Решение по делу № 2-744/2019 от 24.01.2019

Дело № 2-744/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2019 РіРѕРґР°     Октябрьский районный СЃСѓРґ РіРѕСЂРѕРґР° Липецка РІ составе:

председательствующего судьи Мясниковой Н.В.,

с участием прокурора Коршуновой Н.А.,

при секретаре Пересыпкиной П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах инвалида Орлова Ю.В. к Государственному учреждению- Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района г. Липецк обратился в суд в защиту интересов инвалида Орлова Ю.В. с иском к ГУ – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, указывая, что на основании письменного заявления Дугиной Н.В. по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации инвалида Орлова Ю.В. проведена прокурорская проверка по факту, а именно: подгузниками. В ходе прокурорской проверки установлено, что 28.11.2018 г. Орлов Ю.В. обратился в территориальный орган ФСС РФ с заявлением об обеспечении его согласно индивидуальной программе реабилитации TCP инвалида. Однако в нарушение действующего законодательства до настоящего времени ТСР инвалида не обеспечен в полном объеме.

Помощник прокурора Коршунова Н.А. поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в нём.

Истец Орлов Ю.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Представитель ответчика по доверенности Литвиненко Н.И. исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 28.117.2017 г., выданной бюро МСЭ №13 ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области», Орлову Ю.В. рекомендовано получение кроме иных технических средств реабилитации подгузники для взрослых, размер «М» в количестве 3 шт. в сутки. Заявление от 28.11.2018 г. на обеспечение техническими средствами реабилитации принято отделением и зарегистрировано в установленном порядке. Обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации за текущий год подлежит исполнению с 28.11.2018 г. по 28.11.2019 г. Финансирование расходов на обеспечение инвалидов технически средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета. Таким образом, фонд имеет обязанности и возможности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации только в пределах ассигнований федерального бюджета. Граждане, обратившиеся в региональное отделение с заявлением, обеспечиваются техническими средствами реабилитации в пределах выделенных средств с учетом прав других граждан, являющихся получателями государственной услуги. Кроме этого обеспечение инвалидов происходит поэтапно в рамках выделенных денежных средств и с учетом сложившейся очередности, определяемой датой регистрации заявления. 04.03.2019 года Орлову Ю.В. были выданы 450 подгузников.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В статье 9 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается понятие реабилитации инвалидов и определяются ее основные направления. Так, реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу п. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами.

Согласно части 14 ст. 11.1 приведенного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.

В Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р в качестве технических средств реабилитации включены подгузники (пункт 22).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. В силу п. 5 Правил, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан в течение 15 дней, с даты поступления заявления о предоставлении технических средств реабилитации в письменной форме уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением выслать (выдать) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Орлов Ю.В. признан инвалидом № группы бессрочно, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной бюро МСЭ № 13 ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» от 28.11.2017 г., нуждается в предоставлении кроме иных средств реабилитации в предоставлении подгузников для взрослых, размер «М» в количестве 3 шт. в сутки.

В ходе прокурорской проверки установлено, и подтверждено материалами дела, что 28.11.2018 г. Орлов Ю.В. обратился в ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлениями об обеспечении его техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПР инвалида, а именно подгузниками, однако до настоящего времени ими не обеспечен в полном объеме.

Срок рассмотрения поданного инвалидом заявления в соответствии с пунктом 2.1 Порядка составляет 15 дней с момента поступления. О результатах рассмотрения инвалид должен быть уведомлен в письменной форме.

Судом первой инстанции установлено, что поданное истцом заявление было рассмотрено, Орлов Ю.В. поставлен на учет по обеспечению средствами, о чем уведомлен в установленном порядке.

Таким образом, реабилитационный период истца по заявлению от 28.11.2018 года определяется с 28.11.2018 года по 28.11.2019 года.

Согласно акту сдачи приемки-товара №000081471 от 04.03.2019 г. Орловым Ю.В. получены подгузники для взрослых, размер «М» в количестве 450 шт. 04.03.2019 г., то есть после обращения прокурора с иском в суд.

Таким образом, возложение на ответчика обязанности по предоставлению единовременно подгузниками за прошлый период, а именно за период с 28.11.2018 г. по 05.03.2019 г. (день вынесения решения), не восстановит ранее допущенное ответчиком нарушение прав инвалида.

В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом в порядке, установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.

Поскольку Орлов Ю.В. за период с 28.11.2018 г. по 04.03.2019 г. не был обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, его право на получение данной меры социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011г. № 57н.

Данное обстоятельство подтверждено и материалами дела.

Государство, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

В данном случае обязанность Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, в связи с чем имеет место нарушение права Орлова Ю.В. на обеспечение его техническими средствами реабилитации в полном объеме.

В то же время, установленное нарушение прав инвалида Орлова Ю.В. не может быть восстановлено путем фактического предоставления в его пользу гигиенических средств за предыдущий период, поскольку данные технические средства реабилитации носят компенсационный характер, то есть в данном случае избран ненадлежащий способ восстановления нарушенного права истца.

Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида.

Как следует из части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.

Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 года N 57н.

Таким образом, возложение на ответчика обязанности по предоставлению единовременно впитывающими простынями (пеленки) за прошлый период, по день вынесения решения суда, не восстановит ранее допущенное ответчиком нарушение прав инвалида.

При этом Орлов Ю.В. не лишен права обратиться с самостоятельным заявлением о возмещении в порядке статей 15 и 393 Гражданского кодекса РФ убытков, вызванных расходами (затратами) на самостоятельное приобретение указанных выше и недопоставленных в 2018 году технических средств реабилитации инвалида в ГУ-Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

Согласно ИПР Орлов Ю.В. нуждается в обеспечении подгузниками в количестве 3 штука в сутки.

Период действия заявления Орлова Ю.В. о предоставлении ТСР с 28.11.2018 г. по 28.11.2019 г.

Учитывая, что ответчик предоставил истцу техническими средствами реабилитации и на день принятия судом решения Орлов Ю.В. обеспечен средствами реабилитации подгузниками в количестве 450 штук до 04.08.2019 г., суд полагает решение суда в этой части не приводить в исполнение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Орлова Ю.В. техническим средствами реабилитации по заявлению от 28.11.2018 года, подгузниками в количестве 450 штук.

Решение суда к исполнению не приводить.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Липецка.

Председательствующий                    Рќ.Р’. РњСЏСЃРЅРёРєРѕРІР°

Мотивированное решение изготовлено 11.03.2019 г. с учетом положений ч.2 ст. 108 ГПК РФ.

Председательствующий                    Рќ.Р’. РњСЏСЃРЅРёРєРѕРІР°

2-744/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Коршунова Н.А.
ГУ ЛРО ФСС РФ
Литвинова Н.И.
прокурор Октябрьского района г. Липецка
Орлов Ю.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Липецк
Дело на сайте суда
octsud.lpk.sudrf.ru
24.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2019Передача материалов судье
30.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2019Подготовка дела (собеседование)
12.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2019Судебное заседание
12.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее