Решение по делу № 8Г-20803/2024 [88-23484/2024] от 02.07.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                                                        Дело № 88-23484/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-3081/2023

УИД 92RS0003-01-2023-003197-92

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                    29 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи И.И. Мотиной,

судей Е.В. Якубовской, А.Р. Сиюхова,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баркова Константина Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, о признании права на перерасчет страховой пенсии,

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Барков К.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (далее - ОСФР по г. Севастополю) о признании решения незаконным, о возложении обязанности по перерасчету пенсии.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он является гражданином Российской Федерации. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, на тот момент дислоцировавшихся на территории Украины в Крыму и г. Севастополе.

В настоящее время истец получает страховую пенсию по старости, установленную с ДД.ММ.ГГГГ, которая на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда города Севастополя от 02.09.2022 года уже пересчитана в части индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, при перерасчете пенсии не учтена индексация сумм расчётного пенсионного капитала за те же периоды работы. Оспариваемым решением ответчика в дополнительном перерасчете пенсии и восстановлении нарушенного права незаконно отказано. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости; возложить на ОСФР по г. Севастополю обязанность произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) Баркову К.Н. с произведением индексаций сумм расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию как из поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Баркова К.Н. за периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях и учреждении Черноморского флота Российской Федерации, осуществленных с коэффициентами, установленными Постановлениями Правительства Российской Федерации, возложить на ОСФР по г. Севастополю обязанность выплатить денежную сумму в размере недополученных Барковым К.Н. выплат с учетом всех текущих индексаций страховой пенсии по настоящее время, ввиду перерасчета размера назначенной пенсии, с даты возникновения права на её назначения с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 ноября 2023 года исковые требования Баркова К.Н. удовлетворены частично.

Судом постановлено признать незаконным решение ОСФР по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ ; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) Баркову К.Н. с произведением индексаций сумм расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию как из поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Баркова К.Н. за периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях и учреждении Черноморского флота Российской Федерации, осуществленных с коэффициентами, установленными Постановлениями Правительства Российской Федерации, и выплатить денежную сумму в размере недополученных Барковым К.Н. выплат с учетом всех текущих индексаций страховой пенсии по настоящее время, ввиду перерасчета размера назначенной пенсии, с даты возникновения права на её назначение с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части иска судом отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 мая 2024 года указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ОСФР по г. Севастополю просит отменить решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 мая 2024 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Баркова К.Н. отказать в полном объеме. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.

Кроме того, информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas.sudrf.ru/).

Судебная коллегия, руководствуясь требованиями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года, в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

До 31 декабря 2014 года размер пенсии по старости определялся по формулам, предусмотренным в статьях 14 и 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Одним из критериев при определении размера пенсии является расчетный пенсионный капитал, величина которого определяется для каждого гражданина на дату назначения его пенсии.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала осуществлялась в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 17 Федерального закона                    от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации в установленном порядке, при этом коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

После 2014 года постановлений Правительства Российской Федерации об индексации страховой части трудовой пенсии не принималось, так как с 1 января 2015 года вступил в силу Закон № 400-ФЗ, который ввёл иной порядок расчёта размера пенсии.

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона                            от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом положений части 6 настоящей статьи.

Часть 6 указанной статьи предусматривает, что в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента: с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Барков К.Н. является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украина (г. Севастополь) на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно в периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности пожарного матроса «ПЖС-123»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности второго помощника капитана «СБ-5»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в порядке перевода в должности второго помощника капитана «ВМ-154»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в войсковой части 63862 в должности 3-го помощника капитана гидрографического судна «Донузлав»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности 3-го помощника капитана кабельного судна «Сетунь»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности 3-го помощника капитана большого танкера «И. Бубнов»

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины 28 мая 1997 года заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 38-Ф3 «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.

Согласно договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-Ф3) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), и в составе Российской Федерации образованы новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).

С 25.05.2018 истцу в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» назначена и выплачивается страховая пенсия по старости.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Севастополя от 2 сентября 2022 года, по требованию                 Баркова К.Н., признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с 20.04.2004 г. по 07.11.2012 на территории Украины, на пенсионный орган возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы до 1 января 2015 года в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, а также с учетом, как поступивших страховых взносов на ее индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за этот период работы. Кроме того, на ответчика возложена обязанность произвести выплату денежных сумм в объеме пенсионных выплат                          с 25.05.2018 по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

Исполняя судебные постановления, ОСФР по г. Севастополю перечислило на расчетный счет истца недополученную часть пенсии в 2023 году.

В последующем истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в части индексации расчетного пенсионного капитала за те же периоды работы на должностях гражданского персонала войсковых частей Черноморского флота Российской Федерации.

Однако, решением ОСФР по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении этого заявления отказано по тому мотиву, что индексация расчетного пенсионного капитала произведена при назначении пенсии, составляет 5,6148165 и является фиксированной величиной. При этом обращено внимание, что учтенные в совокупном расчетном пенсионном капитале, согласно состоявшемуся судебному решению от 2 сентября 2022 года, страховые взносы за спорный период не являются уплаченными в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что право Баркова К.Н. на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) основано на законе и подтверждено вступившим в законную силу судебным решением, расчет размера страховой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) истцу должен быть произведен в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений или изъятий. В связи с чем, расчетный пенсионный капитал подлежит обязательным индексациям в сроки и на коэффициенты, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для выполнения расчета размера страховой пенсии по старости истца с учетом индексации сумм расчетного пенсионного капитала, основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права и подлежат отклонению.

Данные доводы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.

В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.

    Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.

Председательствующий                                                         И.И. Мотина

Судьи                                                                                        Е.В. Якубовская

                                                                                          А.Р. Сиюхов

Мотивированное определение в окончательной форме составлено 03 сентября 2024 года.

8Г-20803/2024 [88-23484/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Барков Константин Николаевич
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Другие
ФКУ "Управление Черноморского Флота"
5 Финансово-экономическая служба ФКУ «Управление Черноморского Флота»
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
29.08.2024Судебное заседание
29.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее