Решение по делу № 2а-2265/2021 от 06.05.2021

копия

Дело № 2а-2265/2021

УИД 24RS0040-01-2021-002256-03

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2021 года                               город Норильск

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Фомушиной М.А., при секретаре судебного заседания Колесниковой Е.В., с участием представителя административного истца Беловой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Норильска к Агентству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края о признании незаконным предписания от 24 февраля 2021 года «Об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и акта проверки органа местного самоуправления от 24 февраля 2021 года

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Норильска обратилась в Норильский городской суд с административным иском, в котором оспаривала предписание Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от 24 февраля 2021 года «Об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также акт проверки органа местного самоуправления от 24 февраля 2021 года мотивируя заявленные требования тем, что оспариваемые документы поступили в Администрацию города Норильска 19 марта 2021 года по результатам внеплановой документарной проверки в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, проводимой административным ответчиком в период с 27 января по 24 февраля 2021 года. 31 марта 2021 года поданы возражения руководителю Агентства, ответ не получен. С выводами проверки о нарушениях, изложенных в предписании, не согласны, поскольку в 2015 году в соответствии с муниципальным контрактом от 01 июня 2015 года разработана проектная, сметная и рабочая документация «Создание муниципальной системы оповещения города Норильска», закуплены технические средства оповещения (оборудование) и произведены строительно-монтажные и пуско-наладочные работы. Выполнено сопряжение МСО города Норильска с автоматизированной системой централизованного оповещения гражданской обороны Красноярского края, произведено подключение к сетям связи цифрового эфирного телевизионного вещания, аналогового эфирного телевизионного вещания и аналогового эфирного радиовещания оператора связи Филиал ФГУП РТРС «Красноярский КРТПЦ», проведены испытания комплекса программно-технических средств оповещения МСО города Норильска, комиссией составлен акт от 15 декабря 2015 года о приемке в постоянную эксплуатацию. МСО города Норильска обеспечивает передачу сигналов оповещения по сетям связи цифрового эфирного телевизионного вещания, аналогового эфирного телевизионного вещания и аналогового эфирного радиовещания оператора связи Филиал ФГУП РТРС «Красноярский КРТПЦ» и передачу звуковых сигналов и речевых сигналов оповещения через оконечные средства оповещения населения (громкоговорители). С 01 января 2016 года комплекс программно-технических средств оповещения МСО города Норильска введен в постоянную эксплуатацию. Основным режимом функционирования является – автоматизированный. Зона действия МСО города Норильска: зоны оповещения населения по телеканалам и радиоканалам (Центральный район (за исключением п. Снежногорск), районы Талнах и Кайеркан – до 99% населения), зоны уличного оповещения населения (район Кайеркан – 12% населения). Кроме того, проводится совершенствование (развитие, дооборудование) МСО города Норильска: заключено соглашение об информационном взаимодействии между ЕДДС города Норильска и Отделом МВД России по г. Норильску, разработан план организации информирования (оповещения) населения города Норильска подвижными средствами оперативных служб. В соответствии с муниципальным контрактом ( от 25 июня 2018 года разработана проектная, сметная и рабочая документация «Создание подсистемы комплекса программно-технических средств оповещения муниципальной системы оповещения города Норильска». 16 июля 2018 года утверждено Положение о муниципальной системе оповещения муниципального образования город Норильск. Подписано соглашение о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения с КГКУ «Центр обеспечения реализации полномочий в областях гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Красноярского края, Управлением ГО и ЧС г. Норильска, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». 20 сентября 2019 года поступило сообщение о расторжении в одностороннем порядке вышеназванного соглашения от Агентства по ГО, ЧС и ПБ Красноярского края, в результате чего МСО города Норильска утратило техническую возможность передачи сигналов оповещения по сети эфирного наземного цифрового телевизионного вещания Филиала ФГУП РТРС «Красноярский КРТПЦ», кроме того, указанный Филиал в одностороннем порядке отказал МКУ «Служба спасения» в заключении договора, отключил оборудование МСО города Норильска от сети эфирного аналогового радиовещания и потребовал произвести его демонтаж. 01 января 2021 года вступили в действие требования к системам оповещения населения (Приказы МЧС России и Минцифры России от 31 июля 2020 года и ). В соответствии с паспортом МСО города Норильска по состоянию на 01 января 2021 года в границах зоны действия технических средств оповещения МСО города Норильска проживает 12,6% населения города Норильска. В марте 2021 года велась переписка с ФГУП РТРС «Красноярский КРТПЦ» о возможности заключения договора и подключении МСО города Норильска к сети связи наземного аналогового эфирного радиовещания, также 23 марта 2021 года на совершенствование МСО города Норильска из бюджета города выделены дополнительные денежные средства. С 2016 года по 2020 год МКУ «Служба спасения» ежегодно заключались муниципальные контракты с ООО «Сфера» на предоставление услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию и ремонту МСО города Норильска. Общий срок эксплуатации МСО города Норильска составляет 10 лет, на сегодняшний день – 5 лет 2 месяца. С 2016 года по 2020 год проводились проверки МСО города Норильска с целью контроля её готовности. До 2020 года показатель «Процент населения города Норильска, проживающего в границах зоны действия МСО города Норильска» составлял 100%, снижение в 2020 году указанного показателя до 12,6% обусловлены исключительно действиями оператора связи ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» по отключению МСО города Норильска от сетей связи. Планируемый период завершения мероприятий по совершенствованию МСО города Норильска – 31 декабря 2022 года. Таким образом, поддержание МСО города Норильска в состоянии постоянной готовности осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ. Кроме того, в приведенных в оспариваемом представлении выводах о нарушении ч. 8 ст. 1, п.п. «м» п. 2 ст. 11 ФЗ № 68-ФЗ, не содержится нарушения, приведенного Агентством в абзаце 3 пункта 1 Предписания, поскольку требование о своевременности и гарантированности предъявляются к комплексной системе экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а не к МСО (Указ Президента РФ от 13.11.2012 № 1522), при этом данный Указ не включен в Приказ агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от 01 октября 2018 года № 82п и не указан в пункте 10 приказа Агентства от 20 января 2021 года № 8п о проведении внеплановой документарной проверки, как нормативно-правовой акт, содержащий обязательные требования. Таким образом, указание в Акте и Предписании вида нарушения, указанного в нормативном документе (без определения конкретного места выявленного нарушения, содержания пункта, наименования нормативного правового акта или нормативного документа, требования которых нарушены), обязательность применения которого не предусмотрена законодательством РФ для выполнения органами местного самоуправления, относится к грубым нарушениям, установленным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ и не может являться доказательством нарушения. При этом принцип своевременности оповещения населения реализуется Администрацией в полной мере. Также административный истец не согласен с вменением пункта 2 Предписания, поскольку в его обоснование указано на нарушение пункта 11 письма МЧС РФ от 29 мая 2014 года № 43-2360-2, к которому приложен Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, который не был принят уполномоченным органом с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и введение в действие, то есть не является нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, также Порядок не включен в Приказ агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от 01 октября 2018 года № 82п и не указан в пункте 10 приказа Агентства от 20 января 2021 года № 8п о проведении внеплановой документарной проверки. Федеральный закон № 68-ФЗ, Постановление № 794, указанные в Акте и Предписании, не содержат ограничения по сроку действия Плана действий, а также норм об утрате силы действующего Плана действий в процессе его реализации, осуществления его переработки и согласования. Администрацией города Норильска осуществляется переработка Плана действий, которая с учетом Методических рекомендаций от 18 августа 2003 года, была начата своевременно, поскольку 28 мая 2020 года переработанный план действий был направлен на согласование (повторно направлен 12 марта 2021 года), и согласован 26 апреля 2021 года. Кроме того, Агентством, в рамках проведения внеплановой документарной проверки, допущено нарушение ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ, поскольку копии документов были затребованы до проведения проверки с установлением срока до 27 января 2021 года, то есть в течение 2-х дней с момента получения уведомления. Также ошибочны выводы о нарушении п. «м» ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ (отсутствие автоматизированного режима МСО города Норильска, своевременного доведения до населения информации о ЧС), поскольку затребованные документы в полной мере отражали выполнение Администрацией города Норильска обязательных требований, предъявляемых к муниципальной системе оповещения.

18 мая 2021 года от административного истца поступило заявление о дополнении оснований административного иска, согласно которого в связи с продолжающейся работой по совершенствованию муниципальной системы оповещения, срок, установленный в предписании, нарушает законные интересы Администрации города Норильска ввиду того, что в указанный срок требования, установленные в предписании, не могут быть объективно выполнены с учетом требований законодательства о контрактной системы и бюджетного законодательства.

Кроме того, 19 июля 2021 года от административного истца поступило заявление об уточнении заявленных требований, в котором Администрация города Норильска просила в случае отказа суда в признании незаконным предписания от 24 февраля 2021 года и акта проверки органа местного самоуправления от 24 февраля 2021 года , обязать административного ответчика установить разумный срок для исполнения предписания (с учетом бюджетного законодательства, законодательств о контрактной системе, ограниченной транспортной доступности города Норильска и климатических условий Крайнего Севера).

В судебном заседании представитель административного истца Белова К.В., полномочия которой подтверждаются доверенностью от 25 декабря 2020 года, имеющей высшее юридическое образование, поддержала требования административного иска, в том числе дополнения, по изложенным выше основаниям, настаивала на признании незаконными и подлежащими отмене предписания от 24 февраля 2021 года и акта проверки органа местного самоуправления от 24 февраля 2021 года , дополнительно указав, что Приказ МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" начал действовать с 1 января 2021 года, в связи с чем в месячный срок, до начала проведения проверки, невозможно было исполнить его требования, поэтому судом не может даваться оценка тому факту, что готовность системы оповещения определяется исходя из охвата не менее 75% населения, кроме того, Указом Президента РФ определена стратегия развития гражданской обороны до 2030 года, установлены два этапа: до 2024 года и до 2030 года. МСО города Норильска в соответствии с муниципальной программой, предусматривает мероприятия, которые закончатся в конце 2022 года, то есть будет достигнуто до завершения первого этапа стратегии. Также в приказе Агентства от 01 октября 2018 года № 82п не было включено это Положение, в соответствии которым проводили проверку, как содержащее обязательные требования, не был указан акт в Приказе № 8п о проведении документарной проверки. Действительно в 2020 году снизилась зона оповещения населения, однако, административным истцом принимались мероприятия для возобновления уровня 99% зоны оповещения, в связи с чем направлялись предложения, в том числе о принятии Порядка взаимодействия, после утверждения которого, у администрации появились возможность заключать договоры и размещать оборудование в ФГУП РТРС «Красноярский КРТПЦ», в настоящее время данных о заключении договора нет, но работа ведется. Заключены договоры по поводу местной телефонной связи, отправляются сообщения на сотовую связи, есть соглашение с ГИБДД, есть машина с оборудованной громкоговорящей системой, которая также же оповещает население. В настоящее время пункт № 2 Предписания исполнен, однако, с указанным пунктом не согласны, а именно с тем, что План должен действовать 5 лет, после чего он не актуален, поскольку никакими нормативными документами указанное не урегулировано, то на что ссылается Агентство, не утверждено в установленном законом порядке, в связи с чем не содержит обязательных требований. Кроме того, Администрацией план на утверждение был направлен вовремя, однако, МЧС долго его не согласовывало. В настоящее время МСО города Норильска также ограниченно готова, в связи с тем, что ведутся работы по муниципальному контракту.

Административный ответчик - Агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв относительно заявленных требований не представило, о причинах неявки не сообщило, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просило.

Представитель заинтересованного лица Муниципальное казенное учреждение «Служба спасения» в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв на иск, согласно которого просило рассмотреть дело в своё отсутствие, поддержав заявленные требования, поскольку МСО города Норильска была принята в постоянную эксплуатацию с 15 декабря 2015 года, кроме того, в 2016 и 2019 годах были заключен соглашения об информационном взаимодействии между ЕДДС и Отделом МВД России по г. Норильску, также постоянно заключались муниципальные контракты на предоставление услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию и ремонту МСО города Норильска, в связи с чем МУП «Служба спасения» обеспечивает устойчивое функционирование МСО города Норильска.

Суд не признал явку указанных лиц в судебное заседание обязательной и считает, что неявка их в судебное заседание, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, оценив заявленные доводы, исследовав в полном объеме материалы дела, а также материалы проверки, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.

В соответствии с пунктами 8, 28, 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального, городского округа.

Муниципальное образование город Норильск Красноярского края является, в соответствии с названным Федеральным законом, самостоятельным муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (п. 1 ст. 1 Устава городского округа город Норильск Красноярского края).

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 68-ФЗ, государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор), согласно их компетенции, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. «м» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно: создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (ч. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными в деле копией материалов проверки, Руководителем Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края 20 января 2021 года был издан приказ № 8п о проведении внеплановой документарной проверки муниципального учреждения Администрация города Норильска с целью контроля за проведением мероприятий, определенных п.п. «а,в,н» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлен срок проведения проверки с 27 января до 24 февраля 2021 года. В пункте 13 указанного Приказа определен перечень документов, который необходимо представить для достижения целей и задач проведения проверки.

22 января 2021 года решение о проведении внеплановой проверки согласовано с первым заместителем прокурора края.

25 января 2021 года в адрес Главы города Норильска направлено уведомление о начале проверки, в котором также указана просьба направить копии документов, перечисленных в п. 13 Приказа к 27 января 2021 года.

24 февраля 2021 года лицами, проводившими проверку, составлен акт проверки №3/8, согласно которого выявлены нарушения в реализации полномочий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательством РФ и Красноярского края, а именно: орган местного самоуправления не создал и не поддерживает в состоянии постоянной готовности муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, которая должна обеспечить: доведение информации и сигналов оповещения до населения в автоматизированном (основной режим) режиме, своевременное и гарантированное доведение до населения информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите; органом местного самоуправления разработанный и утвержденный План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории МО г. Норильска от 16 июня 2015 года по состоянию на 24 февраля 2021 года утратил свою актуальность. При этом указано о нарушении ч. 8 ст. 1, ст. 7, п.п. «м» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, а также п. 11 письма МЧС РФ от 29.05.2014 № 43-2360-2 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Указанный акт направлен в адрес административного истца 24 февраля 2021 года (получен, согласно сведениям об отслеживании 19 марта 2021 года).

24 февраля 2021 года Агентством по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края на имя муниципального учреждения администрация города Норильска выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, согласно которого в срок до 01 сентября 2021 года необходимо устранить нарушения, указанные в акте проверки . Предписание получено административным истцом по средствам почтовой связи 19 марта 2021 года.

Также в судебном заседании установлено, что 15 декабря 2015 года муниципальная система оповещения города Норильска приемочной комиссией была принята в постоянную эксплуатацию, о чем составлен акт № МСО-01-06-2015, НРСК, установленный срок эксплуатации 10 лет.

Согласно паспорта муниципальной системы оповещения города Норильска по состоянию на 01 января 2021 года оповещение населения техническими средствами оповещения в автоматизированном режиме распространяет зону действия на 12,6% населения муниципального образования, при необходимых 7 систем отображения информации (отображающие поверхности) в местах массового скопления людей, имеется – 0, соглашений с организациями по использованию указанных систем отображения информации не заключено. Автоматический (автоматизированный) режим системы оповещения обеспечен, в тоже время не обеспечено задействование каналов эфирного телевещания, эфирного радиовещания, кабельного телевещания.

В тоже время согласно Положения о муниципальной системе оповещения муниципального образования город Норильск, утвержденного Постановлением Администрации г. Норильска Красноярского края от 16.07.2018 N 289 МСО должна обеспечивать способы оповещения о ЧС через сети местной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, оконечные средства оповещения, по сетям операторов связи для целей кабельного телевизионного вещания, эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания. Так же закреплено использование сети связи ФФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», установлено, что МСО должна круглосуточно находиться в режиме готовности к приему и передаче сигналов оповещения и (или) экстренной информации о ЧС и обеспечивать работоспособность во всех режимах функционирования ГЗ ТП РСЧС.

В период эксплуатации МСО проводились регулярные проверки её готовности, в том числе передача проверочного сигнала оповещения на средства связи (предназначенные для трансляции телеканалов и радиоканалов) с АРМ оповещения, расположенного в ЕДДС г. Норильска, что подтверждается актами за 2016, 2017 годы, при проведении указанных проверок передача проверочного сигнала оценивалась как удовлетворительная.

В тоже время согласно акту проверки от 22 апреля 2019 года передача сигналов по ряду каналов не передана в связи со снятием с трансляции телерадиоканалов на оборудовании ФГУП РТРС «Красноярский КРТПЦ» на 2019 год мультиплекса РТРС-1, указанное повлекло то, что в 2019 и 2020 годах передача проверочного сигнала оповещения на средства связи (предназначенные для трансляции телеканалов и радиоканалов) в ходе проверки не производилась, состояние МСО – ограниченно готова, что подтверждается информационным письмом ФГУП РТРС «Красноярский КРТПЦ», направленным 21 января 2020 года в адрес МКУ «Служба спасения» об окончании срока действия договора оказания услуг от 28 ноября 2018 года и необходимости демонтажа оборудования с объекта филиала до 31 января 2020 года, а также письмами от 30 января 2020 года и 07 февраля 2020 года об отказе от продления договорных отношений Администрации города Норильска в связи с отсутствием правовых оснований для заключения договора на оказание услуг по размещению телекоммуникационного оборудования автоматизированного перехвата.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что орган местного самоуправления не поддерживает в состоянии постоянной готовности муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует об ограниченном режиме работы и не обеспечении своевременного оповещения населения об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, может создать реальную угрозу жизни и здоровья людей, окружающей среде, способствовать значительным материальным потерям и угрожать условиям жизнедеятельности людей на территории муниципального образования город Норильск.

При этом принимаемые Администрацией города Норильска меры по формированию дополнительных резервов технических средств оповещения, в том числе подвижных, не отменяют установленного требования обеспечивать функционирование МСО в автоматизированном режиме, и не обеспечивают своевременного информирования населения города. Отказ ФГУП РТРС «Красноярский КРТПЦ» заключать договор на размещение оборудования сам по себе не свидетельствует о принятии Администрацией города Норильска всех требуемых мер для выполнения обязанностей по соблюдению требований правовых норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Корректировка бюджета города Норильска для выделения денежных средств на совершенствование (развитие, дооборудование) МСО состоялась лишь в марте 2021 года, то есть после проведения проверки, муниципальный контракт № 2021/2022 на выполнение работ по созданию подсистем комплекса программно-технических средств муниципальной системы оповещения города Норильска заключен с ООО «Сфера» 01 апреля 2021 года, срок выполнения работ установлен по 15 декабря 2022 года.

Кроме того, довод о том, что Приказ МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 года "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", вступил в законную силу лишь с 01 января 2021 года, в связи с чем отсутствовала возможность приведения в его соответствие муниципальной системы оповещения, а также не включение указанного Приказа в Приказ агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от 01.10.2018 N82п "Об утверждении перечня нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Красноярском крае" и в Приказ от 20 января 2021 года № 8п о проведении внеплановой документарной проверки, является несостоятельным, поскольку предъявленные ранее требования приказом МЧС России N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N376 от 25 июля 2006 года "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", не противоречат нормам вновь вынесенного нормативного акта, кроме того, отсутствие его указания в Перечне нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, не является основанием к его невыполнению, помимо прочего, документы проверки, оспариваемое предписание, не указывают на нарушение административным истцом оспариваемого им Приказа.

Помимо прочего, п. 4.18 Постановления Администрации г. Норильска Красноярского края от 16.07.2018 N 289 "О муниципальной системе оповещения муниципального образования город Норильск" гласит, что МСО должна: обеспечивать работоспособность во всех режимах функционирования ГЗ ТП РСЧС (режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим ЧС); круглосуточно находиться в режиме готовности к приему и передаче сигналов оповещения и (или) экстренной информации о ЧС.

Таким образом, указанное Постановление N 289 от 16.07.2018 определяет цели поддержания в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения муниципального образования город Норильск, а представленные Администрацией муниципального образования город Норильск документы не являются достаточными и допустимыми доказательствами поддержания в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории города Норильска.

В части разработки и согласования плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Муниципального образования город Норильск установлено, что согласно ст. 23 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций.

В силу п. «о» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.

Письмом МЧС России от 29 мая 2014 года № 43-2360-2 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлены единые на всей территории РФ требования к разработке, согласованию и утверждению планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при этом разработка планов действий городских округов и муниципальных районов осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципального образования, а согласование планов действий осуществляется с начальниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Согласно пункта 11 Письма, срок действия планов действий – 5 лет, после чего они подлежат переработке.

Согласно материалам дела План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера был согласован начальником ГУ МЧС России по Красноярскому краю 07 июня 2015 года, утвержден руководителем администрации города Норильска 16 июня 2015 года, корректировки плана производились в период с 25 ноября 2015 года по 25 сентября 2020 года.

Очередной План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера был разработан до истечения срока его действия и направлен на согласование 28 мая 2020 года, однако в связи с необходимостью внесения корректировок неоднократно возвращался для доработки, и согласован лишь 23 апреля 2021 года.

Таким образом, на момент проведения проверки в нарушение положений действующего законодательства администрация не обеспечила переработку в установленные сроки, согласование и утверждение плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования город Норильск. Доказательств обратного администрацией не представлено.

При этом, доводы административного истца об отсутствии ограничения по сроку действия Плана действий в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" являются необоснованными, поскольку в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами Губернатором Красноярского края было издано Распоряжение № 129-рг от 23.03.2015 «О планировании мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Красноярском крае», которым утвержден перечень основных документов по вопросам планирования мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Красноярском крае, в том числе установлено, что план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Красноярского края разрабатывается органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, при этом разработка (переработка) раз в 5 лет, корректировка до 20 января по состоянию на 1 января текущего года, уточнение по мере необходимости.

Кроме того, довод об отсутствии обязательных требований в Письме МЧС России от 29 мая 2014 года, также не может быть принят судом, поскольку согласно пункту 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В силу названного выше положения МЧС России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере своей деятельности (пункт 5); осуществляет руководство деятельностью федеральной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны (подпункт 4 пункта 8); издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (подпункт 1 пункта 9).

Письмо не является нормативным актом МЧС России, вместе с тем с учетом целевого характера Письма и в силу указанного выше Положения, изложенные в нем разъяснения, через правоприменительную деятельность должностных лиц Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края лиц, приобретают, по сути, обязательный характер и для органов местного самоуправления, обязанных утверждать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований. Кроме того, оспариваемое Письмо не содержит положений, выходящих за рамки адекватного истолкования действующего законодательства.

Утверждение административного истца о незаконности результатов проверки в связи с допущенным органом государственного контроля (надзора) грубым нарушением, указанным в части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ, выразившимся в нарушении сроков направления запроса и предоставления документов, является несостоятельным, истребование в приказе о проведении проверки документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ не противоречит, из приказа от 20 января 2021 года N 8п не следует, что на Администрацию города Норильска была возложена обязанность по представлению документов до дня начала проведения проверки, которая согласно акту проверки от 24 февраля 2021 года была фактически начата 27 января 2021 года, кроме того, в уведомлении о начале проверки от 25 января 2021 года, направленного в адрес административного истца, также имеется лишь просьба о направлении копий документов, указанных в пункте № 13 Приказа к 27 января 2021 года.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемый акт проверки и предписание были выданы уполномоченными на то должностными лицами, в пределах предоставленных им законом полномочий, при соблюдении порядка и наличии оснований для их вынесения и не противоречат требованиям действующего законодательства. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что указанным предписанием были нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, не установлено.

Выявленные факты нарушений требований законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подтверждены представленными суду материалами проверки. Доказательства, позволяющие суду сделать вывод о невозможности принять меры по исполнению обжалуемых пунктов предписания, административным истцом суду не представлены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые предписание от 24 февраля 2021 года и акт проверки органа местного самоуправления от 24 февраля 2021 года п соответствуют закону и не создают препятствия к осуществлению прав и свобод административного истца.

Кроме того, установленный в оспариваемом Предписании срок для устранения выявленных нарушений, являлся разумным, поскольку заключение 01 апреля 2021 года муниципального контракта на выполнение работ по созданию подсистем комплекса программно-технических средств муниципальной системы оповещения города Норильска являлось способом устранения выявленных нарушений, при этом Администрация города Норильска, с учетом срока, установленного на выполнение указанных работ, не была лишена права обратиться к административному ответчику с заявлением о продлении срока исполнения Предписания, содержащее сведения о невозможности своевременного исполнения требований, содержащихся в Предписании, по причинам, не зависящим от заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Администрации города Норильска к Агентству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края о признании незаконным предписания от 24 февраля 2021 года «Об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и акта проверки органа местного самоуправления от 24 февраля 2021 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                          М.А. Фомушина

Решение суда в окончательной форме принято 08 ноября 2021 года.

Копия верна, решение не вступило в законную силу.

Судья                                      М.А. Фомушина

2а-2265/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Норильска
Ответчики
Агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Фомушина Мария Алексеевна
Дело на странице суда
norilsk.krk.sudrf.ru
06.05.2021Регистрация административного искового заявления
11.05.2021Передача материалов судье
11.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2021Судебное заседание
21.07.2021Судебное заседание
29.07.2021Судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее