Решение по делу № 2а-2592/2021 от 18.08.2021

Дело № 2а-2592/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(полный текст)

20 августа 2021 года                                                город Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего судьи Григорьевой У.С.,

при секретаре судебного заседания Луциве И.Н.,

административного истца Самойлова А.О.,

его представителя, а также заинтересованного лица Политическая партия "Справедливая Россия – патриоты – за правду" Грошева В.Е.,

представителя административного ответчика, а также заинтересованного лица «Севастопольская городская избирательная комиссия» Бариевой А.Е.,

помощника прокурора Нахимовского района г. Севастополя Василенко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Самойлова ФИО10 к Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района г. Севастополя, заинтересованные лица: Севастопольская городская избирательная комиссия, Политическая партия "Справедливая Россия – патриоты – за правду" об отмене решения территориальной избирательной комиссии,

установил:

Самойлов А.О. обратился с иском к территориальной избирательной комиссии ФИО10 района г. ФИО10 о признании незаконным решения от ФИО10ФИО10 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва Самойлова ФИО10 по пятимандатному избирательному округу № 1» на выборах депутатов ФИО10 муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии «ФИО10» в городе ФИО10. Требования мотивированы тем, что территориальная избирательная комиссия ФИО10 района города ФИО10 (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 Андреевский муниципальный округ) при принятии решения об отказе в регистрации кандидата не применила положения законодательства, предусматривающего возможность кандидата, выдвинутого избирательным объединением, не представлять копию документа о регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, в случае представления указанного документа другим кандидатом, выдвинутым этим же избирательным объединением и представившим указанный документ в избирательную комиссию первым (часть 5 статьи 40 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя № 20-ЗС). Указанное нарушение повлекло нарушение избирательных прав истца, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Административный истец, а также его представитель исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика, просила отказать в удовлетворении требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях.

Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ввиду того, что кандидатом не предоставлены документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении (в данном случае в соответствии с часть 4 статьи 37 Закона города № 20-ЗС до 22.07.2021 года) и для регистрации кандидата.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статьями 130, 131 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в муниципальных образованиях.

В целях формирования органа местного самоуправления проводятся выборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан быть избранными в органы местного самоуправления является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

Определяя основные гарантии избирательных прав, Федеральный закон № 67-ФЗ устанавливает также порядок выдвижения и регистрации кандидатов, действия участников избирательного процесса в период избирательной кампании.

В соответствии с подпунктом 19 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательной кампанией признается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Так согласно структуре органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования города Севастополя Андреевский муниципальный округ, входящего в число образованных на территории города Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от 03.06.2014 №17-ЗС «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе» внутригородских муниципальных образований (всего 10 внутригородских муниципальных образований), входит представительный орган муниципального образования – Совет Андреевского муниципального округа, состоящий из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах (статья 24 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя - Андреевский муниципальный округ).

Выборы депутатов Совета ФИО10 округа третьего созыва назначены Решением Совета Андреевского муниципального округа города ФИО10 от ФИО10ФИО10

Решение опубликовано в газете «ФИО10» выпуск от ФИО10ФИО10) и с этого периода начинается избирательная кампания для кандидатов и других участников избирательного процесса.

Подготовку и проведение муниципальных выборов в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организует избирательная комиссия муниципального образования в установленном Федеральным законом № 67-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации порядке.

Согласно пункта 4 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

Решением ФИО10 городской избирательной комиссии от ФИО10ФИО10 полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования ФИО10 округ возложены на Территориальную избирательную комиссию ФИО10 района города ФИО10.

Избирательная комиссия муниципального образования ФИО10 округ (в лице Территориальной избирательной комиссии ФИО10 района города ФИО10) в пределах своей компетенции, определенной положениями статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, как избирательная комиссия в силу подпункта 24 статьи 2 организующая выборы, осуществляет руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.

Согласно статьи 19 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» в систему избирательных комиссий по выборам депутатов в представительный орган муниципального образования, в том числе входят окружные избирательные комиссии.

Окружные избирательные комиссии обеспечивают подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования в пределах компетенции, предусмотренной статьей 25 Федерального закона №67-ФЗ, в том числе, осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа, регистрацию кандидатов, выдвинутых по соответствующему избирательному округу.

Из части 4 статьи 19 Закона города № 20-ЗС следует, что полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных (многомандатных) избирательных округов могут возлагаться на избирательную комиссию муниципального образования (в случае возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию – на эту территориальную избирательную комиссию).

Согласно статье 10 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя – Андреевский муниципальный округ депутаты внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой в силу части 1 статьи 13 Закона города № 20-ЗС образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа.

По выборам депутатов Совета Андреевского муниципального округа в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ образованы многомандатные избирательные округа сроком на 10 лет – пятимандатный избирательный округ № 1, пятимандатный избирательный округ № 2 (по 5 мандатов на каждый избирательный округ) (постановление Севастопольской городской избирательной комиссии от 25.06.2014 № 9/47-1 в редакции от 30.06.2014 № 10/503-1).

Решением Территориальной избирательной комиссии ФИО10 района города ФИО10 (избирательной комиссии внутригородского муниципального образования ФИО10 округ) от ФИО10ФИО10 полномочия окружных избирательных комиссий пятимандатных избирательных округов № ФИО10, № ФИО10 ФИО10 округ в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 67-ФЗ возложены территориальной избирательной комиссией Нахимовского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ на территориальную избирательную комиссию ФИО10 района.

Условия и порядок выдвижения кандидатов избирательным объединением регулируются положениями статей 32, 33, 35 Федерального закона № 67-ФЗ.

Определяя условия выдвижения кандидатов, Федеральный закон № 67-ФЗ устанавливает, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 указанного Федерального закона в окружную избирательную комиссию, с учетом требований пункта 1 части 4 статьи 40 Закона города № 20-ЗС, официально заверенную уполномоченным органом избирательного объединения копию свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения (пункт 14.5 статьи 35). При этом данный Федеральный закон № 67-ФЗ напрямую не оговаривает возможность представления документов, содержащих указанные сведения, после подачи в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, а лишь допускает возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также замену документов, оформленных с нарушением установленных требований.

Согласно положениям пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 48 Закона города № 20-ЗС кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, а также в иные документы в целях приведения их в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Заменить представленный документ кандидат вправе только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. При отсутствии копии какого-либо документа, предусмотренного пунктом 2.2. статьи 33 указанного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 48 Закона города Севастополя № 20-ЗС, установлено, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Судом установлено, что Самойлов Андрей Олегович уведомил окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа № 1 о своем выдвижении 21.07.2021 (подтверждение от 21.07.2021 в 15 часов 35 минут).

Из представленных документов следует, что Самойлов А.О. выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии «ФИО10» в городе Севастополе. При этом представлена заверенная копия свидетельства о государственной регистрации Регионального отделения политической партии «ФИО10».

Документы для регистрации кандидата представлены им ФИО10 (подтверждение приема документов от ФИО10 ФИО10 минут).

ФИО10 года на заседании Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, были выявлены недостатки в части оформления заявления о согласии баллотироваться; сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах; первого финансового отчета. Кандидату направлено соответствующее извещение (решение ТИК от 09.08.2021 72/597-2).

Самойлов А.О. воспользовался своим правом и в соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ представил в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа № 1 ФИО10 округ уточнения в документы, представленные им ранее, а также копию свидетельства о государственной регистрации выдвинувшего его избирательного объединения Региональное отделение Социалистической политической партии «ФИО10» в городе Севастополе (подтверждение от ФИО10 в 16 часов 05 минут).

13.08.2021 года территориальной избирательной комиссией Нахимовского района с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 Андреевский муниципальный округ принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва Самойлова Андрея Олеговича по пятимандатному избирательному округу № 1 в связи с отсутствием необходимых для регистрации документов.

Таким образом, принимая оспариваемое решение, территориальная избирательная комиссия Нахимовского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии по пятимандатному избирательному округу № ФИО10 ФИО10 округ правомерно исходила из того, что кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении (в данном случае в соответствии с часть 4 статьи 37 Закона города № 20-ЗС до 22.07.2021 года) и для регистрации кандидата, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.

Соответствующий подход в отношении понимания и применения приведенных законоположений нашел свое подтверждение, в частности, в пункте 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 № 235/1486-6).

Аналогичное по своему содержанию толкование приведенных норм закона приведены в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2013 № 460АПГ13-11, от 27.08.2013 № 8-АПГ13-8, от 01.02.2012 № 33-Г12-2 и др.).

Данная правовая позиция также соответствует конституционному принципу равенства, оказывающему регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования прав, приобретаемых на основании закона и означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2006 № 7-П, 05.04.2007 № 5-П, 26.02.2010 № 4-П и др.).

Самойловым А.О. не приведены какие-либо доводы о возможном наличии тех или иных исключительных по своему характеру обстоятельств, которые могли бы объективно препятствовать кандидату представить в окружную избирательную комиссию соответствующий документ в установленный срок, то есть одновременно с заявлением о согласии баллотироваться.

Доводы административного истца, сводящиеся к наличию у него права не представлять указанный документ со ссылкой на часть 5 статьи 40 Закона города Севастополя № 20-ЗС, в связи с тем, что Грошев В.Е., выдвинутый тем же избирательным объединением, но по многомандатному избирательному округу, образованному в другом внутригородском муниципальном образования города ФИО10 (ФИО10 муниципальный округ) для проведения выборов представительного органа этого муниципального образования, не влияет на законность принятого окружной избирательной комиссией пятимандатного избирательного округа № 1 Андреевский ФИО10 округ решения об отказе в регистрации кандидата Самойлова А.О., учитывая также то, что в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округ № 1 ФИО10 округ Грошев В.Е., как и в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа № ФИО10 ФИО10 округ, заявление о согласии баллотироваться не подавал. Приведенные доводы административного истца противоречат порядку уведомления о выдвижении кандидата, установленного статьями 33 и 35 Федерального закона № 67-ФЗ, а также нарушают провозглашенный частью 1 статьи 39 названного Федерального закона принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, при соблюдении которого каждый кандидат лично обязан представить в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, необходимые для регистрации документы. Неисполнение такой обязанности влечет установленные законом негативные последствия в виде отказа в регистрации кандидата в депутаты.

Учитывая, что Самойлов А.О. принял решение баллотироваться в депутаты Совета ФИО10 округа третьего созыва, подал заявление о согласии баллотироваться в депутаты в территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя ФИО10 округ, а также с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 Андреевский муниципальный округ) и решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского ФИО10 округа третьего созыва по пятимандатному избирательному округу №1 принимала территориальная избирательная комиссию Нахимовского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № ФИО10 ФИО10 округ), то, приведенные доводы административного истца с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации и практики их применения, исходя из системного толкования положений Федерального закона № 67-ФЗ (подпункты 9, 10, 19, 41, 49 статьи 2, статьи 18, 20, 24, 25, 32, пункты 2.2, 5 статьи 33, пункты 14.4, 14.6 статьи 35, пункт 1.1 статьи 38, статья 39) не могут рассматриваться как нарушающие избирательные права кандидата.

Руководствуясь статьями 175 – 179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Самойлова ФИО10 к Территориальной избирательной комиссии ФИО10 района г. ФИО10, заинтересованные лица: Севастопольская городская избирательная комиссия, Политическая партия "ФИО10 – за правду" об отмене решения территориальной избирательной комиссии - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение пяти дней со дня его вынесения в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение принято в окончательной форме 23.08.2021.

Председательствующий                            У.С. Григорьева

2а-2592/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Самойлов Андрей Олегович
Прокуратура Нахимовского района г. Севатсополя
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Нахимовского района города Севастополя
Другие
Политическая партия "Справедливая Россия - патриоты - за правду"
Севастопольская городская избирательная комиссия
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Григорьева Ульяна Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
18.08.2021Регистрация административного искового заявления
18.08.2021Передача материалов судье
18.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2021Подготовка дела (собеседование)
18.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее