Гражданское дело № 2- 97/2019
УИД №33RS0014-01-2018-002753-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2019 г. г. Меленки
Меленковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Агашиной М.Ю.,
при секретаре Барчиковской Е.А.,
с участием истца Ивановой Е.Н.,
представителей ответчика Лариной Н.И., Начкебия Л.М.,
представителей третьих лиц Макаровой С.Ю., Зуевой М.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Евгении Николаевны и Иванова Станислава Валерьевича к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным действий и возложении обязанности,
установил:
Иванова Е.Н. и Иванов С.В. обратились в Муромский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес> Владимирской области ( далее по тексту администрация МО Денятинское), в котором просили: признать действия администрации по формированию списка в План мероприятий подпрограммы газификации Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ г., финансируемой за счет специальной надбавки к тарифу на транспортировку природного газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Владимир», на основании списка собственников домовладений, давших согласие на участие в разработке проекта, незаконными; обязать администрацию устранить в полном объеме нарушение их прав и организовать строительство газопровода- ввода к жилому дому по адресу: <адрес>, за свой счет.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками указанного жилого дома в д. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию МО Денятинское о проведении отводка (вывода) газопровода низкого давления от центрального газопровода к их жилому дому, за счет Программы газификации Владимирской области, на что ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ об отказе во включение в Список, поскольку они не участвовали в проектировании разводящих сетей по д. Прудня в ДД.ММ.ГГГГ г. В апреле ДД.ММ.ГГГГ г. был собран сход жителей, на котором сообщалось о необходимости финансирования проектной документации уличного газопровода в размере 20 000 руб., а также о том, что дальнейшие строительные работы по газификации будут проводиться при финансировании населения, в чем они (истцы) не участвовали.
Весной 2018 г. начались работы по строительству газопровода в д. Прудня, согласно Программе газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ гг., утвержденной распоряжением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ В октябре 2018 г. началось прокладывание газопроводов- вводов низкого давления ДУ 32мм к домам. Строительство газопроводов- вводов осуществлялось на основании Плана мероприятий подпрограммы газификации Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ г. финансируемой за счет специальной надбавки к тарифу на транспортировку природного газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Владимир» ( приложение № к Программе), согласно распоряжению Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ №-рг. Считают, что администрацией были совершены неправомерные действия по формированию списка для включения домовладений в План мероприятий на основании согласия граждан в финансировании проекта, т.к. Программа развития газоснабжения и газификации Владимирской области не обязывает граждан финансировать проектирование и строительство внутрипоселковых газораспределительных сетей. В список данного Плана мероприятий входит 45 домовладений, всего запланировано программой 84 домовладения. Данный список формировала администрация МО Денятинское на основании согласия граждан на финансирование проектной документации по решению схода граждан от ДД.ММ.ГГГГ, не уведомив жителей д. Прудня о готовящемся списке для включения в План мероприятий, и о том, что строительство будет осуществляться за счет специальной надбавки, а не за счет граждан. О принятии сходом граждан решения они узнали из ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ В связи с материальным положением они отказались от финансирования проектной документации и не попали в данный План мероприятий, не зная о том, что строительство отводов к домам будет проводиться без привлечения средств населения. Организация газоснабжения поселений является полномочием органов местного самоуправления муниципального района. Законодательством не предусмотрен принудительный сбор с населения денежных средств для решения вопросов местного значения. Также полагают, что сход граждан проведен в нарушение требований Закона «О местном самоуправлении». Уставом МО Денятинское не предусмотрено полномочий по принятию сходом граждан решений, а только обращений к органам местного самоуправления ( л.д.2-5).
Определением Муромского городского суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводство, в порядке, предусмотренном ГПК РФ ( л.д. 32).
Определением Муромского городского суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело передано на основании ст. 28 ГПК РФ на рассмотрение Меленковского районного суда Владимирской области (т.1 л.д. 36-37).
В ходе судебного разбирательства истцы отказались от иска в части возложения обязанности на администрацию МО Денятинское устранить в полном объеме нарушение их прав и организовать строительство газопровода- ввода к жилому дому по адресу: Владимирская <адрес>, за свой счет. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в указанной части исковых требований прекращено ( т.1 л.д. 230,242-243).
В порядке ст. 39 ГПК РФ истцы исковые требования уточнили и окончательно просят суд: признать незаконными действия администрации МО Денятинское по формированию списка в План мероприятий подпрограммы газификации Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ г. и возложить на ответчика обязанность информировать уполномоченные органы о необходимости внесения изменений в Приложение № к программе газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ годы, включении в План мероприятий подпрограммы газификации Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ г., в перечень наименований объекта газопровод- ввод низкого давления к жилому дому по адресу: <адрес> ( т.1 л.д. 227-228).
В уточненном заявлении истцы указали, что согласно Плану мероприятий подпрограммы газификации на ДД.ММ.ГГГГ г., в п/п 15 указан объект строительства- газопровод низкого давления <адрес>, сметная стоимость объекта 3120,07 тыс. руб., проектно- изыскательные работы 0 руб., строительно - монтажные работы 2907,08 тыс. руб., итого стоимость расходов составила 2907,08 тыс. руб. Согласно договору на выполнение проектных работ от ДД.ММ.ГГГГ жители заплатили 201 960,92 руб. Указанная сумма и остаток средство АО «Газпром газораспределение Владимир» от сметной стоимости 212,99 тыс. руб. практически совпадают. В случае отсутствия проекта на разводящие сети АО «Газпром газораспределение Владимир» могло подготовить данный проект за счет средств надбавки, а Список должен содержать сведения о домовладениях желающих газифицироваться, независимо от оплаты за проект. Программа газификации рассчитана на 2017- 2021 гг. и план работ утверждается ежегодно, а также подлежит изменению в случае необходимости. Администрация МО Денятинское через администрацию Меленковского района может информировать департамент ЖКХ администрации Владимирской области о внесении изменения в программу газификации, финансируемой за счет специальной надбавки, с включением в перечень объектов их домовладение.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истец Иванова Е.Н. не явилась. В состоявшихся по делу судебных заседаниях исковые требования поддерживала по изложенным в заявлении основаниям. Также добавила, что администрация Меленковского района, обязанная организовать газоснабжение на территории муниципального района, поручила администрации МО Денятинское убедить население осуществить оплату проекта, население восприняло эту оплату как обязанность, носившую вынужденный характер. Список граждан, желающих принять участие в газификации и оплативших проект в администрацию района предоставила именно администрация МО Денятинское. При этом опрос населения по данному вопросу не проводился, предлагалось лишь участвовать в финансировании. Им было известно о проведении схода граждан. За финансирование проекта голосовало менее 60 процентов жителей, а критерием отбора в Программе газификации является готовность не менее 60 процентов жителей в финансировании работ по проектированию и строительству распределительных газовых сетей. Полагает, что при заключении договоров доверенным лицом ФИО8 от имени граждан были допущены нарушения. Вызывает сомнение направление собранных с жителей денежных средств на оплату проектной документации. Нарушением своих прав указывает отсутствие принадлежащего им на праве собственности домовладения в Плане мероприятий подпрограммы газификации, финансируемой за счет специальной надбавки на транспортировку природного газа.
Представители ответчика, администрации МО <адрес>, Начкебия Л.М. ( глава администрации) и Ларина Н.И. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования ФИО13 не признали, как в первоначально заявленном виде, так и с учетом их уточнения. Указывают, что у администрации МО Денятинское отсутствуют полномочия по организации в границах поселения газоснабжения, поскольку это полномочия районной администрации. Соглашения о передаче указанного полномочия не заключалось, в бюджете МО Денятинское на ДД.ММ.ГГГГ гг. затраты на организацию газоснабжения не предусмотрены. Администрация МО Денятинское в данных правоотношениях занималась лишь организационными вопросами, списки граждан, желающих принять участие в финансировании проектирования газопровода не составляла. В феврале- марте ДД.ММ.ГГГГ г. администрация была извещена о возможности Денятинского сельского поселения стать участником программы развития и газификации Владимирской <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г., при условии строительства внутрипоселковых распределительных газопроводов за счет средств бюджетов и внебюджетных источников. ДД.ММ.ГГГГ администрацией было организовано собрание ( сход) с жителями <адрес> где жители изъявили желание принять участие в программе газификации на указанных условиях. Объявление о сходе размещалось на стендах, осуществлялся подворовый обход граждан, семья ФИО13 извещалась посредством оповещения ее родителей, проживающих в <адрес>. После принятия решения об участии в софинансировании жители выбрали инициативную группу. Списки граждан, подтвердивших свое желание на участие в программе газификации, были сформированы старостой деревни ФИО8 и переданы в администрацию МО Денятинское для направления в районную администрацию. После утверждения Программы Иванова Е.Н. и Иванов С.В. обращались с заявлением о безвозмездном проведении газопровода- ввода к их жилому дому в д. Прудня. Обращение администрацией было направлено в Департамент ЖКХ Владимирской <адрес>, но был получен отказ включить жилой дом ФИО13 в Программу, поскольку в разработке проекта они не участвовали, строительство газопровода в рамках указанной программы окончено. При этом данным проектом учтена перспективная нагрузка для подключения новых потребителей, которое для данной семьи возможно в рамках Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1314. Администрация МО Денятинское не является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Представитель третьего лица, администрации МО <адрес>, Макарова С.Ю. ( по доверенности), в судебном заседании исковые требования Ивановой Е.Н. и Иванова С.В., с учетом их уточнения, полагала не обоснованными и удовлетворению не подлежащими, по основаниям, аналогичным приведенным представителями ответчика. Добавила, что районная администрация в рамках Программы газификации на ДД.ММ.ГГГГ г. участия в строительстве внутрипоселкового газопровода населенного пункта д. <адрес> не принимала, расходы в бюджете <адрес> на данные цели не планировались. Районная администрация в рамках своих полномочий оказывала содействие ( техническое сопровождение). В целях оповещения граждан, выявления намерения принять участие в софинансировании проектных работ, в администрацию МО Денятинское была направлена такая информация. После поступления из администрации Списков граждан, в том числе по <адрес>, которые приняли решение оплачивать самостоятельно проектные работы, данная информация была направлена в департамент ЖКХ администрации Владимирской <адрес>. Решение об участии в софинансировании проектирования гапоропводов- вводов было принято сходом граждан, права истцов данным решением не нарушены. <адрес> не было запланировано включение в данный проект, поэтому оплачивать строительство внутрипоселкового газопровода, и его проектирование, обязанности не возникло.
Представитель третьего лица, АО «Газпром газораспределение Владимир», Зуева М.В. ( по доверенности) с исковыми требованиями в судебном заседании не согласилась. Пояснила, что строительство распределительного газопровода и газопроводов- вводов низкого давления к жилым домам д. <адрес> завершено в октябре ДД.ММ.ГГГГ г. в объеме, предусмотренном Программой газификации Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ год, финансируемой за счет специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Владимир». Газопровод- ввод к жилому дому № д. <адрес> не был предусмотрен в объектах строительства. Основанием для включения в Программу газификации д. <адрес> послужило наличие проектной документации на распределительный газопровод, разработанной жителями. Истцы с заявлением о предоставлении технических условий, заявкой о подключении жилого дома к сети газораспределения не обращались. Процедура для включения в Программу газификации истцами не соблюдена. В настоящее время у истцов имеется техническая возможность подключения жилого дома к построенному газопроводу в рамках действующих Правил подключения.
В судебное заседание не явился истец Иванов С.В. О месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ранее просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица администрации Владимирской <адрес> в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом и просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. В направленно отзыве против исковых требований ФИО13 возражают. Также указали, что строительство газопровода в д. <адрес> осуществлено в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках Программы газификации Владимирской <адрес>. При этом разработка проектной документации для строительства осуществлялась АО «Газпром газораспределение Владимир» за счет средств населения. Данное решение было принято жителями деревни на сходе граждан. Наличие проектно- сметной документации послужило основанием для включения д. <адрес> в Программу газификации в соответствии с критерием отбора, предусмотренном в Приложении № к программе газификации. Поскольку истцы не участвовали в финансировании разработки проектно- сметной документации, строительство газопровода- ввода к их жилому дому предусмотрено не было.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав истца, представителей ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материале дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законами и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности могут возникнуть из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органом местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Защита гражданских прав, согласно ст. 12 ГК РФ, осуществляется, в том числе, путем признания права, признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из материалов дела следует, что строительство газораспределительного газопровода низкого давления в д.<адрес> осуществлено АО «Газпром газораспределение Владимир» в ДД.ММ.ГГГГ году.
Ивановой Е.Н. и Иванову С.В. на праве личной собственности принадлежит жилой дом по адресу: Владимирская <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д. 8,9).
ДД.ММ.ГГГГ Иванова Е.Н. и Иванов С.В.. обратились с заявлением в администрацию МО <адрес>, в котором просили произвести отводок ( вывод) трубы газопровода низкого давления от центрального газопровода к их жилому дому по указанному адресу в д<адрес>, в связи с проведением строительных работ по газификации данного населенного пункта ( т.1 л.д. 10).
Администрацией МО Денятинское ДД.ММ.ГГГГ заявителям направлен ответ, согласно которому в список на строительство подводов к домам включены домовладения, собственники которых участвовали в разработке проекта на строительство разводящих сетей в д. Прудня в ДД.ММ.ГГГГ г. Семья ФИО13 в проектировании не участвовала, поэтому в указанный список быть включена не может, поскольку он был сформирован и утвержден постановлением Губернатора Владимирской области ( т.1 л.д. 11).
Также на обращение Ивановой Е.Н. в администрацию МО Денятинское от ДД.ММ.ГГГГ администрацией было разъяснено, что список домовладений д. Прудня в План подпрограммы газификации формировался на основании списка собственников домовладений, давших согласие на участие в разработке проекта со своей долей финансирования, решение было принято на сходе жителей <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ <адрес> формировался до марта ДД.ММ.ГГГГ г.,информирование собственников домовладений производилось посредством объявлений и информационной работы старосты населенного пункта. Строительство газопровода завершено. ФИО13 разъяснена возможность строительства газопровода - ввода к жилому дому согласно постановлению Правительства РФ № 1314 от ДД.ММ.ГГГГ по тарифу, утвержденному департаментом цен и тарифов Владимирской области ( т.1 л.д. 13).
Не согласившись с позицией ответчика, истцы обратились в суд с настоящим исковым заявлением, полагая, что их право на газификацию принадлежащего им жилого дома в д. <адрес> нарушено администрацией МО <адрес> и должно быть реализовано непосредственно в рамках Программы газификации Владимирской <адрес>, финансируемой в ДД.ММ.ГГГГ году за счет специальной надбавки по тарифу на транспортировку природного газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Владимир». Истцы полагают, что газопровод- ввод к их жилому дому должен быть построен указанной организацией на безвозмездной для них ( истцов) основе, и в список Программы газификации Владимирской области они могут быть включены непосредственно путем направления администрацией МО Денятинское информации в компетентные органы о включении домовладения № по <адрес> мероприятий по газификации.
Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятый в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться а счет средств федерального бюджета бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации на территориях сельских поселений, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно Уставу МО <адрес>, территория сельского поселения входит в состав территории муниципального образования <адрес>. Статьей 37 Устава закреплены полномочия администрации сельского поселения, в том числе по решению вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправление федеральными законами и законами Владимирской области ( т.1 л.д. 52-54).
<адрес> входит в состав МО <адрес>.
Соглашений о передаче полномочий по организации газоснабжения в д. <адрес> органом местного самоуправления муниципального района- администрацией МО <адрес>, сельскому поселению Денятинское в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по 2019 г. не заключалось.
Бюджетом МО <адрес>, также как и бюджетом МО <адрес> в рассматриваемом периоде не предусмотрены расходы на строительство внутрипоселковых газораспределительных сетей в д. <адрес> (т.1 л.д. 90-95, 164-168,202-206, 207-211).
На территории Владимирской области газификация жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций осуществляется на основании Программы развития газоснабжения и газификации Владимирской области на период ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной Губернатором Владимирской области и ПАО «Газпром», Подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территории» Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ гг., утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Программы газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденной распоряжением Губернатора Владимирской области от 20 марта 2017 г. № 33-рг.
Согласно паспорту программы газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Владимирской <адрес> на 2017- 2021 г., утвержденной распоряжением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ №-рг ( т. 2 л.д. 7-28), ответственным исполнителем программы является Департамент жилищно- коммунального хозяйства администрации Владимирской области, участниками программы являются, в том числе, АО «Газпром газораспределение Владимир», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Владимирской области. Общий объем финансирования включает в себя, в том числе, средства частных инвесторов.
В План мероприятий указанной программы газификации включено газоснабжение природным газом населенных пунктов, в том числе строительство межпоселковых газопроводов с источниками финансирования- ПАО «Газпром» и иных источников (п.7), строительство внутрипоселковых газопроводов, с источниками финансирования- бюджеты всех уровней и иных источников (п.9). При этом, данные по финансированию уточняются при формировании и утверждении программ Владимирской области на соответствующий период их реализации. Данные по объему частных инвесторов являются прогнозными и подлежат уточнению.
В Приложении №, приложении № к указанной программе газификации разъясняется, что областью оказывается поддержка населению по подключению к газовым сетям. Там, где жители приняли решение строить за свой счет газораспределительные газовые сети, АО «Газпром газораспределение Владимир» осуществляется строительство газопроводов высокого давления в рамках программы газификации Владимирской области за счет специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям.
Приложение № к программе содержит описание мер координации деятельности органов исполнительной власти области и организаций для достижения целей и ожидаемых результатов программы газификации. В частности предусмотрено, что в случае необходимости внесения изменений в действующие на территории Владимирской области программы газификации ( в том числе Программа газификации, финансируемой за счет средств специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям АО «Газпром газораспределение Владимир») участники региональной программы газификации Владимирской области информируют департамент жилищно- коммунального хозяйства администрации Владимирской области о внесенных изменениях. Департамент жилищно- коммунального хозяйства администрации Владимирской области с учетом предоставленной информации готовит предложения по внесению изменений в региональную программу газификации Владимирской области, которые представляет в адрес Губернатора Владимирской области.
Таким образом, возможность внесения предложений по изменениям в утвержденную программу газификации предусмотрена непосредственно для участников программы.
Программой газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ г. по Меленковскому району Владимирской области было запланировано строительство распределительных газопроводов для газификации жилых домов д. <адрес> АО «Газпром газораспределение Владимир»), период строительства ДД.ММ.ГГГГ гг., с перспективой потребителей- 84 домовладения.
Распоряжением Губернатора Владимирской области от 3 ноября 2017 г. № 116-рг в Приложение № 7 к распоряжению Губернатора Владимирской области от 20 марта 2017 г. № 33-рг внесены изменения. В том числе разъясняется, что отбор иных объектов для формирования Программы осуществляется рабочей группой, состав которой утверждается распоряжением администрации области на основании заявок органов местного самоуправления в соответствии с критериями эффективной газификации: в том числе, наличие не менее 60 % жителей, подтвердивших путем очного или заочного голосования готовность финансировать работы по проектированию и строительству распределительных газопроводов по населенному пункту, к которому будет выполняться строительство межпоселкового газопровода; наличие проектно- сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы ( т.1 л.д. 111-112).
Распоряжением Губернатора Владимирской области от 16 августа 2018 г. № 77-рг в Приложение № 10 к распоряжению Губернатора Владимирской области от 20 марта 2017 г. № 33-рг внесены изменения. В паспорте Подпрограммы газификации Владимирской области на 2018 г., финансируемой за счет специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям АО «Газпром газораспределение Владимир» ответственным исполнителем подпрограммы указан Департамент жилищно- коммунального хозяйства администрации Владимирской области, участниками программы- АО «Газпром газораспределение Владимир» и департамент цен и тарифов администрации Владимирской области. Строительство распределительных газопроводов низкого давления для газоснабжения жилых домов в д. <адрес> осуществляется в 2018 г.
Приложением № к программе газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Владимирской <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ г. в редакции от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено строительство газопроводов- вводов низкого давления к следующим жилым домам по <адрес>, д. <адрес>: №№,88,78,64,58,56,54,52,50-а <адрес>,50-а <адрес>, 50,48,40 <адрес>, 38 <адрес>, 32,20,18,14,2,15,21,27,29,39,41,43,45,47,59,63,65,17,12,7,4,80,71,79<адрес>,77<адрес>,23,16,8, а также домам по <адрес> строительства осуществлялось АО «Газпром газораспределение Владимир» (т.1 л.д. 106-107).
Жилой <адрес> д. <адрес> в указанный перечень не вошел, строительство газопровода-ввода к данному дому в рамках указанной Программы не осуществлялось.
В ходе судебного разбирательства установлено, не опровергается истцами, что с заявлением о газификации жилого дома до утверждения перечня жилых домов в Программе газификации они в компетентные органы не обращались, то есть свое волеизъявление на газификацию в установленном порядке не выражали.
Вместе с тем, строительство внутрипоселкового газопровода низкого давления в <адрес> в том числе газопроводов- вводов к указанным жилым домам, стало возможно в результате принятого жителями д. <адрес> решения об участии в финансировании разработки проектно-сметной документации на распределительный газопровод.
Как указано выше, согласно Программе газификации Владимирской области допускается участие населения в финансировании строительства газопроводов, а наличие проектно- сметной документации на газопровод, получившей положительное заключение государственной экспертизы, является одним из установленных критериев отбора для формирования Программы газификации.
Решение принято на сходе граждан, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, на котором принимали участие 37 человек- жители д. <адрес>. Данным решением жители <адрес> подтвердили свое волеизъявление и согласие на строительство газовых сетей в пределах населенного пункта и границ своих земельных участок.
Из пояснений истца Ивановой Е.Н. следует, что о проведении схода граждан именно с целью решения вопроса об участии в финансировании проектно- сметной документации, иных вопросов строительства газопровода, им было известно, но они не желали вносить свои денежные средства на указанные мероприятия, полагая, что строительство газопровода в д. Прудня должно осуществляться за счет специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям АО «Газпром газораспределение Владимир», то есть на безвозмездной для граждан основе.
Вопреки доводам истцов, суд, с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не находит оснований полагать о неправомерности принятого жителями д. Прудня решения об участии в оплате проекта газопровода. Принятое решение выражает добровольное волеизъявление граждан, никем не оспорено, незаконным не признавалось. Возможность участия населения в финансировании работ по проектированию и строительству распределительных газопроводов по населенному пункту предусмотрена действующей Программой газификации.
Представленными доказательствами достоверно подтверждается, что созданной на сходе жителей инициативной группой, в том числе уполномоченным лицом, на основании оформленных доверенностей были заключены договоры на выполнение необходимых для разработки проекта работ, гражданами произведена соответствующая оплата. Проведена государственная экспертиза проектной документации, которая по акту приема- передачи передана в ОКС администрации <адрес> ( т. 1 л.д. 119-163).
Следует отметить, что с момента принятия решения на сходе граждан, до начала строительства газопровода в д. Прудня прошел длительный срок, и истцы не были лишены возможности принять решение об участии в программе газификации и своевременно обратиться с заявлением о включении в программу.
Список жителей, участвующих в газификации, в том числе в д. <адрес>, был сформирован на основании данных о количестве граждан, участвовавших в разработке проектно- сметной документации и ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Денятинское был направлен в администрацию МО <адрес> ( т. 1 л.д.113-118). Причем эти данные в администрацию МО Денятинское предоставлены избранной на сходе граждан инициативной группой, поскольку именно этим лицам решением схода был поручен сбор данных об участниках газификации.
<адрес> аналогичный список был направлен в Департамент ЖКХ администрации Владимирской <адрес>.
В любом случае, ни администрация Меленковского района, ни администрация Денятинского сельского поселения не формировали список участвующих в газификации граждан, а выполнили техническую работу, оказав содействие гражданам в направлении необходимой информации в администрацию Владимирской области для формирования Программы газификации.
Как указано выше, исполнителями Программы (подпрограммы) газификации, непосредственно по строительству газопровода в д. Прудня, администрация МО Денятинское не является (как и администрация Меленковского района).
Совокупность представленных доказательств, положения законодательных актов безусловно указывают и на отсутствие полномочий у ответчика по делу- администрации МО Денятинское на газоснабжение данного населенного пункта, полномочия районной администрацией не передавались и денежные средства на данное мероприятие в бюджете МО Денятинское не запланированы.
Программа газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Владимирской области на 2017ДД.ММ.ГГГГ г. утверждена распоряжением Губернатора Владимирской области от 20 марта 2017 г. № 33-рг, последующими внесенными изменениями и дополнениями, является нормативным актом, установившим порядок организации газификации на территории Владимирской области, и обязательна к исполнению ее участниками. Перечень домов д. Прудня, подлежащих газификации в рамках данной программы в ДД.ММ.ГГГГ г., внесен в программу в установленном порядке.
Истцы Иванова Е.Н. и Иванов С.В., не согласные с отдельными положениями данной программы, а также подпрограммы газификации, финансируемой за счет специальной надбавки на транспортировку газа, в установленном порядке эти положения не оспорили, принятые уполномоченными органами решения недействительными и незаконными не признаны.
Более того, администрациями МО Денятинское и МО Меленковский район в департамент ЖКХ администрации Владимирской области, при отсутствии такой обязанности, были направлены предложения по внесению изменений в распоряжение Губернатора Владимирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рг, приложение № к Программе газификации на ДД.ММ.ГГГГ гг., о включении в данный перечень газопровод- ввод низкого давления к жилому дому № по <адрес> д. <адрес> ( т.1 л.д. 87,89).
Данное предложение было мотивированно отклонено Департаментом ЖКХ администрации Владимирской области, являющимся ответственным исполнителем программы газификации, поскольку собственники указанного жилого дома не участвовали в разработке проекта на строительство газовых сетей (т.1 л.д.88).
Кроме того, право истцов на газификацию принадлежащего им жилого дома нарушенным не является, поскольку подключение к построенным газовым сетям возможно в рамках Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1314, при соответствующем обращении заявителей в газораспределительную организацию.
Из пояснений представителя АО «Газпром газораспределение Владимир», материалов дела следует, что при строительстве газопровода в д. <адрес> учтена перспективная нагрузка для подключения новых потребителей. В настоящее время техническая возможность подключения жилого <адрес> построенным газовым сетям имеется. Порядок подключения, регламентирован указанными Правилами от ДД.ММ.ГГГГ №. Размер оплаты за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и стандартизированных тарифных ставок.
При указанных обстоятельствах, исследовав совокупность представленных доказательств, требования истцов о признании незаконными действий администрации МО Денятинское по формированию списка в План мероприятий подпрограммы газификации Владимирской <адрес> на 2018 г. и возложении обязанности информировать уполномоченные органы о необходимости внесения изменений в программу газификации, включении в План мероприятий подпрограммы газификации Владимирской области на ДД.ММ.ГГГГ г. газопровод- ввод низкого давления к жилому дому по адресу: <адрес>, суд полагает не обоснованными и удовлетворению не подлежащими.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Ивановой Евгении Николаевне и Иванову Станиславу Валерьевичу отказать в удовлетворении требований к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконными действий по формированию списка в План мероприятий подпрограммы газификации Владимирской <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ г. и возложении обязанности информировать уполномоченные органы о необходимости внесения изменений в Приложение № к программе газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций Владимирской <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы, включении в План мероприятий подпрограммы газификации Владимирской <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ г., в перечень наименований объекта газопровод- ввод низкого давления к жилому дому по адресу: д<адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.Ю. Агашина