Решение по делу № 2а-208/2018 от 23.04.2018

Дело № 2а-208/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Ромоданово 28 апреля 2018 г.

Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Долговой О.В.,

при секретаре Любимовой К.И.,

с участием в деле:

административного истца Трубкиной С.С.

административного ответчика - судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия Поваровой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Трубкиной Светланы Степановны о признании незаконными действий судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Трубкина С.С. обратилась в Ромодановский районный суд Республики Мордовия с административным иском о признании незаконными действий судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Административное исковое заявление мотивировано тем, что на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с неё в пользу акционерного общества "Тинькофф Банк" (далее - АО "Тинькофф Банк") денежной суммы в размере 166 527 руб. 97 коп. ДД.ММ.ГГГГ, постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство -ИП.

ДД.ММ.ГГГГ Трубкина С.С. обратилась Отдел судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия с заявлением о снижении удержаний по исполнительному листу.

Постановлением судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия Поваровой А.О от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на пенсию и иные доходы должника Трубкиной С.С. и постановлено производить удержания ежемесячно в размере 40 % пенсии и иных доходов должника.

Не согласившись с вышеуказанными действиями судебного пристава - исполнителя по удержанию 40 % от размера её дохода, просит признать их незаконными и возложить обязанность устранить допущенные нарушения, поскольку данные действия нарушают её права. Указывает, с учётом уровня её доходов, состоящих из пенсии, а также необходимостью ежемесячно оплачивать коммунальные услуги и приобретать лекарственные средства, оставшихся после удержания денежных средств недостаточно для обеспечения жизненно необходимых потребностей.

В судебном заседании административный истец Трубкина С.С. административные исковые требования поддержала в полном объёме. Пояснила, что денежных средств, оставшихся после удержаний по исполнительному листу в размере 40 % процентов, ей недостаточно для покупки продуктов питания. Бремя по оплате коммунальных услуг она несёт единолично, поскольку собственник жилого дома - её супруг Трубкин Н.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, оставив при жизни завещание на сына Трубкина П.Н., который вступил в наследство, но не оформил своих прав на вышеуказанный жилой дом, где они в настоящее время оба зарегистрированы. При этом, её сын Трубкин П.Н. не оплачивает вышеназванные платежи, поскольку периодически находится на заработках в разных регионах страны.

Просила признать действия судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия по удержанию 40% от размера её доходов незаконными. Дополнительно пояснила, что при определении размера удержаний, судебным приставом-исполнителем не было учтено её материальное положение, а также то, что она является инвалидом третьей группы по общему заболеванию. Кроме того, пояснила, что фактически её заявление о снижении размера удержаний по исполнительному листу рассмотрено административным ответчиком не было, мотивов принятого им решения в постановлении не изложено.

Административный ответчик - судебный пристав - исполнитель Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия Поварова А.О. административные исковые требования не признала, просила в иске отказать. Пояснила, что, принимая решение об определении размера подлежащих удержанию процентов от дохода должника Трубкиной С.С., она действовала в соответствии с задачами исполнительного производства.

Представитель административного ответчика - Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - АО "Тинькофф Банк" в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом, предоставил суду письменное заявление с просьбой о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствие, просил в удовлетворении административных исковых требований Трубкиной С.С. отказать в полном объёме.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия Поваровой А.О. на основании исполнительного листа, выданного Ромодановским районным судом Республики Мордовия, возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с должника Трубкиной С.С. в пользу взыскателя ОА "Тинькофф Банк" задолженности по кредитным платежам в размере 166 527 руб. 97 коп. (л.д.3,65).

Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В предоставленный срок решение суда в добровольном порядке должником Трубкиной С.С. исполнено не было.

Судебный пристав - исполнитель, установив, что Трубкина С.С. имеет доходы в виде пенсии, ДД.ММ.ГГГГ вынесла постановление об обращении взыскания на пенсию должника, размер ежемесячных удержаний установлен в размере 50 % пенсии и иных доходов должника. Постановление направлено для исполнения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия (л.д.67-68).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ ограничен выезд Трубкиной С.С. из Российской Федерации сроком на шесть месяцев (л.д.69).

ДД.ММ.ГГГГ наложен арест на имущество должника Трубкиной С.С. (70-72).

ДД.ММ.ГГГГ Трубкина С.С. обратилась в Отдел судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия с заявлением о снижении размера ежемесячных удержаний из пенсии должника по исполнительному листу, в связи с тем, что оставшихся после удержания денежных средств недостаточно для обеспечения её жизненно необходимых потребностей, приложив при этом к заявлению товарные чеки на покупку лекарств, а также ксерокопии квитанций по оплате коммунальных услуг (л.д.73-74).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия Поваровой А.О. обращено взыскание на пенсию должника, размер ежемесячных удержаний установлен в размере 40 % пенсии и иных доходов должника. Постановление направлено для исполнения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия (л.д.4-5, 93-94).

В соответствии с положениями части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на пенсию должника, которым административным ответчиком установлен размер ежемесячных удержаний и с которым выражает несогласие Трубкина С.С. в силу неправомерных действий ответчика по его определению, было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, а административный иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, срок для обращения с административным иском в суд Трубкиной С.С. соблюдён.

Согласно сведений о размере выплат застрахованного лица по линии Пенсионного фонда Российской Федерации, предоставленных административным истцом, Трубкина С.С. является получателем страховой пенсии и единовременной денежной выплаты. Общая сумма выплат по состоянию на апрель 2018 года составляет 11 126 рублей 02 копейки (л.д.6-9).

Сведений об иных доходах материалы исполнительного производства -ИП не содержат.

Согласно справки серии МСЭ-2015 Трубкина С.С. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Из справок, выданных ГБУЗ Республики Мордовия "Ромодановская поликлиника" ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, усматривается, что Трубкина С.С. имеет ряд заболеваний, лечение которых требует постоянного приёма лекарственных средств (л.д.12,129).

Из квитанций по оплате лекарственных средств следует, что в среднем для приобретения лекарственных средств Трубкина С.С. ежемесячно необходимо от 1201 руб. до 2 224 руб. (л.д.22-32,82-84).

Согласно выписки из домовой книги, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают Трубкина Светлана Степановна и Трубкин Павел Николаевич.

Из имеющихся в материалах дела квитанций по оплате коммунальных услуг по содержанию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> усматривается, что лицевые счета открыты на имя Трубкина Николая Григорьевича, а также Трубкина Павла Николаевича, в строке подпись плательщика имеется подпись "Трубкина". Ежемесячные платежи по оплате коммунальных услуг в среднем составляют 2500 руб. (л.д.14-21,78-81).

Из материалов наследственного дела , усматривается, что на основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ, Трубкин П.Н. является наследником имущества Трубкина Н.Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное имущество состоит из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

Таким образом, с учётом производимых удержаний в размере 40 % из пенсии должника, а также необходимостью приобретения лекарственных средств и оплаты коммунальных услуг, для обеспечения жизненно необходимых потребностей Трубкиной С.С. остаётся в среднем 2000 рублей.

В силу статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ, Федеральный закон "Об исполнительном производстве") исполнительное производство осуществляется, в том числе, на основании принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) предусмотрена возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Поскольку положения частей 2 и 3 статьи 99 Федерального закона N 229-ФЗ и части 3 статьи 29 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов, в том числе страховой пенсии должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника и обеспечивал необходимый уровень его существования.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О, от 22 марта 2011 года N 350-О-О, от 17 января 2012 года N 14-О-О, от 19 июля 2016 года N 1713-О и др.).

Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать, в числе прочего, размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия для нормального существования и реализации социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа: исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основного содержания прав должника, в частности, с тем, чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.

Между тем, как следует из материалов исполнительного производства, предоставленного по запросу суда административным ответчиком, судебный пристав-исполнитель, получив заявление должника Трубкиной С.С. о снижении размера удержаний из его пенсии, не проверил его материальное положение.

В нарушение предписаний части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, содержащей открытый перечень исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель не запросил необходимые сведения и информацию об имущественном положении должника.

Вместе с тем, при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные статьей 4 поименованного закона: принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель, получив заявление Трубкиной С.С. о снижении размера удержаний по исполнительному листу, обязан был проверить его материальное положение.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 5, 7 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве).

Исходя из приведенных положений закона следует, что по результатам рассмотрения заявления должника Трубкиной С.С., судебным приставом-исполнителем должно было быть вынесено постановление об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении данного заявления, однако такая обязанность судебным приставом-исполнителем исполнена не была.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

При таких обстоятельствах оспариваемые в рамках настоящего дела действия судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия Поваровой А.О. по установлению удержаний по исполнительному листу в размере 40% требованиям закона не соответствуют и нарушают права административного истца, в связи с чем административное исковое заявление Трубкиной С.С. о признании незаконными действий судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Трубкиной Светланы Степановны о признании незаконными действий судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать действия судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия по установлению удержаний по исполнительному листу в размере 40% незаконными.

Возложить на судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Ромодановскому району УФССП России по Республике Мордовия обязанность устранить допущенные нарушения, путём повторного рассмотрения заявления Трубкиной Светланы Степановны о снижении размера удержания из пенсии должника.

На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Ромодановский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Ромодановского районного

суда Республики Мордовия О.В. Долгова

2а-208/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Трубкина Светлана Степановна
Ответчики
АО "Тинькофф Банк"
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Ромодановскому району УФССП России по РМ
Суд
Ромодановский районный суд Республики Мордовия
Судья
Долгова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
romodanovsky.mor.sudrf.ru
19.05.2020Регистрация административного искового заявления
19.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Подготовка дела (собеседование)
19.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее