Дело № 2а-758/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22.08.2019 г. Амурск, Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Парфенова Е.С.,
с участием представителя административного истца Якубовича В.С., действующего на основании доверенности от 25.01.2019, выданной сроком на один год,
при секретаре Лузяниной С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Подойницыной С. А. к Федеральному Государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление Жилищного обеспечения» о признании незаконным решения об исключении из единого реестра граждан на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Подойницына С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении её из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат; об обязании Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить её в единый реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования Подойницына С.А. обосновывает тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ проживает в закрытом военном городке № в <адрес>. Решением Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации она была включена в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек, избранное место жительства – <адрес>. В данном реестре ей был присвоен табельный №.
ДД.ММ.ГГГГ из письма Врио начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № ей стало известно, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она исключена из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и не является участником программы. Из копии письма от ДД.ММ.ГГГГ №, приложенного к письму от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что основанием для принятия решения об её исключении из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков ответчик указал, что её общий стаж трудовой деятельности в организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ составил 9 лет 9 месяцев, т.е. менее 10 лет.
Она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в войсковой части 59131-39 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу по контракту в войсковой части 23491, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в войсковой части 23491 и была уволена в связи с ликвидацией части по п.1 ст.81 КЗОТ РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и была уволена в связи с ликвидацией войсковой части 59113-90 по п.1 ст. 81 ТК РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в войсковой части 5931-39. В войсковых частях Министерства обороны Российской Федерации более 10 лет, следовательно имеет право на обеспечение жилим помещением, а следовательно и состоять на учете в едином реестре граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших получить государственный жилищный сертификат.
Надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства административный истец Подойницына С.А.. в судебное заседание не явилась.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства представитель административного ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку Подойницына С.А. не имеет права на участие в подпрограмме по категории – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».
При таких обстоятельствах, на основании статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного истца Якубович В.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дал пояснения по их существу, настаивал на удовлетворении требований.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные возражения административного ответчика, материалы дела и письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему:
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Как указывает административный истец и не оспаривает ответчик, Подойницыной С.В. о нарушении её прав, выразившихся в исключении из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, стало известно ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление было возвращено Подойницыной С.А.. Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное определение о возврате административного иска было отменено, материалы дела направлены в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии заявления к рассмотрению. Следовательно, днем обращения административного истца с указанным административным исковым заявлением в суд следует считать 27.02.2019
Исходя из изложенного Подойницына С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением в сроки, предусмотренные ст. 219 КАС РФ. Оснований для отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как следует из п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела административный истец на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством Обороны СССР, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в служебном жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке № по <адрес>.
В закрытый военный городок административный истец была вселена до введения в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ Жилищного кодекса РФ.
На основании ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, к правоотношениям по вселению административного истца в жилое помещение, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ, применяются положения Жилищного кодекса РСФСР.
Как следует из сообщения Врио заместителя начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ административный истец была включена в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по Министерству обороны Российской Федерации.
Согласно сообщениям начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 02.11.2017 и от 04.12.2018 административный истец исключена из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и не является участником программы, поскольку истец не отвечает требованиям стю. 108 ЖК РСФСР, общий стаж трудовой деятельности в организациях подведомственных Министерству обороны РФ на 01.03.2005 составил 9 лет 9 месяцев, т.е. менее 10 лет, в связи с чем у Министерства обороны РФ отсутствуют обязательства перед административным истцом по обеспечению его государственным жилищным сертификатом по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».
Как следует из трудовой книжки административный истец с 1992 по 1993 год работала в воинской части 23491, с 1993 по 1998 проходила воинскую службу по контракту в воинской части 23491, в 2000 принята в воинскую часть 23491 на должность стажера ВОХР, в 2003 уволена в связи с ликвидацией венской части 23491. С 2004 по 2013 работала в войсковой части 65273. 13.05.2013 войсковая часть 65273 реорганизована путем присоединения к федеральному казенному учреждению «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа» в качестве обособленного подразделения войсковая часть 59913-90. В связи с ликвидацией войсковой части 59313-90 административный истец была уволена 30.11.2013. С 2014 по настоящее время работала в воинской части 59313-39.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
В статье 108 ЖК РСФСР указано, что из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены: инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; семьи военнослужащих; инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет; лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников; пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Как следует из п. 1 Указа Президента РФ от 30.09.1997 № 1062 (в редакции от 09.07.2007) «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (далее именуются - военнослужащие и некоторые другие категории граждан), является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
В силу подпункта «а» пункта 22 Правил выпуска реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Как указано в ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в редакции от 03.07.2019) «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Из материалов дела следует, что общий стаж трудовой деятельности административного истца в организациях подведомственных Министерству обороны РФ на 01.03.2005 составил 9 лет 9 месяцев, т.е. менее 10 лет. На момент признания административного истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» и включения ее в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, она ни к одной из указанных в ст. 108 ЖК РСФСР категорий граждан не относилась.
Из анализа приведенных выше положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием к выдаче им государственного жилищного сертификата, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Гарантия в виде представления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Министерством обороны Российской Федерации. В данном случае, на момент включения истца и её исключения из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» административным истцом не утрачена связь с Министерством обороны Российской Федерации, она не утратила право проживать в закрытом военном городке, требований о её выселении из занимаемого жилого помещения к ней не предъявлялось.
Следовательно, у государства в лице Министерства обороны РФ не возникло обязанности по обеспечению административного истца другим жилым помещением, административный истец была необоснованно включена в состав участников подпрограммы по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а действия ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ по исключению ее из реестра подлежащих переселению из военных городков граждан являются законными.
Кроме того, при прекращении трудовых отношений, наниматель обязан освободить занимаемое служебное жилое помещение без представления другого жилого помещения, при несоответствии категориям граждан, перечисленных в п.2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, учитывая, что оспариваемое решение вынесено в соответствии с действующим законодательством, оснований для признания указанного решения незаконным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 182, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Подойницыной С. А. к Федеральному Государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление Жилищного обеспечения» о признании незаконным решения об исключении из единого реестра граждан на получение государственного жилищного сертификата отказать в полном объеме.
Копию решения в окончательной форме направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Парфенов
Решение в окончательной форме принято 28.08.2019 (с учетом выходных дней 24.08.2019, 25.08.2019).
Судья Е.С. Парфенов