С ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** Мифтахутдинов Р.А. был трудоустроен в центральную котельную, где его без приказа меняли на рабочем месте, не выдавалось дополнительное питание за работу на вредном производстве. С ** ** ** по ** ** ** истец был трудоустроен в лесопильном цехе ДОЦ-1, условия труда были аналогичные описанным выше. В душевой комнате на территории промышленной зоны ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми отсутствовали кабинки, санитарно-гигиенические условия не соблюдались, плесень, грибок, ржавчина на трубах и лейках, пол был скользким, леек, времени на помывку не хватало. Переводы истца с одного объекта на другой производились без желания, обращений истца, администрация учреждения препятствовала погашению исков истцом.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков заместитель начальника - директор Центра трудовой адаптации осужденных УФСИН России по Республике Коми Палев Андрей Васильевич, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, заинтересованных лиц филиал МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, начальник ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Игнатов Николай Сергеевич.
В соответствии с определением суда от ** ** ** суд перешел к рассмотрению требований Мифтахутдинова Р.А. об оспаривании условий содержания и труда в исправительном учреждении, об обязании произвести перерасчет заработной платы, о взыскании денежной компенсации по правилам гражданского судопроизводства.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, указав также в обоснование иска, что при трудоустройстве не проводились предварительные и ежегодные медицинские осмотры.
Представитель административных ответчиков заявленные требования не признала, указав, что существенных нарушений прав административного истца не допускалось.
Иные лица, участвующие в деле, участия в судебном заседании не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав доводы присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела и все представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с положениями Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных (часть 1 статьи 103).
Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 104).
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу положений абзаца четвертого и абзаца четырнадцатого части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Этим правам работника корреспондируют обязанности работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзацы четвертый и шестнадцатый части 2 статьи 22 ТК РФ).
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда (абзац второй части 1 статьи 210 ТК РФ).
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзацы второй и тринадцатый части 1 статьи 219 ТК РФ).
В силу ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Согласно части 2 статьи 213 Трудового кодекса РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности. Это право работника реализуется исполнением работодателем обязанности создавать такие условия труда. При получении работником во время исполнения им трудовых обязанностей травмы или иного повреждения здоровья ему в установленном законодательством порядке возмещается материальный и моральный вред.
В силу ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является осужденным и отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с ** ** **
Рассматривая требования истца о ненадлежащих условиях содержания при работе в ДОЦ- 1, суд приходит к следующему.
Истец привлечен к оплачиваемому труду на основании приказа от ** ** ** №...-ос навальщиком-свальщиком лесоматериалов лесопильного цеха ДОЦ-1 со сдельной оплатой труда с ** ** **.
Приказом от ** ** ** №...-ос переведен подсобным рабочим сушильного цеха ДОЦ-1 со сдельной оплатой труда с ** ** **
Приказом от ** ** ** №...-ос освобожден от исполнения трудовых обязанностей с ** ** **, с компенсацией за неиспользованный отпуск 8 рабочих дней.
Приказом от ** ** ** №...-ос трудоустроен машинистом (кочегаром) котельной центральной котельной с ** ** ** с повременной оплатой труда. Установлена доплата за работу в тяжелых, вредных условиях труда 4 процента.
Приказом от ** ** ** №...-ос переведен подсобным рабочим 2 разряда центральной котельной с ** ** ** с повременной оплатой труда с ** ** **.
Приказом от ** ** ** №...-ос переведен машинистом (кочегаром) котельной центральной котельной с ** ** ** со сдельной оплатой труда. Установлена доплата за работу в тяжелых, вредных условиях труда 4 процента.
Приказом от ** ** ** №...-ос предоставлен очередной отпуск в количестве 12 дней.
Приказом от ** ** ** №...-ос освобожден от исполнения трудовых обязанностей с ** ** **, без выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск и без удержаний за неотработанные дни.
Приказом от ** ** ** №...-ос привлечен машинистом (кочегаром) котельной центральной котельной с ** ** ** со сдельной оплатой труда. Установлена доплата за работу в тяжелых, вредных условиях труда 4 процента.
Приказом от ** ** ** №...-ос освобожден от исполнения трудовых обязанностей с ** ** **, без выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск и без удержаний за неотработанные дни.
Приказом от ** ** ** №...-ос привлечен машинистом (кочегаром) котельной центральной котельной с ** ** ** с повременной оплатой труда. Установлена доплата за работу в тяжелых, вредных условиях труда 4 процента.
Приказом от ** ** ** №...-ос освобожден от исполнения трудовых обязанностей с ** ** **, без выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск и без удержаний за неотработанные дни.
Приказом от ** ** ** №...-ос привлечен машинистом (кочегаром) котельной центральной котельной с ** ** ** с повременной оплатой труда. Установлена доплата за работу в тяжелых, вредных условиях труда 4 процента.
Приказом от ** ** ** №...-ос освобожден от исполнения трудовых обязанностей с ** ** **, с выплатой денежной компенсации за 3 р.д. неиспользованного отпуска.
Приказом от ** ** ** №...-ос привлечен сортировщиком материалов и изделий из древесины ДОЦ-1 с ** ** **. Установлена доплата за работу в тяжелых, вредных условиях труда 4 процента.
Приказом от ** ** ** №...-ос освобожден от исполнения трудовых обязанностей с ** ** **, с выплатой денежной компенсации за 2 р.д. неиспользованного отпуска.
Согласно справке инженера производственного отдела ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, здание большого лесозавода (далее-ДОЦ-1), расположенное по адресу ..., общей площадью ... кв.м., находится в удовлетворительном состоянии и пригодно для работы.
В ДОЦ-1 деревообрабатывающее оборудование находится в удовлетворительном состоянии и пригодно к работе. Для обеспечения бесперебойной работы деревообрабатывающего цеха и обеспечения работой осужденных ежеквартально проводится диагностика оборудования, при необходимости замена непригодных частей бригадой ремонтно-механической мастерской. Своевременно принятые меры начальником участка по поддержанию работы оборудования в надлежащем состоянии и наличии сырья на территории учреждения позволяет осужденным, трудоустроенным в ДОЦ-1, выполнять норму выработки в полном объеме. В ** ** ** за счет прибыли, полученной от приносящей доход деятельности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, для ДОЦ-1 были приобретены через электронный способ закупки 4 станка (станок заточной, станок многопильный кромкообрезной, станок двухвальный дисковый, станок двухвальный брусовочный). ** ** ** в ДОЦ-1 проведена замена оборудования.
Санитарно-бытовые условия ДОЦ-1 находятся в удовлетворительном состоянии, пригодны для работы осужденных. Для обеспечения безопасных условий труда осужденным, занятым на объектах с вредными условиями труда в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, администрацией учреждения в соответствии со ст.109 Трудового кодекса РФ, предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. А также осужденным предоставляется оборудованное помещение для обогрева и отдыха. В данных помещениях проведены косметические ремонты, стены покрашены водоэмульсионной краской. Плесень, грибок отсутствует. В каждом помещении имеются шкафы для хранения сменой одежды на каждого осужденного из расчета 1 смены, помещение оборудовано двумя окнами, проветривание помещения осуществляется естественным способом. Так же в бытовом помещении установлен стол, лавки для отдыха осужденных в технологический перерыв, бачок с питьевой водой и проведено централизованное водоснабжение.
Санитарная комната (туалет) располагается на улице в виде помещения, выполненного в деревянном исполнении с выгребной ямой. Санитарно-гигиеническое состояние туалета находится в надлежащем состоянии. В туалете проводится ежедневная уборка. В холодное время суток осужденным не запрещается пользоваться санузлами, расположенными в близлежащих отапливаемых цехах (столярный цех, швейный цех).
Здание мебельного цеха (цех строжки пиломатериалов), расположенное по адресу ..., общей площадью ... кв.м., находится в удовлетворительном состоянии и пригодно для работы.
В данном помещении имеются 3 бытовых отапливаемых помещения, в которых расположены скамейки, столы, проведено централизованное водоснабжение и установлены 26 деревянных шкафчиков для хранения сменой одежды на каждого осужденного из расчета 1 смены (22 человека).
Деревообрабатывающее оборудование, установленное в цехе строжки, современное находится в исправном состоянии. Замены запасных частей не требует.
Санитарная комната (туалет) находиться в удовлетворительном состоянии, комната оборудована двумя санузлами и раковиной. Уборка помещения проводится ежедневно.
Ежегодно производится текущий ремонт кровли здания, в ... году выполнен капитальный ремонт. Протечки кровли и антисанитарное состояние исключено.
Помывка осужденных после окончания рабочего дня осуществляется в душевой, расположенной на территории промышленной зоны. В душевой имеется раздевалка и помещение для помывки. Раздевалка оснащена вешалками и скамейками для переодевания осужденных, помывочное помещение оснащено 3 лейками. Пол и стены покрыты кафелем. Ежедневно производится влажная уборка, дезинфекция раздевалки и помывочной. Время для приема душа распределено между осужденными пропорционально количественному составу бригады.
На объектах промышленной зоны ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, таких как ДОЦ №..., цех строжки материалов и т.д. дератизация не проводится, так как в соответствии с СанПиН 3.3686-21 данные участки не входят в перечень объектов, имеющих особое эпидемиологическое значение.
В период обострения санитарно - эпидемиологической обстановки в Российской Федерации (COVID-19) с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания, на объектах пром.зоны учреждения проводилась работа по дезинфекции помещений с применением дезинфицирующего средства - дезарин. Способом протирания обработаны полы, стены, подоконники, двери, дверные ручки, санитарные узлы, перила лестничных маршей.
Питание осужденных, трудоустроенных на объектах промышленной зоны ФКУ ИК- 1, осуществляется в столовой промышленной зоны. Питание осуществляется согласно графика. Столовая представляет собой помещение площадью 300 кв.м., потолок обработан побелкой, стены и пол покрыты кафелем, что позволяет производить влажную уборку и дезинфекцию помещения. Столовая оснащена 5 столами - 40 посадочных мест, столом для раздачи пищи, 2 раковинами и санузлом. Так же ежегодно в помещении столовой производится косметический ремонт.
Приготовление пищи спецконтингента организовано в соответствии с нормами питания постановления правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Приём пищи довольствующимися производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения. На все продукты, завозимые в столовую, имеются сертификаты соответствия и удостоверения качества. Пища готовится по утвержденным меню-раскладкам отдельно по каждой норме. Обработка продуктов и приготовление пищи производится с соблюдением обязательных правил и санитарных требований.
Качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов ежедневно контролируется оперативным дежурным и медицинским работником, о чем свидетельствуют записи в книгах «Учета контроля за качеством приготовления пищи».
На все продукты, завозимые в столовую, в том числе свежие овощи имеют сертификаты соответствия и удостоверения качества. Свежие овощи для питания спецконтингента поступают в централизованном порядке с базы ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми и закладываются в спец. закрома учреждения ФКУ ИК-1.
Доставка пищи из столовой в промышленную зону осуществляется в специальных термостатах, сохраняющих температуру пищи в горячем состоянии. Каждое наименование блюда в отдельном термостате.
Согласно акту проверки ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от ** ** ** №..., промышленная зона ФКУ ИК-1 представлена швейным производством и деревообрабатывающим производством. Перед приемом на работу осужденные проходят медицинский осмотр с оформлением допуска к работам в амбулаторных картах. В ходе проверки осуществлялись замеры параметров микроклимата и уровня освещенности с использованием приборов «Метеоскоп-М» и «Люксметр-Яркомер». Результаты замеров соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах». Цеха оборудованы централизованным холодным водоснабжением и канализацией. Горячее водоснабжение и отопление осуществляется от котельной ИК-1. Во всех цехах промышленной зоны ФКУ ИК-1 имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи. Питание осужденных, работающих в промышленной зоне ФКУ ИК-1, осуществляется в столовой учреждения. Питьевой режим организован посредством кипячения холодной воды в чайниках в каждом цехе (у осужденных имеются индивидуальные кружки). Средствами индивидуальной защиты работники обеспечены в полном объеме. Хранение верхней одежды в цехах упорядочено (имеются специальные шкафы). Общее санитарное состояние производственных помещений удовлетворительное. Число работающих на производстве в деревообрабатывающем цеху – 29 осужденных, из них на ДОЦ-1 – 25 человек, на ДОЦ-3 – 4 человека. В помещениях вентиляция естественная (окна). Над рабочими местами имеются местные вентиляционные системы. В покрытиях стен и пола дефектов не имеется. Для рабочих оборудовано помещение для сушки одежды и обуви, а также для отдыха и обогрева. Санитарный узел представлен надворным туалетом. Имеется график проведения влажных и генеральных уборок на ... год. Уборочный инвентарь промаркирован, его хранение упорядочено. На швейном производстве – 87 работающих. Вентиляция помещений естественная через окна, также оборудована приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Искусственное освещение представлено светильниками общего и местного освещения. Санитарно-бытовые помещения: два санузла (писсуар 1, унитазов 6, раковин 3), помещение для отдыха.
Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях представлены представления в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми за спорный период, согласно которым по указанным административным истцом нарушениям представления в адрес ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми не вносились.
Отсутствие горячего водоснабжения в промышленной зоне не является нарушением, поскольку промышленная зона не является жилым объектом.
Расположение туалета на улице не влечет нарушения прав административного истца.
Наличие иных, указанных административным истцом нарушений, в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения. Допустимые доказательства этому в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, основания для взыскания в пользу истца компенсации за ненадлежащие условия содержания, выраженные в не обеспечении надлежащих санитарных и бытовых условий, в данной части отсутствуют.
Рассматривая доводы административного истца в части не обеспечения безопасных условий труда, выплате заработной платы без учета работы в особых климатических условиях и менее минимального размера оплаты труда, суд приходит к следующему.
Как указано выше и следует из справки инженера производственного отдела ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, деревообрабатывающее оборудование находится в удовлетворительном состоянии и пригодно к работе, в ** ** ** приобретены новые станки, ** ** ** в ДОЦ-1 проведена замена оборудования.
Представления Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по не обеспечению безопасных условий труда в части непригодных станков для работы в адрес ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми не вносились.
Таким образом, доводы административного истца в части не обеспечения безопасных условий труда в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.
В силу ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением осужденными трудовой деятельности в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, которая в свою очередь, обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Таким образом, трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания.
Труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения (ст.129 УИК РФ). Права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу в том объеме, в котором они предусмотрены ТК РФ.
При привлечении осужденных к труду осужденные не могут рассматриваться в качестве работников, поскольку отношения по привлечению осужденных к труду трудовыми отношениями применительно к ТК РФ (ст.15) в полной мере не являются. Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (ст.9 УИК РФ) и обязанность (ст.11 и 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
Между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не свободным волеизъявлением осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые отношения, регулируемые исключительно и безусловно ТК РФ.
Учитывая изложенное, конституционные права осужденных, отбывающих по приговору суда наказание в местах лишения свободы, ограничены законом, поэтому на указанных лиц распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации только в части, допускаемой и предусмотренной уголовным и уголовно-исполнительным законодательством с соблюдением установленных законом изъятий и ограничений. В соответствии с ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ на осужденных распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации, регулирующие материальную ответственность осужденных к лишению свободы, продолжительность рабочего времени, правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно ч.3 ст.155 ТК РФ, при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.
В силу положений ч.1 ст.105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (часть 2 статьи 105 УИК РФ).
В силу части 3 статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 105 УИК РФ и статьи 133 ТК РФ осужденным, отработавшим определенную на месяц норму времени и выполнившим доведенную норму выработки, производится доплата до МРОТ рабочим-сдельщикам - за индивидуальное выполнение нормы выработки отработавшим полностью определенную на месяц норму рабочего времени.
По информации представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-1 при коллективной (бригадной) сдельной системе оплаты труда заработная плата начисляется на основе коллективных, комплексных сдельных расценок.
Комплексная сдельная расценка применяется для оплаты труда рабочих бригад, в состав которых входят рабочие разных профессий, и определяется путем деления суммы тарифных ставок всех рабочих, входящих в состав бригады, и установленной нормы выработки на бригаду.
Начисление заработной платы работникам бригады осуществляется на основе единого наряда по конечным (коллективным) результатам работы бригады.
Оплата по конечному результату представляет собой определение коллективного заработка бригады по количеству изготовленной бригадой продукции и соответствующим комплексным расценкам. При этом продукция, не прошедшая полного технологического цикла производства, не учитывается.
Общий сдельный заработок бригады определяется умножением комплексной сдельной расценки на количество произведенной бригадой продукции в расчетном периоде.
Начисление заработной платы рабочему бригады осуществляется делением группового (коллективного) заработка на сумму коэффициенто-дней бригады и умножением на количество коэффициенто-дней рабочего.
Основанием для расчета нормы выработки ДОЦ-1, занятой на распиловке пиловочного сырья является производительность задействованного в производственном процессе оборудования.
Расценка рассчитывается путем умножения нормы времени на часовую тарифную ставку, определенную путем деления месячного оклада работника, установленного приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624, на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году, устанавливаемое по производственному календарю с учетом продолжительности рабочего времени.
Распределение общего сдельного заработка между рабочими бригады производится пропорционально времени, отработанному фактически каждым рабочим за расчетный период, в соответствии с присвоенными им тарифными разрядами, с использованием межразрядных коэффициентов.
За весь период трудоустройства Мифтахутдинова Р.А. заказчиками осуществлялась бесперебойная поставка сырья, что обеспечивало работой ДОЦ-1 сушильный комплекс. В связи с полной загрузкой цеха сырьем работники были обеспечены работой для выполнения установленных норм.
Административным ответчиком также указано, что в случаях, когда размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших норму труда (норму выработки не ниже 100%), оказывается ниже минимального размера оплаты труда, этим осужденным производится доплата до минимального размера оплаты труда, установленного законодательством в соответствии со ст. 133 ТК РФ, ст. 105 УИК РФ.
С учетом анализа представленных документов, суд приходит к выводу о том, что начисление заработка обоснованно производилось администрацией учреждения за фактически отработанный труд и объем выполнения - норму выработки.
Доводы истца о необходимости выплаты ему надбавок за работу в особых климатических условиях, суд не может принять во внимание, поскольку действие Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на осужденных не распространяется.
Таким образом, нарушение ответчиком трудовых прав истца при начислении заработной платы судом не установлено.
Однако согласно амбулаторной карты медицинские осмотры, связанные с допуском Мифтахутдинова Р.А. к выполнению тех или иных работ не зафиксированы.
В силу ст.69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
На основании ст.324 ТК РФ заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей, допускается при наличии у них медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях.
В соответствии со ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н утверждены Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), в п.4.4 которого предусмотрены работы, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н утверждены Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников; Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры.
Приказом Минтруда России № 988н, Минздрава России №1420н от 31.12.2020 утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Каких–либо оснований для освобождения ФКУ ИК–1 УФСИН России по Республике Коми от обязанности проводить предварительные и периодические медицинские осмотры в установленном порядке установлено не было.
Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 №290н (далее - Межотраслевые правила).
В силу пунктов 4, 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств, форма которой приведена в приложении к данным Правилам.
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н, пункт 56 которого содержит нормы выдачи средств индивидуальной защиты для машинистов (кочегаров) котельных.
Представлением Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ** ** ** №... установлен факт не обеспечения Мифтахутдинова Р.А. костюмом от повышенных температур и каской защитной.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации степень нравственных или физических страданий должны оцениваться судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Не проведение при привлечении истца к работе медицинских осмотров, не обеспечение истца в полном объеме специальной одеждой с очевидностью свидетельствует о причинении ему нравственных страданий в связи с нарушением его трудовых прав.
С учетом всех обстоятельств дела, характера и объема причиненных истцу нравственных страданий, в том числе с учетом длительности привлечения к труду без медицинских осмотров, специальной одежды, а также с учетом того, что при проведении осмотров врачом медицинской части противопоказания к работе не выявлены, суд полагает разумной и справедливой денежную компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Положения ст.1071 ГК РФ предусматривают, что в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ч.3 ст.125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно п. 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Исходя из Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», именно ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, в связи с чем является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
В удовлетворении же исковых требований Мифтахутдинова Р.А. в остальной части следует отказать.
Руководствуясь ст. 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Мифтахутдинова Рафика Ахтямовича удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Мифтахутдинова Рафика Ахтямовича, ..., денежную компенсацию в сумме 15 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Мифтахутдинова Рафика Ахтямовича к ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, заместителю начальника - директору Центра трудовой адаптации осужденных УФСИН России по Республике Коми Палеву Андрею Васильевичу, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в остальной части отказать отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Мосунова