Дело N 2 – 1389/2020 УИД 76RS0022-01-2020-0001507-45
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
«10» августа 2020
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
Председательствующего судьи Добровольской Л.Л.,
С участием прокурора Солонцевой Л.Е.,
При секретаре Зуевой О.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля об обязании обустройства проезжей части тротуарами (пешеходными дорожками), установления пешеходного ограждения, искусственных неровностей, установления (восстановления) дорожных знаков, нанесения дорожной горизонтальной разметки, устранения многочисленных повреждений проезжей части,
у с т а н о в и л:
При проведении прокуратурой Заволжского района г. Ярославля проверки по соблюдению законодательства об обеспечении доступности услуг общего образования, в том числе в части исполнения требований безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в части затрагивающей права и интересы учащихся образовательных учреждений, выявлен факт отсутствия тротуаров или пешеходных дорожках, пешеходных ограждений, искусственных неровностей, дорожных знаков, факт наличия многочисленных повреждений проезжей части автомобильной дороги по ул. Комарова, ул. 50 лет ВЛКСМ и ул. Ветеранов г. Ярославля.
Прокурор Заволжского района г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ДГХ мэрии г. Ярославля об обязании в течение 6-ти месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу об обязании обустройства проезжей части тротуарами (пешеходными дорожками), установления пешеходного ограждения, искусственных неровностей, установления (восстановления) дорожных знаков, нанесения дорожной горизонтальной разметки, устранения многочисленных повреждений проезжей части (л.д. 3 - 10).
При подготовке дела к рассмотрению суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица мэрию г. Ярославля.
В судебном заседании прокурор Солонцева Л.Е. иск в целом поддержала. Требования прокурор обосновывала нормами действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. Ответчики не исполняют должным образом своих обязанностей, что в свою очередь нарушает права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану здоровья и жизнь.
Представитель третьего лица МОУ «Средняя школа № 77» - Чеснокова Т.С. иск прокурора поддержала.
Представитель третьего лица Центр дорожного и технического надзора пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по ЯО в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика, он же представитель третьего лица мэрии г. Ярославля, Горюнов Д.В. иск не признал, т.к. считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Суд считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, представителя третьего лица Чеснокову Т.С., представителя ответчика и третьего лица – Горюнова Д.В., изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
В силу ст. 1 ФЗ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года, задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Указанным Федеральным законом предусмотрены государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, который организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Под «обеспечением безопасности дорожного движения» понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, при проведении прокуратурой Заволжского района г. Ярославля проверки по соблюдению законодательства об обеспечении доступности услуг общего образования, в том числе в части исполнения требований безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в части затрагивающей права и интересы учащихся образовательных учреждений, выявлен факт отсутствия тротуаров или пешеходных дорожках, пешеходных ограждений, искусственных неровностей, дорожных знаков, факт наличия многочисленных повреждений проезжей части автомобильной дороги по ул. Комарова, ул. 50 лет ВЛКСМ и ул. Ветеранов г. Ярославля.
Согласно п. 6.1.1. ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 года № 120-ст, разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.
Согласно п. 6.3.2. ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», дорожная разметка не должна иметь дефектов в виде износа и разрушения, изменения светотехнических характеристик.
В письменном отзыве ответчик признает факт не надлежащего состояния горизонтальной дорожной разметки в районе дома № 1А по ул. Комарова г. Ярославля и свою ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, возложенную Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом N 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года. Утверждение стороны ответчика о том, что горизонтальная дорожная разметка будет в 2020 году восстановлена, не может быть основанием к отказу в удовлетворении иска.
Требования прокурора об обязании ответчика нанести соответствующую горизонтальную дорожную разметку, предусмотренную требованиями ГОСТов, в районе дома № 1А по ул. Комарова г. Ярославля следует признать обоснованными, законными и удовлетворить.
Согласно п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В письменном отзыве ответчик признает факт не надлежащего состояния покрытия проезжей части автомобильной дороги в виде выбоин в районе дома № 1А по ул. Комарова г. Ярославля и свою ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, возложенную Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом N 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года. Утверждение стороны ответчика о том, что горизонтальная дорожная разметка будет в 2020 году восстановлена, не может быть основанием к отказу в удовлетворении иска. Утверждение стороны ответчика о том, что покрытие проезжей части автомобильной дороги будет в 2020 году восстановлено, не может быть основанием к отказу в удовлетворении иска.
Требования прокурора об обязании ответчика устранить повреждения покрытия проезжей части автомобильной дороги в виде выбоин в районе дома № 1А по ул. Комарова г. Ярославля следует признать обоснованными, законными и удовлетворить.
Согласно п. 6.1. ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Ростехрегулирования за № 295-ст от 11.12.2006, на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением устраивают искусственные неровности.
В силу п. 6.2. ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
В письменном отзыве ответчик признает факт не надлежащего состояния искусственной неровности в районе дома № 1А по ул. Комарова г. Ярославля и свою ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, возложенную Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом N 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года. Утверждение стороны ответчика о том, что горизонтальная дорожная разметка будет в 2020 году восстановлена, не может быть основанием к отказу в удовлетворении иска. Утверждение стороны ответчика о том, что искусственная неровность будет в 2020 году восстановлена, не может быть основанием к отказу в удовлетворении иска.
Требования прокурора об обязании ответчика устранить повреждения искусственной неровности в районе дома № 1А по ул. Комарова г. Ярославля следует признать обоснованными, законными и удовлетворить.
В письменном отзыве ответчик указал, что требования прокурора об обязании оборудования искусственной неровности на ул. 50 лет ВЛКСМ (со стороны д. 3 и 3А по ул. Комарова) не соответствуют требованиям ГОСТ Р52605-2006. Указанный отрезок автомобильной дороги не является аварийно-опасным и имеет достаточную видимость.
В силу п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст) искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Искусственные неровности допускается устраивать и в иных случаях на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий.
Исходя из приведенных норм права, обязанность по обустройству искусственными неровностями возникает на тех участках автомобильных дорог вблизи детских учреждений, которые обустроены наземным пешеходным переходом.
Таким образом, в рассматриваемом случае правоотношений обстоятельством, имеющим существенное значение для дела, является наличие на участке дороги вблизи школы наземного пешеходного перехода.
Как следует из плана-схемы района расположения МОУ «Средняя школа № 77» по ул. Ветеранов на пересечении с ул. Комарова г. Ярославля имеется наземные нерегулируемый пешеходный переход.
Требования прокурора об обязании ответчика оборудовать искусственные неровности на ул. 50 лет ВЛКСМ (со стороны д. 3 и д. 3А по ул. Комарова) следует признать обоснованными, законными и удовлетворить.
Согласно п. 8.1.29 ГОСТ Р52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют у всех нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.
Прокурор в судебном заседании уточнила требования и просила обязать ответчика оборудовать в соответствии с требованиями нормативных документов ограничивающие пешеходные ограждения в районе нерегулируемого пешеходного перехода на ул. Комарова г. Ярославля.
В письменном отзыве ответчик признает факт необходимости обустройства ограничивающих пешеходных ограждений в районе нерегулируемого пешеходного перехода на ул. Комарова г. Ярославля и свою ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, возложенную Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом N 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года. Утверждение стороны ответчика о том, что горизонтальная дорожная разметка будет в 2020 году восстановлена, не может быть основанием к отказу в удовлетворении иска.
Требования прокурора об обязании ответчика оборудовать в соответствии с требованиями нормативных документов ограничивающие пешеходные ограждения в районе нерегулируемого пешеходного перехода на ул. Комарова г. Ярославля следует признать обоснованными, законными и удовлетворить.
В соответствии с положениями п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут..
Согласно п. 4.5.1.2. в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
В силу п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Возражения стороны ответчика на иск, в той части, что обустройство тротуаров (пешеходных дорожек) предусмотрено только для автомобильных дорог I – III категорий, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», которым помимо прочего предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (пункты 4.5.1.1, 4.5.1.3).
Поскольку судом установлено, что автомобильная дорога на спорном участке имеет твердое покрытие, находится в черте города, в зоне жилой застройки, постольку установленная категория дороги не имеет правового значения для решения вопроса об обустройстве тротуаров.
Указание в устных возражениях ответчика на то, что отсутствует возможность обустройства спорной дороги тротуарами, суд не принимает во внимание, поскольку доказательств отсутствия реальной технической возможности для приведения указанной дороги в состояние в соответствие с установленными техническими регламентами и другими нормативными документами, ответчиком не представлено.
Требования прокурора об обязании ответчика оборудовать в соответствии с требованиями нормативных документов обустроенную пешеходную дорожку (тротуар) на ул. Ветеранов и ул. 50 лет ВЛКСМ (со стороны д. 3 и 3А по ул. Комарова) г. Ярославля следует признать обоснованными, законными и удовлетворить.
Технические требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта России от 26.09.2017 за № 1245-ст.
Согласно п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно п. 6.2.3 ГОСТ Р 50597-2017 утраченные знаки должны быть установлены в сроки по таблице 6.1.
Согласно требованиям п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов
В письменном отзыве ответчик признает факт не надлежащего состояния имеющихся дорожных знаков, утрату отдельных дорожных знаков, расположенных около МОУ «Средняя школа № 77» и свою ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, возложенную Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом N 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года. Утверждение стороны ответчика о том, что поврежденные дорожные знаки и часть утраченных будут в 2020 году восстановлены, не может быть основанием к отказу в удовлетворении иска.
Возражения ответчика об отсутствии необходимости установления на ул. Ветеранов г. Ярославля дорожного знака 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 «Зона действия» суд признает безосновательными и не принимает во внимание.
Требования прокурора об обязании ответчика установить: в районе дома № 17 по ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ярославля дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность»; дорожный знак 5.19.2 «пешеходный переход»; дорожный знак 1.23 «Дети» с табличкой 8.21 «Зона действия» на ул. Ветеранов г. Ярославля; заменить на ул. Комарова г. Ярославля дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» на дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход», следует признать обоснованными, законными и удовлетворить.
Невыполнение обязанностей по содержанию дорог в надлежащем состоянии в соответствие с установленными требованиями, может привести к жертвам среди участников дорожного движения.
Требования прокурора в целом следует признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, ст. 1 ФЗ за № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля об обязании обустройства проезжей части тротуарами (пешеходными дорожками), установления пешеходного ограждения, искусственных неровностей, установления (восстановления) дорожных знаков, нанесения дорожной горизонтальной разметки, устранения многочисленных повреждений проезжей части удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу по ул. Комарова в районе дома №1А, ул. Ветеранов, ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ярославля в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52289-2019:
- в районе дома № 1А по ул. Комарова г. Ярославля устранить повреждения проезжей части в виде выбоин;
- в районе дома № 1А по ул. Комарова г. Ярославля нанести горизонтальную дорожную разметку;
- в районе дома № 1А по ул. Комарова г. Ярославля устранить повреждения искусственной неровности;
- на ул. 50 лет ВЛКСМ (со стороны дома № 3 и дома № 3А) оборудовать искусственные неровности;
- на ул. Комарова г. Ярославля на участке в районе нерегулируемых пешеходных переходов установить ограничивающее пешеходные ограждения;
- на ул. Ветеранов и ул. 50 лет ВЛКСМ (со стороны дома № 3 и дома № 3А) оборудовать пешеходную дорожку (тротуар);
- установить (восстановить): в районе дома № 17 по ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ярославля дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность»; дорожный знак 5.19.2 «пешеходный переход»; дорожный знак 1.23 «Дети» с табличкой 8.21 «Зона действия» на ул. Ветеранов г. Ярославля; заменить на ул. Комарова г. Ярославля дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» на дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход».
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд.
Судья Л.Л. Добровольская