Решение по делу № 8а-1876/2021 [88а-2960/2021] от 26.02.2021

Дело № 2а-2466/2020

      № 88а-2960/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                     7 апреля 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено    15.04.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Кудриной Я.Г., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства природных ресурсов Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 11 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к министерству природных ресурсов Хабаровского края, заинтересованные лица: Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Федеральное агентство водных ресурсов, о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Царевой М.Г., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

    Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований просил предоставить в установленном порядке сведения о границах береговой линии, водоохранных зон и прибрежных защитных полос р.Уссури, включая географические материалы, в Амурское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр; обязать министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу установить на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы р.Уссури посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения указанных рек с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

    В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований водоохранного законодательства выявлено отсутствие определенной в установленном законом порядке береговой линии, водоохраннной зоны и прибрежной защитной полосы реки Уссури. Река Уссури является одним из главных притоков р.Амур на территории Хабаровского края. Качество воды притоков р.Уссури в текущем году находится на уровне 4 класса (грязная). В соответствии с информацией министерства природных ресурсов Хабаровского края в р.Уссури осуществляется сброс сточных вод, в связи с чем указанный водный объект испытывает антропогенное воздействие. Вместе с тем, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, береговая линия р.Уссури не определялись. Мероприятия по установлению береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы по указанному водному объекту в текущем финансовом году не запланированы. Проверить соблюдение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения ее вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира р.Уссури не представляется возможным. Отсутствие установленной в порядке, определенном водным законодательством границы р.Уссури, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы исключает надлежащую охрану вводного объекта, нарушает принципы водного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, Российской Федерации как собственника водного объекта.

    Определением суда от 3 июля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Федеральное агентство водных ресурсов.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2020 года административные исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены: на министерство природных ресурсов Хабаровского края возложена обязанность предоставить в установленном порядке сведения о границах береговой линии, водоохранных зон и прибрежных защитных полос р.Уссури, включая картографические материалы, в Амурское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр; в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу установить на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р.Уссури посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения указанных рек с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

     26 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба министерства природных ресурсов Хабаровского края, поданная через Центральный районный суд г.Хабаровска 16 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей позиции административный откатчик указал, что в ходе судебного разбирательства судом не установлено, в чем заключается бездействие министерства, какую норму права министерство нарушило своим бездействием и к каким последствия данное бездействие привело. Одномоментно определить, установить координаты и описать береговую линию, водоохраннную зону и прибрежную защитную полосу всех водных объектов края невозможно. Министерство выполняло переданные полномочия в пределах финансирования, предоставленного из федерального бюджета. Субвенции на выполнение работ по размещению специальных информационных знаков на местности в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р.Уссури до настоящего времени Хабаровскому краю не выделены.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2021 года кассационная жалоба министерства природных ресурсов Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Царевой М.Г., изучив письменные возражения Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями с частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно статье 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения.

Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В силу пункта 59 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление государственного мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации.

Из содержания частей 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса РФ следует, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 (далее - Правила), установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Пунктом 3 Правил определено, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации).

При этом, в целях установления соответствующих границ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков (пункт 4 Правил).

Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии (пункт 6 Правил).

Согласно пункту 3.1.3.25 Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26 марта 2019 года N 106-пр, министерство во исполнение возложенных на него задач осуществляет, в том числе в предусмотренных законодательством случаях за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах компетенции края установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, по данным государственного водного реестра на территории Хабаровского края расположена река Уссури, длина водотока составляет 588 км.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения министерством природных ресурсов Хабаровского края природоохранного законодательства, в ходе которой выявлено, что границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Уссури не установлены, границы водоохранных зон и границы прибрежной защитной полосы на картографических материалах не отображены. Отсутствие описания и установления на местности границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Уссури способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Приказом Амурского бассейнового водного управления от 25 августа 2014 года № 05-07/79 утверждена Схема комплексного использования и охраны водных объектов реки Амур на 10 лет, в которую включена река Уссури.

Согласно книге 6.7 СКИВО в отношении р.Уссури запланированы мероприятия по проведению работ по определению (корректировке) границ и обустройству водоохранных зон и выносу их в натуру. Данные работы и финансирование на их проведение предусмотрено с 2018 по 2020 годы. В то же время в ходе проведения прокурорской проверки установлено и не оспаривается административным ответчиком, что до настоящего времени работы по установлению на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы р.Уссури посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа не проведены.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2019 года № 716 утверждены целевые программы прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации на 2019 года, согласно которому на 2019 год из бюджета Российской Федерации Хабаровскому краю на мероприятия по установлению водоохранных зон выделены субвенции.

22 августа 2019 года Правительством Хабаровского края утвержден перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2019 году, в который включены: определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Уссури с протоками на территории Хабаровского края.

В целях исполнения утвержденных целевых показателей и освоения предоставленных субвенций 28 октября 2019 года между министерством природных ресурсов Хабаровского края (заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (исполнитель) заключен государственный контракт на выполнение работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Уссури с протоками на территории Хабаровского края.

20 декабря 2019 года министерством природных ресурсов Хабаровского края и ООО «<данные изъяты>» подписан акт выполненных работ по государственному контракту от 28 октября 2019 года .

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком исполнены требования прокурора в части выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Уссури на территории Хабаровского края. Однако, сведения о границах водоохранных зон и прибрежной защитной полосы реки Уссури в соответствующий орган не представлены, требования об установлении специальных информационных знаков не исполнены, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.

Вопреки доводам кассационной жалобы, министерством природных ресурсов Хабаровского края не представлено доказательств обращения в Росводресурсы для выделения субвенций на выполнение работ по размещению специальных информационных знаков на местности в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Уссури.

Иные доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в суде кассационной инстанции не допускается.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 11 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства природных ресурсов Хабаровского края – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-1876/2021 [88а-2960/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство Природных ресурсов Хабаровского края
Другие
Федеральное агенство природных ресурсов
Амурское бассейное водное управление Федерального агенства водных ресурсов
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Кудрина Яна Геннадьевна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
07.04.2021Судебное заседание
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее