Дело № 2-352/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Уинское Пермский край 04 августа 2014 года
Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) в составе: председательствующего судьи Братчиковой Н.А.,
истца Наумова А.П.,
представителя ГУ отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе Пермского края Бабушкиной С.Н.,
при секретаре Габовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Наумова А.П. к Отделу пенсионного фонда (ГУ) в Уинском районе Пермского края об обязании включить в специальный стаж период службы
в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и назначить трудовую пенсию по старости с момента возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ года,
У С Т А Н О В И Л:
Наумов А.П. обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению Отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе Пермского края с требованием об обязании включить в специальный стаж период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и назначить трудовую пенсию по старости с момента возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Уинском районе Пермского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении указанного заявления ему было отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № специальный (педагогический) стаж был установлен 22 года 9 месяцев 23 дня.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии не включен период службы в Вооруженных силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 7 дней).
С вынесенным решением Комиссии не согласен по следующим основаниям.
При определении права на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы, протекавшие в период действия Закона ССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», должны применяться нормы данного Закона и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. В соответствии с пунктом 1 указанного Положения к работе педагогических и медицинских работников, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных сил СССР.
Аналогичные положения содержит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий -реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
На основании изложенного полагает, что период службы в Вооруженных силах РФ с 11.11.1986г. по 17.11.1988г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На заявленных требованиях Наумов А.П. настаивал в судебном заседании, по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Пенсионного фонда Российской Федерации в Уинском районе Пермского края Бабушкина С.Н. возражала против заявленных требований по следующим основаниям:
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены.
Учитывая изложенное, оснований для включения периода прохождения военной службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не имеется.
Действовавший до 01.10.1993 Перечень учреждений, организации и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства (далее - Постановление № 1397), предусматривал определенный перечень должностей, учреждений, организаций, работа в которых засчитывалась в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившим силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 признано недействующим и не подлежащим применению на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года.
В правоприменительной практике в каждом конкретном случае периоды работы до 01.10.1993 года, могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ при рассмотрении вопроса досрочного пенсионного обеспечения с учетом законодательства и нормативных правовых актов, действовавших на 31.12.2001г.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением № 1397 (далее - Положение № 1397), было предусмотрено, что в стаж работы по специальности могли засчитываться также иные периоды, перечисленные в Положении № 1397, а именно служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Лица, осуществлявшие иную работу (деятельность), предусмотренную Положением № 1397, в т.ч. проходившие службу в составе Вооруженных Сил СССР, и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с положениями Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 № 320-О и Постановления Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 № 70 при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в указанный стаж включаются все периоды деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававшего право на пенсию за выслугу лет, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии по старости. Стаж Наумова А.П. на ДД.ММ.ГГГГг. составил 5 лет 14 дней (требуется 16 лет 08 мес). В рассматриваемом случае в рамках действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 отсутствует специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с действующим законодательством о трудовых пенсиях стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью Наумова А.П., также составляет менее требуемых для назначения указанного вида пенсии 25 лет.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства, находит заявление подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на социальное обеспечение, в том числе в виде государственных пенсий по возрасту и в иных установленных законом случаях.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости независимо от возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Наумову А.П. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа менее 25 лет, в специальный стаж не включен период службы в армии с 11.11.1986г по 17.11.1988г, на момент обращения в отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе стаж педагогической деятельности составил 22 года 09 месяцев 23 дня. (л.д. 5,6).
Из справки, военного билета НЮ № следует, что Наумов А.П. проходил действительную военную службу в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.7,8).
Из трудовой книжки Наумова А.П, следует, что ДД.ММ.ГГГГг. истец назначен учителем физкультуры в Аспинскую среднюю школу, 01.11.1986г уволен в связи с призывом в армию. Служил в армии с ДД.ММ.ГГГГ по 17.11.1988. С ДД.ММ.ГГГГ назначен учителем физкультуры, уволен 01.01.1994г. С ДД.ММ.ГГГГ назначен учителем физкультуры в Аспинскую школу, работает по настоящее время.
Проанализировав представленные доказательства, учитывая объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что в специальный стаж Наумова А.П. необоснованно не включен период службы в ВС СССР.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право Наумова А.П., являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации.
Служба Наумова А.П. в рядах Советской Армии проходила до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам просвещения.
Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
На момент обращения Наумова А.П. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем, период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
Поскольку на день подачи заявления в отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе, а также на день рассмотрения дела в суде, с учетом подлежащего включению в специальный стаж Наумова А.П. периода службы в ВС СССР, педагогическая деятельность истца составляет менее 25 лет, оснований для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не имеется. Оснований для обязания ответчика назначить пенсию с 15.09.2014г не имеется, поскольку суд не может достоверно полагать, что к 15.09.2014г истец выработает необходимый стаж для назначения трудовой пенсии. По возникшему спору не может быть принято решение на будущее время.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе включить Наумову А.П. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение одного месяца с подачей жалобы через Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское).
Судья Братчикова Н.А.