РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Залегощь Орловской области 25 июля 2022 года
Залегощенский районный суд Орловской области в составе председательствующего Рожко О.В., при секретаре Кузиной Н.А., с участием прокурора Трубихиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Залегощенского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ломецкая средняя общеобразовательная школа», администрации Залегощенского района Орловской области и отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Залегощенского района Орловской области о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Залегощенского района Орловской области, действуя в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломецкая средняя общеобразовательная школа» (далее – школа), расположенная по адресу: <адрес>, является объектом четвертой категории опасности.
Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований п. 2.2.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 3.10 ГОСТ Р 57278-2016 «Ограждения защитные. Классификация. Общие положения» и п. 4 СН 441-72* Указаний по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений (п. 9 таблицы) собственная территория школы по периметру ограждения из стальной сети высотой 1,2 мне ограждена, то есть, целостность ограждения школы нарушена (ограждения по всему периметру территории школы не имеется), что не обеспечивает безопасность школьников во время учебного процесса, так как отсутствие надлежащего ограждения способствует нахождению посторонних лиц на участке школы и свободному проезду автотранспорта по её территории.
Отсутствие надлежащего периметрального ограждения школы отрицательно сказывается на комплексной безопасности пребывающих в ней лиц, поскольку антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость школы не обеспечена, что в свою очередь нарушает права обучающихся на охрану их жизни и здоровья.
Несмотря на то, что по факту выявленного нарушения прокурором в адрес школы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были внесены представления, до настоящего времени периметральное ограждение образовательного учреждения в надлежащее техническое состояние не приведено.
В соответствии с п. 1.7 Устава школы её учредителем, обеспечивающим правовые, финансовые и материально-технические условия для планомерного функционирования образовательного учреждения, является муниципальное образование Залегощенский район Орловской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация Залегощенского района Орловской области (далее – администрация) в лице отдела образования молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Залегощенского района Орловской области (далее – отдел образования).
Это означает, что обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленного нарушения возлагается на администрацию в лице отдела образования, как учредителя школы.
При таких обстоятельствах прокурор просит суд:
- обязать школу в течение четырнадцати дней со дня вступления решения в законную силу направить в отдел образования заявку на выделение денежных средств, необходимых для проведения мероприятий по ремонту и установке периметрального ограждения территории школы;
- обязать отдел образования в течение четырнадцати дней со дня получения указанной заявки произвести расчет стоимости работ по ремонту и установке периметрального ограждения территории школы и направить соответствующую заявку о выделении необходимых денежных средств в администрацию;
- обязать администрацию в течение месяца со дня поступления соответствующей заявки провести финансирование мероприятий по ремонту и установке периметрального ограждения территории школы;
- обязать школу провести мероприятия по ремонту и установке периметрального ограждения территории школы в течение двух месяцев со дня получения денежных средств на указанные цели.
В судебном заседании представитель истца – прокурор Трубихина А.А. исковые требования поддержала по доводам иска и просила суд их удовлетворить.
Пояснила, что установленные прокурором сроки исполнения заявленных требований направлены на защиту обучающихся, однако при объективной недостаточности денежных средств срок установки надлежащего периметрального ограждения школы может быть увеличен на разумный срок.
Представитель ответчика – директор школы Ливерко Т.В., исковые требования признала и пояснила, что ограждение школы требует замены, однако в указанные прокурором сроки установить надлежащее ограждение невозможно. Мероприятия по восстановлению ограждения проводились, но в целом необходимого результата они не дали. Для проведения работ по установке ограждения школы требуется примерно <данные изъяты> рублей. Планом финансово-хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ год денежные средства на установку периметрального ограждения школы не предусмотрены. После получения денег будут начаты работы по установке ограждения территории школы, проведение которых возможно в теплый период времени.
Представитель ответчика – начальник отдела образования Зубова И.В., исковые требования признала, однако просила суд предоставить более длительный срок для исполнения заявленных прокурором требований, поскольку денежные средства на установку надлежащего ограждения школы в 2022 году не предусмотрены.
Представитель ответчика – представитель администрации Рябцева С.В., исковые требования признала, однако просила суд предоставить более длительный срок для исполнения заявленных прокурором требований, поскольку изыскать необходимые денежные средства для проведения мероприятий по установке ограждения территории школы в ДД.ММ.ГГГГ году невозможно. Судом одновременно рассматривается четыре гражданских дела, предметом которых является обязанность по установке ограждений четырех школ, для чего необходимо <данные изъяты> рублей.
Выслушав объяснения сторон, изучив доводы иска и материалы дела, суд находит исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Одновременно частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований.
Соответственно, прокурор Залегощенского района Орловской области правомочен обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения в сфере образования относится вопрос обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Требования антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) (п. 17 Требований). В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием, а также по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) (п. 24 Требований).
Согласно п. 2.2.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, собственная территория учреждения по периметру ограждается забором.
В соответствии с п. 3.10 ГОСТ Р 57278-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения», утвержденного Приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1742-ст, защитное ограждение представляет собой инженерное средство физической защиты, предназначенное для исключения случайного прохода людей, животных, въезда транспорта, препятствующее проникновению нарушителя на территорию охраняемого объекта.
Согласно п. 4 СН 441-72* Указаний по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 26.05.1972 № 99 (п. 9 таблицы) общеобразовательные школы должны иметь ограждение из стальной сети высотой 1,2 м.
Исходя из указанных норм, следует, что наличие по всему периметру образовательного учреждения целостного ограждения, направленного на обеспечение безопасности обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, является обязательным.
В судебном заседании установлено, что Ломецкая средняя общеобразовательная школа расположена по адресу: <адрес>; согласно паспорту безопасности школа является объектом четвертой категории опасности.
По факту отсутствия надлежащего ограждения территории школы прокурором в адрес школы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были внесены представления, однако до настоящего времени периметральное ограждение образовательного учреждения в надлежащее техническое состояние не приведено.
Так, согласно акту проверки от 17.06.2022 целостность ограждения территории школы нарушена, а частично имеющееся ограждение не соответствует требованиям п. 2.2.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 3.10 ГОСТ Р 57278-2016 «Ограждения защитные. Классификация. Общие положения» и п. 4 СН 441-72* Указаний по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений (п. 9 таблицы).
Выявленные нарушения так же нашли свое отражение в представленных суду фотоиллюстрациях, прилагаемых к указанному акту проверки.
Выявленные нарушения ответчиками не оспаривались.
Все исследованные доказательства суд считает относимыми, допустимыми и достоверными и их совокупность является достаточной для разрешения спора.
Таким образом, в судебном заседании подтверждено, что собственная территория школы по её периметру надлежащим образом не ограждена (целостность ограждения нарушена), что не обеспечивает безопасность школьников и нарушает права обучающихся на охрану их жизни и здоровья. Отсутствие ограждения территории школы так же не обеспечивает безопасность работников образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах суд полагает, что на школу должна быть возложена обязанность по проведению мероприятий по ремонту и установке периметрального ограждения территории образовательного учреждения.
В тоже время, учитывая, что финансовые и иные условия для планомерного функционирования школы осуществляются её учредителем, функции и полномочия которого исполняет администрация в лице отдела образования, обязанность по финансированию мероприятий, направленных на организацию соответствующих работ возлагается на администрацию в лице отдела образования, как учредителя школы.
Поскольку для выполнения комплекса работ по ремонту и установке периметрального ограждения территории школы требуется составление смет расходов и работ, а так же необходимы финансовые затраты, изыскание которых требует определенного временного периода, суд полагает возможным предоставить ответчикам разумный срок для исполнения заявленных прокурором требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Залегощенского района Орловской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломецкая средняя общеобразовательная школа» Залегощенского района Орловской области в течение четырнадцати дней со дня вступления решения в законную силу направить в отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Залегощенского района Орловской области заявку на выделение денежных средств, необходимых для проведения мероприятий, направленных на ремонт и установку периметрального ограждения территории школы, обеспечивающего ограничение беспрепятственного доступа на её территорию.
Обязать отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Залегощенского района Орловской области в течение четырнадцати дней со дня получения от муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ломецкая средняя общеобразовательная школа» Залегощенского района Орловской области заявки на выделение денежных средств произвести расчет стоимости мероприятий, направленных на ремонт и установку периметрального ограждения территории школы, обеспечивающего ограничение беспрепятственного доступа на её территорию, и направить соответствующую заявку о выделении денежных средств на проведение указанных мероприятий в администрацию Залегощенского района Орловской области.
Обязать администрацию Залегощенского района Орловской области в срок до 01.03.2023 выделить денежные средства на проведение мероприятий, направленных на ремонт и установку периметрального ограждения территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ломецкая средняя общеобразовательная школа» Залегощенского района Орловской области, обеспечивающего ограничение беспрепятственного доступа на её территорию.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломецкая средняя общеобразовательная школа» Залегощенского района Орловской области провести мероприятия, направленные на ремонт и установки периметрального ограждения территории школы, обеспечивающего ограничение беспрепятственного доступа на её территорию, в течение трех месяцев со дня получения денежных средств на указанные цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Залегощенский районный суд Орловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое составлено 29.07.2022.
Председательствующий Рожко О.В.