Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2021 года
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Брижевской И.П.
При секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Администрации городского округа Красногорск МО о возложении обязанности утвердить схему по распределению земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО1 обратились в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> о признании права на возмездное приобретение земельного участка путем перераспределения собственного земельного участка и земель государственной или муниципальной собственности.
В обоснование исковых требований с учетом уточнения указывают, что являются собственниками смежных земельных участков с кадастровым номером 50:11:0000000:172038 площадью 525+/-8 кв.м и с кадастровым номером 50:11:0040206:449 площадью 745+/-10 кв. метров, по адресу: <адрес>, мко. Опалиха <адрес>.
Данные земельные участки представляют собой единое землепользование, огорожены единым забором, фактическая площадь составляет 1356 кв.м.
На земельном участке расположен жилой дом общей площадью 169,4 кв.м с кадастровым номером 50:11:0040204:114.
Они обратились в администрацию городского округа <адрес> с заявлениями о перераспределении указанных участков общей площадью 1270 кв.м и земельного участка 86 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, приложив схему расположения образуемого единого земельного участка площадью 1356 кв. м.
Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, им отказано в перераспределении земельных участков, поскольку земельный участок расположен в зоне второго пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в связи с чем отнесен к землям, ограниченным в обороте, посчитав данный отказ незаконным, обратились в суд.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО5, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6, возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенных в письменных возражениях.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 39.28 ЗК РФ определяет перечень случаев, при наличии которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а именно:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Судом установлено, что по договору купли-продажи земельных участков с долей в праве собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Красногорского нотариального округа <адрес> ФИО7, ФИО2, ФИО1 являются собственниками 77/200 долей в праве общей собственности за каждым на жилой дом общей площадью 169,4 кв.м с кадастровым номером 50:11:0040204:114 и земельных участков: площадью 550 кв. м с кадастровым номером 50:11:0040202:451, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства; площадью 275 кв. м с кадастровым номером 50:11:0040206:27, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства; площадью 445 кв. м с кадастровым номером 50:11:0040202:453, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, мко. Опалиха <адрес>.
Земельные участки с кадастровым номером 50:11:0040202:451 площадью 550 кв. м; площадью 275 кв. м с кадастровым номером 50:11:0040206:27; площадью 445 кв. м с кадастровым номером 50:11:0040202:453 по адресу: <адрес>, мкр. Опалиха, <адрес> были объединены и образован земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:172029 площадью 1270 +/- 12 кв.м.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:172029 площадью 1270 +/- 12 кв.м были образованы земельные участки с кадастровым номером 50:11:0000000:172038 площадью 525+/-8 кв.м и с кадастровым номером 50:11:0040206:449 площадью 745+/-10 кв. м.
Истцы обратились в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о перераспределении земель, земельного участка, принадлежащего им на праве частной собственности общей площадью 1270 кв.м и земельного участка площадью 86 кв.м, государственная собственность на который не разграничена.
Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, истцам отказано в перераспределении земельных участков, поскольку земельный участок расположен в зоне второго пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в связи с чем отнесен к землям, ограниченным в обороте.
Согласно подпункту 4 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктами 3, 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Как следует из пунктов 1.4, 1.5 и 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Для установления обстоятельств, необходимых для правильного рассмотрения спора, судом назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО8
Согласно выводам экспертизы, земельные участки с кадастровым номером 50:11:0040202:451 площадью 550 кв. м; площадью 275 кв. м с кадастровым номером 50:11:0040206:27; площадью 445 кв. м с кадастровым номером 50:11:0040202:453 по адресу: <адрес>, мкр. Опалиха, <адрес> находится в территориальной зоне Ж-2 – в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами и не расположены в санитарной охранной зоне источника питьевого водоснабжения.
Суд, оценивая приведенное выше заключение эксперта, считает его достоверным, поскольку экспертиза проведена лицом, имеющим специальные познания и опыт работы, при проведении экспертизы земельный участок обследован в натуре; эксперт предупрежден об уголовной ответственности. Выводы экспертизы согласуются с данными, содержащимися в материалах дела.
Доводы ответчика, что испрашиваемый земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе <адрес>, опровергается заключением экспертизы, согласно которой земельный участок расположен в 68 метрах от фасада земельного участка от реки Праслиха. Река Праслиха не является основным водотоком или притоком первого порядка.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ч. 15 ст. 65 Водного кодекса, в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах").
Согласно ч. 16 ст. 65 Водного кодекса, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из изложенного на данном земельном участке возможно строительство, в связи с чем довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте является необоснованным.
На принадлежащих истцам на праве собственности земельном участке каких-либо ограничений (обременений) не зарегистрировано, режим ограниченного использования указанных объектов недвижимого имущества не установлен. Площадь образуемого земельного участка не превышает установленных на территории <адрес> предельных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, администрация не представила достаточных доказательств, в порядке ст. 56 ГПК РФ, позволяющих сделать однозначный вывод, что спорный земельный участок расположен в санитарной зоне источника питьевого водоснабжения, в связи с чем ограничен в обороте и не подлежит предоставлению в собственность.
С учетом изложенного, отказ администрации в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, суд находит незаконным и необоснованным, нарушающим права истца.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Суд признает заявленный истцами способ восстановления их нарушенных прав надлежащим, в связи с чем требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> утвердить схему распределения земельных участков с кадастровым номером 50:11:0040206:449 площадью 745 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Опалиха, <адрес> земельного участка площадью 86 кв.м. собственность на который не разграничена в соответствии со следующим каталогом координат:
1 | 475899,71 | 2172838,90 | 7,88 | 99° 46" 2" |
2 | 475898,37 | 2172846,67 | 11,10 | 101° 48" 22" |
3 | 475896,10 | 2172857,53 | 16,58 | 98° 29" 48" |
4 | 475893,65 | 2172873,93 | 1,22 | 196° 12" 14" |
5 | 475892,48 | 2172873,59 | 0,25 | 104° 2" 10" |
6 | 475892,42 | 2172873,83 | 4,23 | 107° 3" 35" |
7 | 475891,18 | 2172877,87 | 8,84 | 200° 0" 52" |
8 | 475882,87 | 2172874,85 | 13,55 | 199° 44" 20" |
9 | 475870,12 | 2172870,27 | 3,68 | 285° 16" 35" |
10 | 475871,09 | 2172866,72 | 12,13 | 285° 50" 6" |
11 | 475874,40 | 2172855,05 | 3,53 | 290° 13" 58" |
12 | 475875,62 | 2172851,74 | 2,29 | 289° 56" 25" |
13 | 475876,40 | 2172849,59 | 3,40 | 295° 35" 11" |
14 | 475877,87 | 2172846,52 | 2,04 | 286° 12" 55" |
15 | 475878,44 | 2172844,56 | 5,66 | 287° 41" 54" |
16 | 475880,16 | 2172839,17 | 6,04 | 292° 3" 56" |
17 | 475882,43 | 2172833,57 | 18,08 | 17° 9" 11" |
1 | 475899,71 | 2172838,90 |
Обязать Администрацию городского округа <адрес> заключить с ФИО1 и ФИО2 соглашение по распределению земельных участков с кадастровым номером 50:11:0040206:449 площадью 745 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Опалиха, <адрес> земельного участка площадью 86 кв.м. собственность на который не разграничена в соответствии со следующим каталогом координат:
1 | 475899,71 | 2172838,90 | 7,88 | 99° 46" 2" |
2 | 475898,37 | 2172846,67 | 11,10 | 101° 48" 22" |
3 | 475896,10 | 2172857,53 | 16,58 | 98° 29" 48" |
4 | 475893,65 | 2172873,93 | 1,22 | 196° 12" 14" |
5 | 475892,48 | 2172873,59 | 0,25 | 104° 2" 10" |
6 | 475892,42 | 2172873,83 | 4,23 | 107° 3" 35" |
7 | 475891,18 | 2172877,87 | 8,84 | 200° 0" 52" |
8 | 475882,87 | 2172874,85 | 13,55 | 199° 44" 20" |
9 | 475870,12 | 2172870,27 | 3,68 | 285° 16" 35" |
10 | 475871,09 | 2172866,72 | 12,13 | 285° 50" 6" |
11 | 475874,40 | 2172855,05 | 3,53 | 290° 13" 58" |
12 | 475875,62 | 2172851,74 | 2,29 | 289° 56" 25" |
13 | 475876,40 | 2172849,59 | 3,40 | 295° 35" 11" |
14 | 475877,87 | 2172846,52 | 2,04 | 286° 12" 55" |
15 | 475878,44 | 2172844,56 | 5,66 | 287° 41" 54" |
16 | 475880,16 | 2172839,17 | 6,04 | 292° 3" 56" |
17 | 475882,43 | 2172833,57 | 18,08 | 17° 9" 11" |
1 | 475899,71 | 2172838,90 |
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Красногорского
Городского суда
<адрес> И.П.Брижевская
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.П.Брижевская