Решение по делу № 3а-137/2021 от 03.03.2021

Административное дело № 3а- 137/2021

21OS0000-01-2020-000216-82

                                 

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 апреля 2021 года                                                       г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ленковского С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарями Филипповым К.С. и Львовой Е.В.,

с участием прокуроров отдела прокуратуры Чувашской Республики Яковлева А.Г. и Карлиной О.В.,

представителей административного ответчика – Главы Чувашской Республики Николаева О.А. – Егоровой Т.М.,

заинтересованного лица – администрации Главы Чувашской Республики Егоровой Н.Ф. и Силовой Л.В.,

административных истцов Васильевой Т.М. и Медведева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильевой Т.М., Максимовой Е.А., Никитиной Н.Г. и Медведева В.В. о признании недействующим Указа Главы Чувашской Республики от 23.11.2020 года №294 « О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166» в части перевода образовательных программ с 24 ноября по 5 декабря 2020 года для обучающихся 9-11 классов образовательных организаций, расположенных на территории г. Чебоксары и Новочебоксарска Чувашской Республики на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий,

установил:

30 января 2020 года по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение.

Данный термин в Международных медико-санитарных правилах определяется как экстраординарное событие, представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и могущее потребовать координированных международных ответных мер.

Ввиду дальнейшего развития вспышки заболевания государства-члены Всемирной организации здравоохранения должны предусмотреть варианты предотвращения проникновения болезни на новые территории или сокращения передачи вируса от человека человеку на тех территориях, где уже имеет место распространение COVID-19. К числу мер, которые для достижения этих целей могут быть приняты системой общественного здравоохранения, относится ограничение передвижения и отделение здоровых граждан, возможно подвергавшихся воздействию вируса, от остального населения в целях наблюдения за симптомами и раннего выявления случаев заболевания. Ограничения должны вводиться в рамках комплексного пакета мер реагирования системы общественного здравоохранения и мер сдерживания распространения заболевания в соответствии с нормами Международных медико-санитарных правил.

11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

31 января 2020 года Правительством Российской Федерации принято Постановление №66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», которым в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Согласно Указу № 206 от 25 марта 2020 года Президентом Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации установлены с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, а в дальнейшем Указом № 239 от 2 апреля 2020 года в пункте 2 предписано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

Начиная с 1 апреля 2020 года распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 28 марта 2020 года на территории Чувашской Республики Главой Чувашской Республики были приняты Указ №84 «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (утративший к настоящему времени силу), Указ от 3 апреля 2020 года № 92 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики».

Указ Главы Чувашской Республики №92 от 3 апреля 2020 года признан утратившим силу в связи с изданием Указа от 20 июня 2020 года № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики».

Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года №166 вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" http://www.cap.ru, 20.06.2020, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.06.2020, и в печатном издании «Вести Чувашии», № 25, 27.06.2020).

Указом Главы Чувашской Республики от 23.11.2020 года №294 «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166» внесены изменения путем внесения дополнительного пункта 2.2 следующего содержания: Установить, что с 24 ноября по 5 декабря 2020 года включительно реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся:

9-11 классов образовательных организаций, расположенных на территории г. Чебоксары и Новочебоксарска Чувашской Республики;

организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики.

Кроме того, указанным Указом внесены иные изменения и дополнения в ранее изданный Указ, которые в рассматриваемом административном иске не рассматриваются, поскольку никем не обжалуются.

Данный Указ вступил в силу с 24 ноября 2020 года, опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" http://www.cap.ru, 23 ноября 2020, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25. 11.2020, и в печатном издании «Вести Чувашии», № 48, 04.12.2020.

Указом Главы Чувашской Республики от 12.02.2021 №15 п.2.2 Указа Главы Чувашской Республики от 20.06.2020 №166 признан утратившим силу.

Васильева Т.М., Максимова Е.А., Никитина Н.Г. и Медведев В.В., обратились в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим с момента опубликования Указ Главы Чувашской Республики №294 от 23 ноября 2021 года «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166», принятого Главой Чувашской Республики Николаевым О.А., в части установления с 24 ноября по 5 декабря 2020 года включительно реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся 9-11 классов образовательных организаций, расположенных на территории г. Чебоксары и Новочебоксарска Чувашской Республики.

В обоснование требования административные истцы ссылаются на то, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются их права, поскольку они имеют несовершеннолетних детей, которые являются учащимися, подпадающими под действие оспариваемого Указа. Приводят доводы о том, что ограничивать детей в посещении школ в период коронавирусной инфекции (COVID -19) является необоснованным и незаконным. При поступлении в школу дети были зачислены на очную форму обучения, в Уставе школ отсутствует возможность дистанционного обучения, закона о дистанционном обучении не имеется, своего согласия на такой перевод обучения они не давали. Право на образование гарантировано статьей 43 Конституции Российской Федерации (далее Конституция). Конституционные права граждан согласно статье 18 Конституции являются непосредственно действующими и могут быть ограничены только в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии со статьей 56 Конституции. На территории Чувашской Республики правительством Российской Федерации не вводился режим чрезвычайного положения, а Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не вводился карантин. По мнению истцов, оспариваемой нормой нарушены права детей на очное образование, чем нарушена статья 18 Конституции. Также указывают на то, что согласно статей 11, 11.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статей 5,1 и 6 Федерального закона «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» не правомочен самостоятельно вводить какие – либо нормативные акты, затрагивающие санитарные нормы и правила.

В судебном заседании административные истцы Васильева Т.М. и Медведев В.В., действующий в своих интересах и интересах Васильевой Т.М., административный иск поддержали; представитель административного ответчика Егорова Т.М. административный иск не признала; представители заинтересованного лица Администрации Главы Чувашской Республики Силова Л.В. и Егорова Н.Ф. высказали мнение о необоснованности административного иска; прокурор прокуратуры Чувашской Республики Карлина О.В. дала заключение о необоснованности административного иска.

Административные истцы Максимова Е.А. и Никитина Н.Г., надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, подтверждением чему имеются уведомление о получении ими судебного извещения, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Заинтересованное лицо ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике» извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, письменные возражения не представил.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения дела в апелляционном порядке.

В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Выслушав пояснения административных истцов, представителей ответчика, заинтересованных лиц, изучив письменные возражения сторон, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Указ Главы Чувашской Республики № 166 являлся предметом нормоконтроля Верховного Суда Чувашской Республики и Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции и признан законным.

Согласно возражения на административное исковое заявление заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – Министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Салаевой А.Л. оспариваемый нормативно - правовой акт постановлен в соответствии с полномочиями Главы Чувашской Республики, не противоречит статье 43 Конституции Российской Федерации и другим законам и подзаконным актам, действовал короткий промежуток времени и направлен на замедление и прекращение передачи новой коронавирусной инфекции.

Согласно возражению на административное исковое заявление Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемый нормативно- правовой акт принят уполномоченным органом, в соответствии с действующими федеральными законами, направленными на защиту жизни и сохранению здоровья людей, в пределах полномочий Главы Чувашской Республики, в надлежащей форме, в соответствии с установленным порядком, не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, согласуются с конституционно-значимыми целями, оправданы необходимостью создания условий для предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Чувашской Республики.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ обязывает граждан Российской Федерации соблюдать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Положения пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривают, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 68 Конституции Чувашской Республики предусмотрено, что Глава Чувашской Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Чувашской Республики.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

Статьей 73 Конституции Чувашской Республики предусмотрено, что Глава Чувашской Республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Чувашской Республики (ч. 1). Указы и распоряжения Главы Чувашской Республики не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и законам Чувашской Республики (ч. 2).

Согласно п.2 Указа Президента Чувашской Республики № 110 от 21 ноября 2001 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики» акты Главы Чувашской Республики, акты Кабинета Министров Чувашской Республики подлежат официальному опубликованию в республиканской газете «Вести Чувашии», на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cap.ru) в течение семи дней после дня их подписания, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Официальным опубликованием актов Главы Чувашской Республики, актов Кабинета Министров Чувашской Республики считается первая публикация их полного текста в республиканской газете «Вести Чувашии» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cap.ru) (п. 3 Указа № 110).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона Чувашской Республики от 04.03.2016 № 4 (ред. от 04.06.2019) «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики и экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики» (принятого ГС ЧР 25.02.2016), оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

Судом установлено, что 20 июня 2020 года временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики принят Указ № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики».

20 июня 2020 года Указ № 166 опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики 28 марта 2020 года, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) Указ был опубликован 22 июня 2020 года.

Пунктом 14 Указа № 166 предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

27 июня 2020 года текст данного Указа опубликован в номере № 25 от 27 июня 2020 года газеты «Вести Чувашии».

Предметом нормоконтроля служит п.2.2 Указа Главы Чувашской Республики от 20.06.2020 №166 ( в редакции от 23.11.2020), действующий до 12 февраля 20-21 года, в части учащихся 9 -11 классов.

Согласно положений ст. 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «з» ч. 1).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 26.1 ФЗ № 184 от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

При этом согласно абз. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в частности, вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно преамбулы данного закона, действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В статье 1 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ приведены понятия:

чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1);

предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).

При этом в статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 ФЗ № 68-ФЗ предусмотрено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11);

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м» пункта 1 статьи 11).

Положениями п. 10 ст. 4.1 ФЗ № 68 предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия (пп. «д»).

Согласно пункта 7 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, вышеприведенными положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Пунктом 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794, предусмотрено, что решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794, решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются, в том числе перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации.

Согласно подпункту «б» пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794, основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме повышенной готовности являются, в том числе принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

Согласно ст. 63 Конституции Чувашской Республики, Чувашская Республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Российской Федерации и Чувашской Республики, в пределах и формах, определенных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Конституцией Чувашской Республики, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики.

Согласно ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52 – ФЗ « О санитарно – эпидемиологическом благополучии к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» установлено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные технологии и электронное обучение. Указанная форма обучения была введена указанным законом с момента его принятия и являются одним из видов реализации образовательных программ.

Также указанный порядок закреплен в приказе Министерства образования и науки от 23 августа 2017 года № 816 и от 17 марта 2020 года №103.

Частью 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования.

Проанализировав установленные в указанной части обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и Главой исполнительной власти Чувашской Республики в соответствии с возложенными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации полномочиями; форма оспариваемого нормативного правового акта, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены. Оспариваемый нормативный акт принят в установленной законом форме и в установленном законом порядке, вступил в силу.

Проверяя в соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Согласно положениям ст.ст. 18, 21 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), ст. 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации (часть 3).

Как изложено выше, по решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Данным Постановлением (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66) в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV)

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Положениями ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе:

принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;

введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

В соответствии с положениями ст. 1 в корреспонденции с п. 1 ст. 31 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ограничительные мероприятия (карантин) это административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (пункт 2 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Как следует из положений ст. 8 Закона Чувашской Республики от 15.04.1996 № 7 «О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Указа № 166), Глава Чувашской Республики:

- принимает решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- принимает решение о создании органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона.

Согласно подпункта «а» пункта 20 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2005 г. № 17 «О территориальной подсистеме Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», решениями руководителей органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, на территориях которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил ТП РСЧС Чувашской Республики может устанавливаться режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

На основании приведенных норм федерального и регионального действующего законодательства к полномочиям Главы Чувашской Республики, как высшего должностного лица Чувашской Республики, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти Чувашской Республики, отнесено:

введение режима повышенной готовности;

принятие нормативных правовых актов в области защиты населения;

принятие решений, определяющих основные направления политики и организации защиты населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

определение перечня мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности;

принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать деятельность организаций различных форм собственности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

С учетом изложенного, вопреки утверждениям административных истцов, Глава Чувашской Республики обладает достаточными полномочиями и компетенцией для принятия оспариваемого Указа, а принятые ограничительные меры применительно к учащимся 9 -11 классов образовательных учреждений, находящихся на территории городов Чебоксары и Новочебоксарска соответствуют закону и не нарушают права на получение образования.

В связи с изложенным являются необоснованными и доводы административных истцов относительно несоответствия оспариваемого Указа Главы Чувашской Республики положениям Конституции Российской Федерации и другим федеральным законам.

Оспариваемые в рамках настоящего иска положения Указа № 294 не содержат положений, умаляющих права человека, унижающих человеческое достоинство.

С учетом приведенных норм права, а также наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации и территории Чувашской Республики, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, нормативный правовой акт в его оспариваемой части, направлен прежде всего на защиту учащихся, их здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019). Указанные меры, введенные оспариваемым Указом на территории субъекта Российской Федерации – Чувашской Республики, безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В связи с чем не подлежат правовой оценке в рамках абстрактного нормоконтроля доводы административных истцов о нецелесообразности и отсутствии реальной необходимости мер, принятых оспариваемым Указом.

Как указывалось выше, в силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Утверждение административных истцов о том, что Указом в оспариваемой его части нарушено права на образования, является необоснованным, поскольку процесс образования не прекращался.

Довод административных истцов о том, что на электронном обучении с применением дистанционных образовательных технологий, ухудшилось качество образования, не является предметом данного судебного разбирательства и не влияет на законность оспариваемого Указа.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый Указ № 284 от 23 ноября 2020 года в оспариваемой его части принят в соответствии с нормами международного права, Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и не противоречат нормам федерального законодательства, в том числе вышеуказанным федеральным законам: Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральному закону №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку Указ № 294 Главы Чувашской Республики, в оспариваемой в рамках настоящего дела части, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Васильевой Татьяны Михайловны, Максимовой Елены Александровны, Никитиной Надежды Геннадьевны и Медведева Вячеслава Владимировича к Главе Чувашской Республики Николаеву О.А. о признании недействующим в части пункта 2.2 Указа № 294 от 23 ноября 2020 года « О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166» в части перевода образовательных программ с 24 ноября по 5 декабря 2020 года для обучающихся 9-11 классов образовательных организаций, расположенных на территории г. Чебоксары и Новочебоксарска Чувашской Республики на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий отказать.

Решение суда или сообщение о настоящем решении суда опубликовать в республиканской газете "Вести Чувашии" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий С.В. Ленковский

Мотивированный текст решения изготовлен 27 апреля 2021 года.

3а-137/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильева Татьяна Михайловна
Медведев Вячеслав Владимирович
Никитина Надежда Геннадьевна
Максимова Елена Алексеевна
Прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
Глава Чувашской Республики
Другие
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидимологии в Чувашской Республики-Чувашии"
Упарвление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Чувашии
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Ленковский С.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
03.03.2021Регистрация административного искового заявления
03.03.2021Передача материалов судье
09.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее