Решение по делу № 5-31/2019 от 14.05.2019

Дело № 5-31/2019

УИД 21RS0012-01-2019-000343-91

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 мая 2019 года                            с.Моргауши

Судья Моргаушского районного суда Чувашской Республики-Чувашии Салдыркина Т.М.,

с участием лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО7, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Чувашской Республике,

представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, бюджетного учреждения Чувашской Республики «Моргаушская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики ФИО8, главного врача, которому разъяснены положения статьи 25.4 КоАП РФ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), в отношении юридического лица, Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Моргаушская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – БУ ЧР «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии), расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, ИНН , ОГРН ,

установила:

        В ходе внеплановой выездной проверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 30 минут Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Чувашской Республике) по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, выявлено, что БУ ЧР «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии осуществляет медицинскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности, не соблюдает порядок оказания медицинской деятельности. В частности, в нарушение абзаца 7 пункта 6 приложения к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному приказом Минздрава Росеии от ДД.ММ.ГГГГ н, лечащим врачом-терапевтом не организовано диспансерное наблюдение пациента с хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями терапевтического профиля.

Так, пациенту ФИО4 в 2017, 2018 годах с установленным врачом- терапевтом диагнозом «Хроническая обструктивная болезнь легких», входящим в перечень заболеваний (состояний), при наличии которых устанавливается группа диспансерного наблюдения, согласно приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения», не обеспечено диспансерное наблюдение пациента, в том числе направление его на консультацию к врачу-пульмонологу 1 раз в год.

    Данное обстоятельство способствовало позднему выявлению у ФИО4 злокачественного новообразования «ЗНО центрального правого главного бронха с переходом на трахею T4N2-3 МО СТЗ Кл.гр.2» (диагноз установлен онкоконсилиумом АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии ДД.ММ.ГГГГ).

    В нарушение абзаца 22 пункта 6 Приложения к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , лечащим врачом-терапевтом учетная форма 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» ведется с нарушением требований приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению».

Так, в листе записи заключительных (уточненных) диагнозов не отражены диагнозы, установленные пациенту в период с 2016 по 2019 годы:

ДД.ММ.ГГГГ врачом-терапевтом выставляется диагноз    «Острый бронхит.

Выздоровление. Заболевание верхней доли правого легкого?»;

ДД.ММ.ГГГГ осмотр врачом-торакальным хирургом, выставлен диагноз «Правосторонняя верхнедолевая пневмония с единичными полостями деструкции С1-С2», даны рекомендации: «консультация фтизиатра. При исключении специфической патологии лечение пневмонии в пульмонологическом или терапевтическом отделении по месту жительства»;

    врачом общей практики выставляется диагноз: «Хронический бронхит, вне обострения» и назначается лечение без учета рекомендаций, данных в марте 2018 года врачом-торакальным хирургом, что послужило нарушению преемственности при оказании медицинской помощи и способствовало позднему выявлению у ФИО4 указанного злокачественного новообразования

        В нарушение пункта 5 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «пульмонология», утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, при установлении ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 врачом-терапевтом диагноза «Абсцесс легкого с пневмонией» и невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи, а также при наличии медицинских показаний, больной не направлен в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь по профилю «пульмонология» или «терапия».

Таким образом, при оказании медицинской помощи ФИО4 в БУ «Моргаушская центральная районная больница» Минздрава Чувашии врачами-специалистами первичного звена не проявлена онкологическая настороженность, пациент не направлен в стационар для оказания специализированной медицинской помощи с целью дифференциальной диагностики, уточнения диагноза и назначения своевременного и адекватного лечения, что способствовало позднему выявлению онкологического заболевания.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Чувашской Республике ФИО9 в судебном заседании поддержала протокол, просила привлечь БУ ЧР «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, размер и вид наказания оставила на усмотрение суда.

Представитель БУ ЧР «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии ФИО10 вину признал, показал, что нарушения лицензионных требований, указанные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ действительно имели место на момент проведения проверки в учреждении. Виновные должностные лица понесли ответственность, указано не недопущение подобных нарушений лицензионных требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В силу п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Установлено, что БУ ЧР «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии осуществляет деятельность в соответствии с Уставом и лицензией от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством здравоохранения Чувашской Республики, на осуществление медицинской деятельности, по адресу: 429530, Чувашская Республика, <адрес>, бессрочно.

Частью 11 статьи 19 Закона №99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

В силу пункта 6 названного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Как следует из материалов дела, в соответствии с п.2.3 Устава БУ ЧР «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии предметом деятельности данного бюджетного учреждения является оказание первичной медико-санитарной, специализированной медицинской помощи, консультативной, лечебно-диагностической, амбулаторно-поликлинической, стационарной, профилактической, реабилитационной помощи населению, также обеспечение необходимыми лекарственными средствами.

Перечень лицензируемых видов деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указан в лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БУ ЧР «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии: медицинская деятельность, в том числе при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): 1.2 при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по 1.2.2. общей врачебной практике (семейной медицине); 1.2.5 терапии (л.д. 24-34).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Министерства здравоохранения Чувашской Республики на основании приказа министра от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка случая оказания медицинской помощи ФИО4 Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии.

В рамках проверки изучена медицинская карта формы , оформленная на ФИО4 БУ «Моргаушская ЦРБ», в результате выявлены нарушения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности.

        В нарушение абзаца 7 пункта 6 Приложения к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, лечащим врачом-терапевтом не организованно диспансерное наблюдение пациента с хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями терапевтического профиля.

За 2017 - 2018 годы при установленном врачом- терапевтом диагнозе «хроническая обструктивная болезнь легких», входящем в перечень заболеваний (состояний), при наличии которых устанавливается группа диспансерного наблюдения, согласно приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения», пациенту ФИО4 не обеспечено диспансерное наблюдение, в том числе на консультацию к врачу-пульмонологу 1 раз в год не направлялся. Такие сведения в медицинской карте пациента не имеются. Доводы и доказательства, опровергающие данное обстоятельство, главным врачом БУ «Моргаушская ЦРБ» ФИО11 в ходе судебного заседания не представлены.

    В нарушение абзаца 22 пункта 6 Приложения к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному приказом ФИО2 России от ДД.ММ.ГГГГ н, лечащим врачом-терапевтом учетная форма 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» ведется с нарушением требований приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению».

Как следует из медицинской карты пациента ФИО4, в листе записи заключительных (уточненных) диагнозов не отражены диагнозы, установленные пациенту в период с 2016 по 2019 годы: ДД.ММ.ГГГГ врачом-терапевтом выставляется диагноз    «Острый бронхит. Выздоровление. Заболевание верхней доли правого легкого, со знаком вопроса?» (л.д. 109- оборотная сторона).

При этом в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ врачом-торакальным хирургом БУ ЧР «Республиканская клиническая больница» Минздрава Чувашии выставлен диагноз «Правосторонняя верхнедолевая пневмония с единичными полостями деструкции С1-С2», и даны рекомендации: «Консультация фтизиатра. При исключении специфической патологии лечение пневмонии в пульмонологическом или терапевтическом отделении по месту жительства» (л.д. 111).

    Несмотря на указанный установленный торакальным хирургом диагноз, ДД.ММ.ГГГГ врачом общей практики выставляется диагноз: «Хронический бронхит, вне обострения» и лечение по данному диагнозу не назначено, рекомендации данные торакальным хирургом ДД.ММ.ГГГГ, не учтены (л.д. 113). То есть нарушен принцип преемственности при оказании медицинской помощи.

        В нарушение пункта 5 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «пульмонология», утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, при установлении ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 врачом-терапевтом диагноза «Абсцесс легкого с пневмонией» и невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи, а также при наличии медицинских показаний, больной не был направлен в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь по профилю «пульмонология» или «терапия» (л.д. 122, оборотная сторона).

    Таким образом, при оказании медицинской помощи ФИО4 в БУ «Моргаушская центральная районная больница» Минздрава Чувашии врачами-специалистами первичного звена не проявлена онкологическая настороженность, пациент не направлен в стационар для оказания специализированной медицинской помощи с целью дифференциальной диагностики, уточнения диагноза и назначения своевременного и адекватного лечения. Указанные нарушения способствовали позднему выявлению у ФИО4 злокачественного новообразования «ЗНО центрального правого главного бронха с переходом на трахею T4N2-3 МО СТЗ Кл.гр.2» (диагноз установлен онкоконсилиумом АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии ДД.ММ.ГГГГ).

    Факт нарушения подтверждается также актом от ДД.ММ.ГГГГ , составленным должностными лицами Министерства здравоохранения Чувашской Республики (л.д. 17-22).

    Выявленные нарушения, заключающиеся в невыполнении лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, повлекшие за собой последствия, установленные пунктом 1 части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются грубыми, как нарушения лицензионных требований, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Протокол об административном правонарушении составлен полномочным должностным лицом в присутствии представителя юридического лица, которому при составлении протокола были разъяснены права, о чем сделана запись в протоколе, удостоверенная его подписью, вручена копия протокола, отобраны объяснения. Нарушений административного законодательства при составлении протокола об административном правонарушении, не установлено.

Исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, оценив доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и относимости, суд находит доказанной вину юридического лица в совершении административного правонарушения, действия БУ ЧР «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии суд квалифицирует по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

            В соответствии с ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания данному юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств республиканского бюджета.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии с ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает признание вины в совершении данного административного правонарушения законным представителем юридического лица.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, по делу не имеется. Ранее к административной ответственности БУ ЧР «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии не привлекалось.

Согласно Уставу БУ ЧР «Моргаушская ЦРБ» Минздрава Чувашии, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , согласованному распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ -р (с изменениями, утвержденными от ДД.ММ.ГГГГ ) и зарегистрированному в установленном порядке, учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики, Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере здравоохранения.

В соответствии с п.2.4 Устава для достижения поставленной цели бюджетное учреждение осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к его основной деятельности- деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных (ОКВЭД 85.11).

Разрешая вопрос о виде и размере административного наказания, суд учитывает изложенное, также обстоятельства дела, степень вины юридического лица и степень опасности совершенного правонарушения, и полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа. Оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лечебного учреждения суд не усматривает.

Учитывая ходатайство об уменьшении размера штрафа, в силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет более ста тысяч рублей.

При этом привлечение врачей терапевтов-участковых, врача общей практики, врача-хирурга, врача–фтизиатра БУ «Моргаушская ЦРБ» к дисциплинарной ответственности не влияет на разрешение данного вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29.9- 29.10 КоАП РФ, судья

постановила:

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Моргаушская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа:

УФК по Чувашской Республике (Территориальный орган Росздравнадзора по Чувашской Республике), поле статуса составителя 08,

КБК , ИНН , КПП ,

Банк получателя: отделение – НБ Чувашская Республика,

расчетный счет: , БИК ,

ОКТМО .

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Неуплата административного штрафа в предусмотренный срок влечет административную ответственность по ст.20.25 ч.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    Судья                             Т.М. Салдыркина

Мотивированное постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

5-31/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Суд
Моргаушский районный суд Чувашии
Судья
Салдыркина Т.М.
Дело на странице суда
morgaushsky.chv.sudrf.ru
27.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее